УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель министра
экономики Российской Федерации
Самохвалов А.Ф.
2 ноября 1999 года
N СА-693
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
Шпагин Р.В.
2 ноября 1999 года
N 01-23/28135
ПОЛОЖЕНИЕ
об основных требованиях к содержанию технико-экономического
обоснования * необходимости создания свободных складов, а также
необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления
локальных проектов на их территории (предоставляется в таможенные органы
при обращении о предоставлении лицензии на учреждение свободных
складов, о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации
о создании свободной таможенной зоны и при согласовании с таможенными
органами проектов на территории свободных таможенных зон)
_________________
* Использование в названии и тексте Положения термина "технико-экономическое обоснование" не означает, что должны быть выполнены все требования к основным проектным документам ТЭО, предъявляемые СНиП N 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
А. Технико-экономические обоснования необходимости создания свободных складов, а также необходимости создания свободных таможенных зон и осуществления локальных проектов на их территории представляются в таможенные органы при обращении о предоставлении лицензий на учреждение свободных складов, о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации о создании свободной таможенной зоны и при согласовании с таможенными органами отдельных проектов и возведения зданий, строений и сооружений на территории существующих свободных таможенных зон.
Представляемая информация по проекту должна быть достоверной, обоснованной и подтвержденной проектной, а при отсутствии проекта - исходно-разрешительной документацией.
I. Общие предпосылки и история вопроса.
1. Название и общие сведения о коммерческой организации, обратившейся за выдачей лицензии на учреждение свободного склада либо за согласованием с таможенными органами осуществления конкретных проектов и возведения зданий, строений и сооружений на территории свободных таможенных зон, и место его нахождения.
2. (Заполняется только организациями, не представившими отчет в соответствии с Временным положением об анализе хозяйственной деятельности и финансового состояния организации, обратившейся за выдачей лицензии таможенных органов.)
Сведения о состоятельности организации реализовать представленный проект в соответствии с лицензией либо разрешением таможенных органов по финансовым показателям, показателям хозяйственной деятельности и по качеству менеджмента. Для этого показываются:
1) навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность, характеристика управляющих ревизором организации и третьей стороной (аудитором), стратегия в области маркетинга, опыт в осуществлении аналогичных проектов и данные об объеме операций на внешнем рынке, результаты деятельности и их тенденции, данные о потенциале роста и диверсификации;
2) имеющийся опыт работы с использованием таможенных режимов переработки под таможенным контролем и переработки на таможенной территории; безупречность репутации перед таможенными органами подтверждается справкой заместителя начальника по оперативной работе таможенного органа, в регионе деятельности которого находится предприятие.
3) для анализа качества работы организации по воспроизводству основных фондов и использования организацией существующих источников финансирования в предъявленном проекте заполняют и анализируют таблицы 1A и 1Б, используя в качестве основы для заполнения таблицы 1Б отчет организации по статистической форме 2 - КС. Использовать баланс в качестве основы для заполнения таблицы 1Б не допускается,
4) приводят сведения об отсутствии у организации картотеки за обозримый период в прошлом, отсутствии серьезных финансовых санкций налоговых, таможенных и других контролирующих органов. Рассчитывают и приводят показатель суммы назначенных штрафов к величине выплаченных налогов.
5) приводят описание действующего на предприятии контроля качества. Отдельно описывают применение статистических методов контроля качества.
6) на момент обращения за выдачей лицензии в организации отсутствуют признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), а также их отсутствие в процессе осуществления проекта создания свободного склада;
7) финансовая состоятельность в момент обращения, а также за все время существования организации; представляется бухгалтерская отчетность (формы N 1, N 2 и N 5) за последние три отчетных периода, по которой проводят анализ финансового состояния организации в соответствии с порядком, изложенным в Приложении 1, с использованием приведенных для сравнения количественных значений финансовых показателей. Тот же порядок используется в начальной стадии финансового анализа представленного проекта.
При расчете коэффициентов по балансу целесообразно использовать методику, изложенную в Приложении 1 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 05.12.94 N 98-р. При этом коэффициенты рассчитываются на основе данных "нового" баланса, вступившего и действие с 1997 года в соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций" (в редакции Приказов Минфина России от 03.02.97 N 8 и от 21.11.97 N 81н);
8) таможенный орган осуществляет первичный анализ на основании отчета уполномоченного аудитора, а также перечисленных документов, с учетом очевидных экономических, правовых и таможенных соображений, анализа движения денежных средств, а также неформализованных критериев и процедур.
