Недействующий

     

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС СОЮЗА ССР

(с изменениями на 24 августа 1981 года)
_______________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 1984 года на основании
Воздушного кодекса СССР от 11 мая 1983 года
_______________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 ноября 1967 года N 2144-VII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 48, 29.11.67) (введен в действие с 1 января 1968 года);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1971 года N 1345-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 13, 31.03.71);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1973 года N 4034-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 12, ст.173, 21.03.1973);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1973 года N 4827-VIII (Ведомости Верховного Совета СССР, N 39, 26.09.73);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX (Ведомости Верховного Совета СССР, N 21, 21.05.75);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1978 года N 7678-IX (Ведомости Верховного Совета СССР, N 25, 21.06.78);

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1981 года N 5512-X (Ведомости Верховного Совета СССР, N 34, 26.08.81).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

С 1 июня 1975 года в тексте настоящего Кодекса слова: "Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров", "Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров", "Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров", "Главному управлению гражданского воздушного флота при Совете Министров" заменены соответственно словами: "Министерство гражданской авиации", "Министерством гражданской авиации", "Министерства гражданской авиации", "Министерству гражданской авиации"- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX - См. предыдущую редакцию.

____________________________________________________________________     


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством СССР.

Под воздушным пространством СССР понимается воздушное пространство над сухопутной и водной территорией Союза ССР, в том числе над территориальными водами, определенными законодательством СССР и международными договорами, заключенными Союзом ССР.

     

Статья 2. Воздушный кодекс Союза ССР определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.

     

Статья 3. Действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется:

1) на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту;

2) на все гражданские воздушные суда, занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР (статья 10), во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.

     

Статья 4. Гражданская авиация и гражданское воздухоплавание в Союзе ССР применяются для следующих целей:

1) воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты;

2) выполнения специальных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (применение авиации в сельском хозяйстве, для охраны лесов, аэрофотосъемки и т.п.);

3) оказания медицинской и иной помощи населению и проведения санитарных мероприятий;

4) проведения опытных, экспериментальных и научно-исследовательских работ;

5) учебных, культурно-просветительных и спортивных целей.

     

Статья 5. Основным органом, в ведении которого находятся принадлежащие государству гражданские воздушные суда, а также аэропорты, аэродромы и наземное оборудование, является Министерство гражданской авиации СССР.

Другие государственные организации могут иметь в своем ведении, а кооперативные и общественные организации - в собственности необходимые для обеспечения своих нужд гражданские воздушные суда, наземное оборудование и иметь в своем ведении аэродромы только с разрешения Совета Министров СССР.

Статья 6. Министерство гражданской авиации СССР в соответствии с настоящим Кодексом и Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР (статья 69) издает обязательные для всех государственных, кооперативных и общественных организаций и граждан правила, наставления и инструкции, регулирующие эксплуатацию гражданских воздушных судов, строительство и эксплуатацию аэродромов и аэропортов, полеты гражданских воздушных судов, перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, в том числе международные полеты и перевозки, и другие правила, наставления и инструкции по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Статья 7. Министерство гражданской авиации СССР инспектирует всю гражданскую авиацию и гражданское воздухоплавание, независимо от их ведомственной подчиненности.

     

Статья 8. Гражданский воздушный флот Союза ССР ("Аэрофлот") имеет единый флаг и эмблему согласно прилагаемому описанию.

Международные полеты воздушных судов, занесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР, совершаются под флагом Союза Советских Социалистических Республик.

ГЛАВА II

ВОЗДУШНЫЕ СУДА

Статья 9. К гражданским воздушным судам относятся все летательные аппараты (как легче, так и тяжелее воздуха), за исключением летательных аппаратов, входящих в состав Вооруженных Сил.

     

Статья 10. Находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню), подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна.

Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР и установление перечня воздушных судов, подлежащих регистрации, возлагается на Министерство гражданской авиации СССР.

     

Статья 11. С момента занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР все ранее сделанные записи в отношении этого судна в реестрах воздушных судов иностранных государств Союзом ССР не признаются.

Равным образом Союзом ССР не признается занесение воздушного судна Союза ССР в реестр воздушных судов иностранного государства, если воздушное судно не исключено в установленном порядке из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР.

     

Статья 12. Воздушное судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР, может быть исключено из реестра в случаях:

1) снятия воздушного судна с эксплуатации;

2) уничтожения воздушного судна;

3) пропажи воздушного судна без вести, когда розыск судна прекращен (статья 67);

4) продажи или передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранным юридическим лицам или иностранным гражданам.

     

Статья 13. При занесении воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР ему присваивается государственно-регистрационный опознавательный знак, который наносится на судно.

На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или красного полумесяца. Эти суда должны иметь белую окраску.

Опознавательные знаки гражданских воздушных судов и правила их нанесения устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.

Кроме опознавательного знака воздушному судну может быть присвоено в порядке, установленном Министерством гражданской авиации СССР, особое наименование, которое заносится в реестр и наносится на воздушное судно.

Статья 14. Воздушное судно может быть допущено к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности полетов.

В соответствии с этим:

1) воздушное судно новой конструкции допускается к эксплуатации лишь после проведения государственных и эксплуатационных испытаний;

2) воздушное судно принятой конструкции допускается к эксплуатации лишь после проведения заводских испытаний;

3) в случае изменения конструкции воздушного судна, а равно после производства ремонта и по истечении определенного периода эксплуатации судна оно подлежит новому испытанию в установленном порядке.

