Действующий

Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (с изменениями на 16 мая 2024 года)

Организация расследования

10. Расследование авиационных происшествий (за исключением авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами) организуют Служба безопасности полетов и руководители федеральных органов исполнительной власти, федерального государственного органа и организаций (по принадлежности воздушного судна).

Расследование авиационных происшествий с легкими беспилотными воздушными судами, находящимися в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, организуют командования объединений видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а с малыми беспилотными воздушными судами - командования соединений видов или родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Расследование иных авиационных происшествий с легкими и малыми беспилотными воздушными судами организуют командования авиационных соединений (должностные лица, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

Для участия в расследовании могут привлекаться специалисты научных организаций, представители федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники и экспериментальной авиации, и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

11. Расследование авиационного происшествия (за исключением авиационного происшествия с легким или малым беспилотным воздушным судном) проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна) с включением в ее состав представителя Службы безопасности полетов (по согласованию).

Расследование авиационного происшествия с легким беспилотным воздушным судном, находящимся в пользовании Министерства обороны Российской Федерации, проводится комиссией, назначаемой приказом командующего объединением вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна), а с малым беспилотным воздушным судном - приказом командира соединения вида или рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (по принадлежности воздушного судна).

Расследование иных авиационных происшествий с легкими или малыми беспилотными воздушными судами проводится комиссиями, назначаемыми правовыми актами командиров авиационных соединений (должностных лиц, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации (по принадлежности воздушного судна).

В состав комиссии могут включаться представители организаций - разработчиков и изготовителей авиационной техники.

В случае расследования авиационного происшествия Службой безопасности полетов приказ о назначении комиссии издает Министр обороны Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

12. Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя и членов комиссии. Председателем комиссии при расследовании авиационного происшествия с пилотируемым воздушным судном может быть только лицо, имеющее летное образование.

В состав комиссии назначаются лица, имеющие соответствующую квалификацию. Члены комиссий проходят специальную подготовку, после которой на основании решения начальника Службы безопасности полетов им выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1). Членам комиссии по расследованию авиационных происшествий с легкими или малыми беспилотными воздушными судами удостоверения установленного образца не выдаются.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

Членами комиссии могут быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие специальную подготовку, после которой им выдаются удостоверения установленного образца (приложение N 1).

Права и обязанности лиц, участвующих в расследовании авиационного происшествия, приведены в приложении N 2.

Рабочими органами комиссии являются:

летная, инженерно-техническая и административно-штабная подкомиссии, а также расчетно-аналитическая группа, работу которых возглавляют члены комиссии;

рабочие, исследовательские и экспертные группы, которые могут не входить в состав подкомиссий. Работу групп могут возглавлять специалисты, которые не являются членами комиссии.

Решение о создании рабочих органов принимает председатель комиссии.

13. Для работы в комиссии и в ее рабочих органах могут по согласованию с соответствующими руководителями привлекаться представители федеральных органов исполнительной власти и организаций независимо от их организационно-правовой формы. Информация о кандидатах для работы в комиссии передается федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному органу или организации, которые организуют расследование, в минимально короткие сроки после получения от него запроса.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

14. Лица, участвующие в расследовании авиационного происшествия, должны иметь соответствующую квалификацию и не должны быть причастными к организации, выполнению, обеспечению или обслуживанию полета, по которому проводится расследование.

Члены комиссии и ее рабочих органов не могут представлять интересы страховых компаний, имеющих финансовые обязательства перед юридическими или физическими лицами, причастными к авиационному происшествию.

15. Если в процессе работы комиссии стало известно о вовлечении в расследуемое авиационное происшествие авиационного персонала другого вида авиации или другого федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, председатель комиссии сообщает об этом руководителю федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа или организации, назначившему комиссию, и начальнику Службы безопасности полетов для принятия решения о дальнейшем расследовании.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)

16. Авиационные происшествия в результате столкновения воздушных судов расследуются как одно событие, а классифицируются и учитываются для каждого воздушного судна раздельно. По результатам расследования оформляется, как правило, одно дело расследования.

17. Оперативное взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, федеральным государственным органом и организациями по вопросам организации и проведения расследования авиационных происшествий осуществляется Службой безопасности полетов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года N 2339. - См. предыдущую редакцию)