(с изменениями на 24 августа 1981 года)
_______________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 1984 года на основании
Воздушного кодекса СССР от 11 мая 1983 года
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 ноября 1967 года N 2144-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 48, 29.11.67) (введен в действие с 1 января 1968 года);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года N 1345-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 13, 31.03.71);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1973 года N 4034-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 12, ст.173, 21.03.1973);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1973 года N 4827-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 39, 26.09.73);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX (Ведомости Верховного Совета СССР, N 21, 21.05.75);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1978 года N 7678-IX (Ведомости Верховного Совета СССР, N 25, 21.06.78);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1981 года N 5512-X (Ведомости Верховного Совета СССР, N 34, 26.08.81).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
С 1 июня 1975 года в тексте настоящего Кодекса слова: "Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров", "Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров", "Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров", "Главному управлению гражданского воздушного флота при Совете Министров" заменены соответственно словами: "Министерство гражданской авиации", "Министерством гражданской авиации", "Министерства гражданской авиации", "Министерству гражданской авиации"- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX - См. предыдущую редакцию.
____________________________________________________________________
Под воздушным пространством СССР понимается воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Союза ССР, в том числе над территориальными водами, определенными законодательством СССР и международными договорами, заключенными Союзом ССР.
1) на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту;
2) на все гражданские воздушные суда, занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР (статья 10), во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.
1) воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты;
2) выполнения специальных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (применение авиации в сельском хозяйстве, для охраны лесов, аэрофотосъемки и т.п.);
3) оказания медицинской и иной помощи населению и проведения санитарных мероприятий;
4) проведения опытных, экспериментальных и научно-исследовательских работ;
5) учебных, культурно-просветительных и спортивных целей.
Другие государственные организации могут иметь в своем ведении, а кооперативные и общественные организации - в собственности необходимые для обеспечения своих нужд гражданские воздушные суда, наземное оборудование и иметь в своем ведении аэродромы только с разрешения Совета Министров СССР.
Международные полеты воздушных судов, занесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР, совершаются под флагом Союза Советских Социалистических Республик.
ВОЗДУШНЫЕ СУДА
По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна.
Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР и установление перечня воздушных судов, подлежащих регистрации, возлагается на Министерство гражданской авиации СССР.
Равным образом Союзом ССР не признается занесение воздушного судна Союза ССР в реестр воздушных судов иностранного государства, если воздушное судно не исключено в установленном порядке из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР.
1) снятия воздушного судна с эксплуатации;
2) уничтожения воздушного судна;
3) пропажи воздушного судна без вести, когда розыск судна прекращен (статья 67);
4) продажи или передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранным юридическим лицам или иностранным гражданам.
На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или красного полумесяца. Эти суда должны иметь белую окраску.
Опознавательные знаки гражданских воздушных судов и правила их нанесения устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.
Кроме опознавательного знака воздушному судну может быть присвоено в порядке, установленном Министерством гражданской авиации СССР, особое наименование, которое заносится в реестр и наносится на воздушное судно.
В соответствии с этим:
1) воздушное судно новой конструкции допускается к эксплуатации лишь после проведения государственных и эксплуатационных испытаний;
2) воздушное судно принятой конструкции допускается к эксплуатации лишь после проведения заводских испытаний;
3) в случае изменения конструкции воздушного судна, а равно после производства ремонта и по истечении определенного периода эксплуатации судна оно подлежит новому испытанию в установленном порядке.
На основании произведенных испытаний выдастся удостоверение о годности судна к полетам.
Порядок выдачи удостоверений о годности воздушного судна к полетам, а также периодичность испытаний каждого судна, допущенного к эксплуатации, устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.
1) свидетельство о регистрации судна;
2) удостоверение о годности судна к полетам;
3) бортовой журнал;
4) разрешение на эксплуатацию радиостанций;
5) другие судовые документы, устанавливаемые Министерством гражданской авиации СССР.
Разрешение на эксплуатацию радиостанций может быть оформлено в свидетельстве о регистрации воздушного судна.
ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Состав экипажа воздушного судна устанавливается Министерством гражданской авиации СССР в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна. Экипаж воздушного судна должен пройти специальную подготовку к полетам на судне данного типа.
Полеты воздушного судна при неполном составе экипажа не допускаются.
Изъятия из этого правила могут устанавливаться в порядке, предусматриваемом Советом Министров СССР.
В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство сроком на один год. Лица летного состава во время исполнения служебных обязанностей должны иметь при себе указанное свидетельство и предъявлять его по требованию уполномоченных на то лиц (часть в редакции, введенной в действие с 1 июня 1975 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX, - см. предыдущую редакцию).
Порядок присвоения классов и выдачи свидетельств устанавливается Министерством гражданской авиации СССР.
Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями.
Командир воздушного судна руководит всей деятельностью экипажа, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил навигации и эксплуатации судна, а также принимает необходимые меры к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущества.
По прибытии воздушного судна в ближайший аэропорт лица, которые своими действиями создали угрозу безопасности полета и не подчинились распоряжению командира, могут быть удалены с судна, а в случае совершения преступления передаются соответствующим органам.
Командир имеет право сбросить с судна багаж, груз или почту, если это необходимо для спасения пассажиров и экипажа, сохранения судна и обеспечения безопасности дальнейшего полета и посадки.
Все члены экипажа, а в необходимых случаях и пассажиры обязаны принять участие в спасении судна и людей.
В интересах обеспечения сохранности судна, потерпевшего бедствие, и находящегося на нем имущества командир имеет право заключать от имени организации, в ведении которой находится судно, соглашения о транспортировке судна, грузов, багажа, почты и принимать другие, вызываемые обстоятельствами меры.
В случае бедствия никто из экипажа не имеет права оставить судно без разрешения командира. Командир оставляет судно последним.
В случае смерти члена экипажа гражданского воздушного судна, наступившей в связи с исполнением членом экипажа своих служебных обязанностей при взлете, полете или посадке воздушного судна, по тем же правилам производится возмещение вреда нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.
(Статья дополнительно включена с 1 апреля 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1973 года N 4034-VIII)