Принятие решения о состоянии организации в целом и по финансовому положению реализовать проект создания свободного склада осуществляется на основании проведенного в соответствии с Приложением 1 финансового анализа по предложенному в настоящем разделе минимальному необходимому набору показателей, для части которых также предложены требования, в том числе к количественным значениям показателей.
При отнесении организаций к организациям с хорошим состоянием баланса следует ориентироваться на выполнение в основном (по крайней мере, за период до августа 1998 г.) приведенных в Приложении 1 требований к показателям и коэффициентам. При этом нельзя считать, что предприятия, не отвечающие всем приведенным требованиям, не осуществляют инвестиционных программ либо не являются платежеспособными. Баланс предприятия является временным срезом его финансового состояния, в связи с чем при рассмотрении значений коэффициентов, рассчитанных по балансу, следует в большей степени обращать внимание на временные тенденции, чем на значения показателей в определенный момент времени. Рассмотрение временных тенденций позволит также избежать "подгонки" значений нужных строк баланса на момент составления баланса для получения указанных результатов финансового анализа, учитывается информация, приведенная по требованиям настоящего раздела, но в основном решение принимается при рассмотрении следующего минимального набора показателей:
а) коэффициент общей ликвидности, граничное значение которого может быть снижено с 2 до 1,5 - 1,7;
б) коэффициент абсолютной ликвидности (граничное значение 0,05 - 0,1);
в) коэффициент годности основных фондов (желательное значение 0,5-0,7). Одновременно приводят значение коэффициента годности основного производственного оборудования;
коэффициенты деловой активности:
г) коэффициент оборачиваемости оборотных средств (объем реализованной продукции, деленный на среднегодовую стоимость оборотных средств);
д) коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
е) коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
ж) коэффициенты рентабельности, рассчитанные согласно Приложению 1;
з) выполнение с 01.01.97 обязательного превышения величины чистых активов над величиной уставного капитала (в соответствии с п.4 ст.35 Закона Российской Федерации "Об акционерных обществах");
е) поскольку проекты создания свободных складов являются, как правило, инвестиционными; анализу денежных потоков проекта и предприятия в целом, проводимому в соответствии с Приложением 2, следует уделить больше внимания, чем финансовому анализу баланса предприятия. При этом в первоочередном порядке анализируют неотрицательность потока реальных денег предприятия нарастающим итогом с учетом осуществления инвестиционного проекта, а также соответствие рассчитанных финансовых коэффициентов предприятия с учетом проекта аналогичным коэффициентам без учета проекта. При этом осуществление проекта не должно привести к ухудшению финансового состояния. В то же время маловероятно резкое улучшение финансового состояния предприятия вследствие осуществления первых этапов осуществления проекта. Анализ уровня осуществляемого потока реальных денег проводят по отношению к финансированию долгосрочных обязательств, всех кредитов и инвестиций в собственное развитие. В продолжительном временном периоде поток реальных денег не должен иметь тенденцию к снижению, а по отношению к чужим пассивам не должен превышать 300%. Превышение этого порога означает повышенный риск при предоставлении лицензии.
9) По отчету о движении денежных средств организации составляют справку в соответствии с последовательностью анализа движения денежных средств в Приложении 2 настоящего Положения.
Дополнительно заполняют и заверяют таблицу 1.
3. Цель проекта
1) Отмечают наличие и содержание развитой стратегии развития организации.
2) Приводят общее описание основных товаров (с выделением услуг, а также научно-технической и информационной продукции), с которыми планируется совершение операций, общее описание вида и характера таких операций, общее описание основных видов побочных товаров, которые могут получаться в результате совершения указанных операций. Особо отмечают отсутствие среди основных и побочных продуктов производства товаров, производство и ввоз которых в Российскую Федерацию запрещены.
3) По каждому товару показывают его соответствие мировому уровню, показатели его эффективности и качества. Отдельно приводят показатель "наработка на отказ" для товаров, которые предполагается производить в сравнении с аналогичными показателями (для товаров, к которым данный показатель применим).
4) Оценивают возможные последствия выпуска товаров. Приводят результаты предельного анализа.
5) Приводят сведения об основных производителях аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, производственных мощностях этих производителей и степени использования указанных мощностей, имеющемся научно-техническом и конструкторском заделе, патентах, лицензиях и ноу-хау.
