Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 апреля 1998 года N 131

     

О мерах по совершенствованию судебно-медицинской
экспертизы

____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа Минздрава России от 31 июля 2000 года N 297
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ не применяется в связи с отказом  в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 18.07.2000 N 5930-ЭР
_____________________________________________________________________


В целях внедрения принципиально новых методов и технологий производства экспертиз, пересмотра действующих положении о должностных лицах, инструкций по организации работы бюро судебно-медицинской экспертизы и проведению экспертных исследований

приказываю:

1. Управлению организации медицинской помощи населению:

1.1. Подготовить предложения по созданию межтерриториальных центров судебно-медицинской экспертизы для проведения высокотехнологических и дорогостоящих методов исследования. Срок 01.10.98.

1.2. Разработать, согласовать с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации и до 01.12.98 представить на утверждение перечень видов экспертиз, производимых на платной основе.

2. Управлению кадров представить предложения по приему на работу в судебно-медицинские экспертные учреждения специалистов немедицинского профиля. Срок 01.11.98.

3. Директору Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава Российской Федерации Томилину В.В.:

3.1. Обеспечить методическое руководство и практическую помощь по внедрению в практику бюро судебно-медицинской экспертизы новых инструкций и положений, утвержденных настоящим приказом.

3.2. Разработать к 01.10.98:

3.2.1. Методические рекомендации "Требования, предъявляемые при лицензировании к бюро судебно-медицинской экспертизы".

3.2.2. Проект типовой программы по подготовке судебно-медицинских экспертов молекулярно-генетического профиля на циклах и курсах усовершенствования специалистов учреждений повышения квалификации.

4. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Обеспечить работу бюро судебно-медицинской экспертизы в соответствии с положениями и инструкциями, утвержденными настоящим приказом (Приложения с 1 по 20).

4.2. Не допускать исключения бюро судебно-медицинской экспертизы из системы здравоохранения.

4.3. Принять меры к укреплению материально-технической базы бюро судебно-медицинской экспертизы, создав условия для внедрения современных экспертных технологий.

5. Считать:

5.1. Недействующими на территории Российской Федерации приказ Минздрава СССР от 10.04.62 N 166 "О мерах улучшения судебно-медицинской экспертизы в СССР", приказ Минздрава СССР от 21.07.78 N 694 "Об утверждении Инструкции о производстве судебно-медицинской экспертизы, Положения о бюро судебно-медицинской экспертизы и других нормативных актов по судебно-медицинской экспертизе".

5.2. Утратившим силу приказ Минздрава РСФСР от 27.02.91 N 35 "О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР".

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Стародубова В.И.

Министр
Т.Б.Дмитриева

     

Приложение 1
к приказу Минздрава России
от 22 апреля 1998 года N 131

ИНСТРУКЦИЯ
о производстве судебно-медицинской
экспертизы в Российской Федерации

1. Судебно-медицинская экспертиза в России является единой государственной службой в системе здравоохранения и служит целям и задачам правосудия. Ее деятельность также направлена на всемерное содействие учреждениям здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению и проведении профилактических мероприятий.

Судебно-медицинская экспертиза и другие виды судебно-медицинской работы осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с нормативными актами, инструкциями, приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. Судебно-медицинскую экспертизу производят в бюро судебно-медицинской экспертизы, которые находятся в ведении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство судебно-медицинской экспертизой в Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения Российской Федерации и Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы.

3. К компетенции судебно-медицинской экспертизы относятся:

3.1. экспертиза трупа в случаях насильственной смерти;

3.2. судебно-медицинское исследование трупа при подозрении на применение насилия или при других обстоятельствах, обусловливающих необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;

3.3. экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское обследование граждан для определения характера и тяжести вреда здоровью, возраста, половых состояний и разрешения других вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;

3.4. экспертиза вещественных доказательств с помощью применения лабораторных методов исследования;

3.5. экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.

4. Судебно-медицинского эксперта привлекают в качестве специалиста в области судебной медицины к участию в первоначальных и других следственных действиях: к осмотру трупа на месте происшествия, эксгумации, изъятию образцов для сравнительного исследования, к проведению следственного эксперимента и др.

5. Судебно-медицинские экспертизы и другие виды судебно-медицинской работы производят специалисты, занимающие должности врачей-судебно-медицинских экспертов, а также эксперты, имеющие высшее немедицинское образование (физики, химики, биологи, инженеры и др.), заведующие структурными подразделениями бюро судебно-медицинской экспертизы, начальники бюро и их заместители по экспертной и организационно-методической работе (в дальнейшем именуемые как судебно-медицинские эксперты).

Порядок допуска к работе в указанных должностях определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.

6. К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут быть привлечены профессорско-преподавательский состав кафедр судебной медицины, научные сотрудники Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации, специалисты учреждений здравоохранения и других ведомств.

7. Судебно-медицинскую экспертизу производят по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда.

По мотивированному письменному поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда могут производиться судебно-медицинские исследования (обследования) с целью выявления признаков, служащих основанием для возбуждения уголовного дела.

8. Учреждение судебно-медицинской экспертизы может осуществлять судебно-медицинские исследования, оказывать услуги населению и другие виды деятельности, входящие в его компетенцию, на договорной основе по направлениям учреждений и организаций, заявлениям граждан.