На основании произведенных испытаний выдастся удостоверение о годности судна к полетам.

Порядок выдачи удостоверений о годности воздушного судна к полетам, а также периодичность испытаний каждого судна, допущенного к эксплуатации, устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.

Статья 15. На воздушном судне должны находиться следующие судовые документы:

1) свидетельство о регистрации судна;

2) удостоверение о годности судна к полетам;

3) бортовой журнал;

4) разрешение на эксплуатацию радиостанций;

5) другие судовые документы, устанавливаемые Министерством гражданской авиации СССР.

Разрешение на эксплуатацию радиостанций может быть оформлено в свидетельстве о регистрации воздушного судна.

     

Статья 16. Каждому воздушному судну, имеющему радиостанцию, Министерством гражданской авиации СССР присваивается в установленном порядке особый позывной радиосигнал.

Статья 17. Всякого рода ограничения в праве пользования воздушными судами, занесенными в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР, как-то: привлечение к определенной повинности, временное или постоянное изъятие их и иные ограничения, вызываемые особыми обстоятельствами, допускаются с разрешения Совета Министров СССР.

ГЛАВА III

ЭКИПАЖ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Статья 18. Экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала (часть в редакции, введенной в действие с 1 июня 1975 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX, - см. предыдущую редакцию).

Состав экипажа воздушного судна устанавливается Министерством гражданской авиации СССР в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна. Экипаж воздушного судна должен пройти специальную подготовку к полетам на судне данного типа.

Полеты воздушного судна при неполном составе экипажа не допускаются.

     

Статья 19. В состав экипажа воздушных судов, занесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР, могут входить лишь граждане СССР.

Изъятия из этого правила могут устанавливаться в порядке, предусматриваемом Советом Министров СССР.

     

Статья 20. Лица, входящие в состав экипажа воздушного судна, должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать Воздушный кодекс Союза ССР, Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР и другие правила, наставления и инструкции, регулирующие их работу.

В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство сроком на один год. Лица летного состава во время исполнения служебных обязанностей должны иметь при себе указанное свидетельство и предъявлять его по требованию уполномоченных на то лиц (часть в редакции, введенной в действие с 1 июня 1975 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1975 года N 1607-IX, - см. предыдущую редакцию).

Порядок присвоения классов и выдачи свидетельств устанавливается Министерством гражданской авиации СССР.

Статья 21. Лица, входящие в состав экипажа воздушного судна, должны соответствовать по состоянию здоровья требованиям, устанавливаемым Министерством гражданской авиации СССР.

Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями.

     

Статья 22. Командиром воздушного судна может быть только лицо, имеющее специальность пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном данного типа.

Командир воздушного судна руководит всей деятельностью экипажа, обеспечивает строгую дисциплину и порядок на судне, соблюдение правил навигации и эксплуатации судна, а также принимает необходимые меры к обеспечению безопасности находящихся на борту людей, сохранности судна и имущества.

     

Статья 23. Управление воздушным судном, предназначенным для перевозки пассажиров, разрешается только пилотам, квалификация которых соответствует требованиям, установленным Министерством гражданской авиации СССР.

Статья 24. Распоряжения командира воздушного судна должны беспрекословно выполняться всеми без исключения лицами, находящимися на судне. Командир воздушного судна, находящегося в полете, имеет право применять все необходимые меры к лицам, которые своими действиями создают угрозу безопасности полета и не подчиняются его распоряжениям.

По прибытии воздушного судна в ближайший аэропорт лица, которые своими действиями создали угрозу безопасности полета и не подчинились распоряжению командира, могут быть удалены с судна, а в случае совершения преступления передаются соответствующим органам.

     

Статья 25. Если воздушному судну, находящемуся в полете, грозит опасность или если судно потерпело бедствие, командир судна обязан принять все меры к сохранению жизни и здоровья людей, судна к находящегося на нем имущества.

Командир имеет право сбросить с судна багаж, груз или почту, если это необходимо для спасения пассажиров и экипажа, сохранения судна и обеспечения безопасности дальнейшего полета и посадки.

Все члены экипажа, а в необходимых случаях и пассажиры обязаны принять участие в спасении судна и людей.

В интересах обеспечения сохранности судна, потерпевшего бедствие, и находящегося на нем имущества командир имеет право заключать от имени организации, в ведении которой находится судно, соглашения о транспортировке судна, грузов, багажа, почты и принимать другие, вызываемые обстоятельствами меры.

В случае бедствия никто из экипажа не имеет права оставить судно без разрешения командира. Командир оставляет судно последним.     

     

Статья 25_1. В случае увечья или иного повреждения здоровья члена экипажа гражданского воздушного судна, наступившего в связи с исполнением членом экипажа своих служебных обязанностей при взлете, полете или посадке воздушного судна, воздушно-транспортное предприятие обязано возместить потерпевшему вред в части, превышающей сумму получаемого им пособия или назначенной ему после повреждения его здоровья и фактически получаемой им пенсии, если не докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего.

В случае смерти члена экипажа гражданского воздушного судна, наступившей в связи с исполнением членом экипажа своих служебных обязанностей при взлете, полете или посадке воздушного судна, по тем же правилам производится возмещение вреда нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также ребенку умершего, родившемуся после его смерти.

(Статья дополнительно включена с 1 апреля 1973 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1973 года N 4034-VIII)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»