6) Характеризуют защищенность от устаревания продукции, источники получения патентов, ноу-хау, программного обеспечения, а также техники и технологий, с помощью которых будут совершаться операции.
7) Приводят сведения о качестве и ценах подобных или непосредственно конкурирующих товаров, имеющихся на мировом рынке.
8) Отмечают соответствие проекта уже существующим каналам сбыта либо перечисляют мероприятия по созданию сбытовой сети для новых товаров.
9) Мероприятия по совершенствованию товаров (функционально-стоимостный анализ, применение статистических методов контроля качества, приобретение патентов, лицензий, научных, программных и конструкторских разработок и т.п.).
4. Месторасположение будущего объекта. Документы на владение землей.
Разработка ТЭО при обращении о предоставлении лицензий на учреждение свободных складов осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения будущего свободного склада.
Разработка и предоставление в ГТК России ТЭО необходимости создания свободной таможенной зоны осуществляется при обращении в ГТК России о представлении ГТК России в Правительство Российской Федерации о создании свободной таможенной зоны осуществляется для свободных экономических зон, использующих таможенный режим свободной экономической зоны и включенных в федеральную программу создания и развития свободных экономических зон на территории Российской Федерации.
Разработка ТЭО при согласовании с таможенными органами осуществления локальных проектов и возведения зданий, строений и сооружений на территории свободных таможенных зон осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании с администрацией свободной экономической зоны и таможенными органами места размещения будущего объекта свободной таможенной зоны.
При разработке ТЭО проектов, предусматривающих строительство предприятий, зданий и сооружений, приводят сведения, свидетельствующие об учете в проекте (исходно-разрешительной документации) решений, принятых в схемах и проектах районной планировки, генеральных планах объектов, включающих в себя города, поселки городского типа и сельские поселения, если такие имеются, проектах планировки жилых, промышленных и других функциональных зон.
Б. Общий анализ рынка и концепция маркетинга.
I. Деловая среда и сегментация.
Соответствие проекта потребностям рынка основных и побочных товаров, которые могут получаться в результате совершения операций на свободном складе (иностранные рынки - с указанием страны (группы стран);
внутренний рынок - с указанием субъектов Российской Федерации (регионов).
1. Характеристика и показатели спроса
Приводят развернутую характеристику рынка основных и побочных товаров, которые могут получаться в результате совершения операций на свободном складе, в том числе:
- состояние спроса и предложения (емкость рынка и степень его обеспечения с учетом качества товаров, уровня цен, инфляции и состояния деловой активности по отношению к предполагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) и качественную оценку общей емкости рынка (низкая, средняя, высокая);
- источники поступления товаров на рынок: для иностранных товаров - страна происхождения товаров и, в соответствующих случаях, страна происхождения товаров, использованных в качестве материалов, подвергнутых достаточной переработке; для российских товаров - субъект Российской Федерации (региона), на территории которого производятся товары;
- сведения об основных потребителях аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров;
- необходимость маркетинговых исследований и рекламы;
- оценка препятствий для проникновения на рынок;
- оценка вероятности коммерческого успеха;
- эластичность цены на продукцию;
- оценка ожидаемого характера конкуренции (в области цен, качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта.
II. Маркетинговая стратегия.
Описание политики учредителя свободного склада в области сбыта товаров, планируемых к получению на свободном складе, в том числе сравнительный анализ с политикой в этой области производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров.
III. Издержки (с учетом имеющихся сведений о рынке и предполагаемой маркетинговой стратегии).
IV. Воздействие проекта на иные аспекты.
В. Сырье и материалы.
I. Общая ситуация.
Указывают источники получения ресурсов (отдельно в отношении иностранных рынков и внутреннего рынка с указанием соотношения использования иностранных рынков и внутреннего рынка - при достижении общей проектной мощности и на каждом этапе достижения этой цели, при использовании российских ресурсов также указывают соответствующий субъект Российской Федерации (регион). Факторный анализ влияния таможенного режима свободного склада на соотношение использования иностранных рынков и внутреннего рынка. Наличие службы, обеспечивающей конструкторско-технологическое сопровождение и ее влияние на увеличение доли отечественных компонентов в продукции.
II. Годовая потребность в сырье и материалах.
По топливно-энергетическому балансу и материальному балансу технологических процессов показывают потребность в основных ресурсах, в том числе:
- количество сырья, материалов и компонентов, необходимых для получения товаров на свободном складе, сведения о комплексном использовании сырья при достижении общей проектной мощности и на каждом этапе достижения этой цели;