Недействующий

     

ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС СОЮЗА ССР

(в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1987 года N 7812-XI,

 Закона СССР от 29 октября 1990 года N 1756-1)
_______________________________________________________________
Не применяется на территории Российской Федерации.
С 1 апреля 1997 года действует Воздушный кодекс Российской Федерации
от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ

_______________________________________________________________


Глава I. Общие положения


Статья 1. Суверенитет над воздушным пространством СССР

Союзу ССР принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством СССР, являющимся частью территории СССР.

Под воздушным пространством СССР понимается воздушное пространство над его сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами (территориальным морем) СССР.

     

     

Статья 2. Законодательство, регулирующее использование
воздушного пространства СССР

Использование воздушного пространства СССР для полетов воздушных судов регулируется настоящим Кодексом, другими актами законодательства Союза ССР, а также утверждаемыми в порядке, определяемом Советом Министров СССР, Положением об использовании воздушного пространства СССР, Основными правилами полетов в воздушном пространстве СССР и иными нормативными актами.

Статья 3. Сфера действия Воздушного кодекса Союза ССР

Воздушный кодекс Союза ССР определяет порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.

Действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется:

1) на всю гражданскую авиацию в пределах СССР;

2) на все гражданские воздушные суда СССР во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.

Действие статей 11, 19, 25-29, 33-37, 39-65, 71, 142\1, 143 настоящего Кодекса распространяется на всю авиацию СССР.

(В ред. - Закон СССР от 29 октября 1990 г. N 1756-1).

Статья 4. Использование гражданской авиации СССР

Гражданская авиация СССР используется в целях:

1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

2) выполнение авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т. П.);

3) оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий;

4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ;

5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий;

6) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Статья 5. Принадлежность средств гражданской авиации СССР

Основным органом,в ведении которого находятся принадлежащие Советскому государству гражданские воздушные суда, а также аэропорты, гражданские аэродромы и наземное оборудование,является Министерство гражданской авиации СССР.

Другие министерства,государственные комитеты и ведомства могут иметь в своем ведении, а кооперативные и иные общественные организации - в собственности необходимые для обеспечения своих нужд гражданские воздушные суда, наземное оборудование и иметь в своем ведении гражданские аэродромы только с разрешения Совета Министров СССР.

     

     

Статья 6. Нормативные акты Министерства гражданской авиации СССР

Министерство гражданской авиации СССР в соответствии с настоящим Кодексом и другими актами законодательства Союза ССР издает в пределах своей компетенции обязательные для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и граждан правила, наставления, инструкции и другие нормативные акты, регулирующие эксплуатацию гражданских воздушных судов,строительство и эксплуатацию аэропортов и гражданских аэродромов, полеты гражданских воздушных судов, перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты (в том числе международные полеты и перевозки), использование авиации в отдельных отраслях народного хозяйства.

Статья 7. Авиационный персонал

Работники гражданской авиации СССР, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, указанных в статье 4 настоящего Кодекса, относятся к авиационному персоналу и должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать Воздушный кодекс Союза ССР, а также правила, наставления, инструкции и другие акты, регулирующие их работу.

В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава, а также другим лицам авиационного персонала по перечню, утверждаемому в установленном порядке, присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство.

Летный состав, а также обслуживающий персонал на борту воздушного судна, персонал, осуществляющий управление воздушным движением, и инженерно-технический персонал по технической эксплуатации воздушных судов должны отвечать по состоянию здоровья установленным требованиям.

     

     

Статья 8. Нормы летной годности воздушных судов и нормы годности
к эксплуатации аэродромов и их оборудования

Гражданские воздушные суда, гражданские аэродромы и их оборудование должны удовлетворять государственным требованиям безопасности полетов, предусматриваемым нормами летной годности воздушных судов, нормами годности к эксплуатации аэродромов и их оборудования.

Указанные нормы являются обязательными для всех министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, участвующих в создании (строительстве),испытании, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте гражданских воздушных судов, аэродромов и их оборудования. Порядок разработки и утверждения таких норм определяется Советом Министров СССР.

     

     

Статья 9. Государственный надзор за обеспечением безопасности полетов
гражданских воздушных судов

Государственный надзор за обеспечением соответствующими министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями безопасности полетов воздушных судов, в том числе соблюдением действующих в СССР норм летной годности гражданских воздушных судов и норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов и их оборудования, осуществляет в пределах своей компетенции Государственная комиссия по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР (Госавианадзор СССР).

Положение о Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР утверждается Советом Министров СССР.

(В ред. - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1987 г. N 7812-XI).

Статья 10. Аэрофлот

Гражданская авиация, находящаяся в ведении Министерства гражданской авиации СССР, - Аэрофлот имеет единый флаг и эмблему согласно прилагаемому описанию.

В международных воздушных сообщениях Аэрофлот выступает как единое и самостоятельное авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом.

Статья 11. Воздушное судно

Воздушным судном для целей настоящего Кодекса считается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Воздушное судно считается имеющим национальную принадлежность того государства, в котором оно зарегистрировано.

Глава II. Гражданские воздушные суда

Статья 12. Гражданские воздушные суда СССР

Гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоящего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР.

К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Статья 13. Регистрация гражданских воздушных судов

Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свидетельство о его регистрации.

Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР, а также выдача свидетельств о регистрации судов возлагаются на Министерство гражданской авиации СССР.

Статья 14. Признание регистрации воздушных судов

С момента занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в реестрах воздушных судов иностранных государств, не признаются Союзом ССР.

Равным образом не признается Союзом ССР занесение воздушного судна СССР в реестр воздушных судов иностранного государства, если воздушное судно не исключено в установленном порядке из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР.

Статья 15. Исключение гражданского воздушного судна из реестра

Гражданское воздушное судно СССР исключается из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР в случаях:

1) списания или снятия воздушного судна с эксплуатации;

2) продажи или передачи воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранному юридическому или физическому лицу.

Статья 16. Обозначения, наносимые на гражданские воздушные суда

При занесении воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР ему присваивается государственно-регистрационный опознавательный знак, который наносится на судно. Опознавательные знаки гражданских воздушных судов и правила их нанесения устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР.

На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме того, наносится изображение красного креста или красного полумесяца.

Статья 17. Допуск гражданского воздушного судна к эксплуатации

Гражданское воздушное судно СССР может быть допущено к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что оно соответствует нормам летной годности.

В соответствии с этим:

1) воздушное судно новой конструкции (нового типа) должно пройти заводские, государственные и эксплуатационные испытания и получить от Государственной комиссии по надзору за безопасностью полетов воздушных судов при Совете Министров СССР сертификат летной годности, если по результатам указанных испытаний будет установлено, что данный тип воздушного судна соответствует нормам летной годности гражданских воздушных судов, действующим в СССР;

(В ред. - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1987 г. N 7812-XI).

2) каждое воздушное судно принятой конструкции проходит в установленном порядке необходимые испытания и проверки, на основании которых выдается удостоверение о годности воздушного судна к полетам. Без такого удостоверения воздушное судно не может быть допущено к эксплуатации;

3) в случае изменения конструкции воздушного судна, при котором не требуется получения нового сертификата летной годности, а также после ремонта или по истечении установленного периода серийного производства либо эксплуатации судно подлежит новому испытанию в установленном порядке.

Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям норм летной годности, возлагается на министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию судна.

Статья 18. Судовые документы

На гражданском воздушном судне должны находиться:

1) свидетельство о регистрации судна;

2) удостоверение о годности судна к полетам;

3) бортовые журналы;

4)разрешение на бортовые радиостанции;

5) руководство по летной эксплуатации;

6) другие судовые документы, предусмотренные Министерством гражданской авиации СССР.

Разрешение на бортовые радиостанции может быть оформлено в свидетельство о регистрации воздушного судна.

Статья 19. Позывной радиосигнал

Каждому воздушному судну СССР, имеющему средства радиосвязи, присваивается в установленном порядке позывной радиосигнал.

     

     

Статья 20. Ограничения в праве пользования гражданскими воздушными судами

Ограничения в праве пользования гражданскими воздушными судами СССР (привлечение к определенной повинности, временное или постоянное изъятие и иные ограничения, вызываемые особыми обстоятельствами) допускаются только с разрешения Совета Министров СССР.

Статья 21. Признание удостоверения о годности гражданского воздушного судна к полетам

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»