9. Судебно-медицинскую экспертизу производят один или несколько экспертов, при необходимости - эксперты различных специальностей.

Необходимость участия в производстве экспертизы нескольких экспертов определяется степенью сложности и характером случая.

10. Участие нескольких экспертов, при необходимости - различных специальностей, является обязательным при проведении следующих судебно-медицинских экспертиз:

а) экспертиз по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения;

б) повторных экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел;

в) экспертиз определения стойкой утраты трудоспособности;

г) первичных экспертиз в особо сложных случаях.

Примечания:

1. Судебно-медицинские экспертизы по делам о привлечении к уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные правонарушения, а также экспертизы определения стойкой утраты трудоспособности и повторные судебно-медицинские экспертизы производят только в республиканских, краевых, областных, окружных бюро судебно-медицинской экспертизы, а также в Бюро судебно-медицинской экспертизы гг.Москвы и С.-Петербурга, не могут быть произведены в городских, межрайонных и районных отделениях судебно-медицинской экспертизы.

2. В Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Российской Федерации судебно-медицинские экспертизы производят в особых случаях и, как правило, после проведения предыдущих экспертиз в бюро судебно-медицинской экспертизы республик, краев, областей, округов, гг. Москвы и С.-Петербурга.

11. Присутствие обвиняемого и других лиц при производстве судебно-медицинской экспертизы допускается только с разрешения следователя.

Присутствие врачей лечебно-профилактических учреждений при экспертизе трупа допускается с разрешения следователя, а при судебно-медицинском исследовании трупа - с разрешения заместителя начальника бюро судебно-медицинской экспертизы по экспертной работе или заведующего отделом (отделением) бюро судебно-медицинской экспертизы.

12. При производстве экспертизы не на базе бюро судебно-медицинской экспертизы руководители лечебно-профилактических учреждений обеспечивают судебно-медицинских экспертов помещением для производства экспертизы (морг, врачебный кабинет в поликлинике) и оказывают другую необходимую помощь.

13. Органы дознания, следователь, прокурор оказывают содействие в пересылке взятых объектов в лабораторные подразделения бюро судебно-медицинской экспертизы.

14. Органы дознания, следователь, прокурор, суд при вызове судебно-медицинского эксперта для участия в первоначальных и других следственных действиях предоставляют ему транспортное средство.

15. Судебно-медицинский эксперт осуществляет свои функции, как правило, в пределах обслуживаемой территории. В случаях стихийных и технологических катастроф, других чрезвычайных событий по приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации и соответственно местного органа управления здравоохранением судебно-медицинский эксперт может быть временно командирован за пределы своей территории.

16. В случае сложности экспертизы и необходимости решения специальных вопросов судебно-медицинский эксперт вправе заявить ходатайство перед органами, назначившими экспертизу, о приглашении для участия в экспертизе соответствующих специалистов.

17. Если в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы возникает необходимость в производстве судебно-медицинских лабораторных исследований для разрешения вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом или возникших у него лично, то, на основании имеющегося у него постановления, определения или письменного предложения органов дознания, следователя, прокурора или суда, он направляет объекты в соответствующее лабораторное подразделение (бюро) судебно-медицинской экспертизы. При этом судебно-медицинский эксперт заполняет бланк, в котором ссылается на представленное постановление (определение), указывает краткие обстоятельства дела, объективные данные, выявленные при экспертизе, цели лабораторного исследования. По результатам лабораторного исследования оформляют Заключение эксперта.

18. Если возникает необходимость проконсультировать лицо, подвергаемое судебно-медицинской экспертизе или обследованию у врача-специалиста, работающего в другом учреждении здравоохранения, то его направляют в это учреждение с соответствующим письмом, подписанным начальником бюро или заведующим отделом (отделением) бюро, либо судебно-медицинским экспертом со ссылкой на представленное постановление (определение) или письменное предложение.

19. Если в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы выявлены объекты, которые но своему характеру могут стать вещественными доказательствами и предметом отдельной судебно-медицинской, криминалистической или иной экспертизы, они подлежат описанию в Заключении эксперта и передаче под расписку лицу, назначившему судебно-медицинскую экспертизу, для направления на соответствующее экспертное исследование.

20. Объекты исследования, в том числе вещественные доказательства, подлежат строгому учету и хранению. Эксперт обязан принять все зависящие от него меры для их сохранности. Порядок хранения и уничтожения объектов исследования и вещественных доказательств определяется специальными правилами.

21. Из трупа могут быть взяты какие-либо части, внутренние органы и ткани, кровь, моча и т.п. для судебно-медицинских лабораторных исследований.

В соответствии с действующим Законом Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" допускается изъятие для лечебных и научных целей внутренних органов и тканей от трупа, когда это не может воспрепятствовать правильной судебно-медицинской диагностике при первоначальном и, возможно, повторном исследовании трупа. Разрешение на изъятие органов и (или) тканей от трупа должно быть дано судебно-медицинским экспертом с письменным уведомлением об этом прокурора. Об изъятии органов и тканей следует сделать соответствующую запись в Заключении эксперта с указанием, что именно и для каких целей изъято и куда направлено.

22. При проведении судебно-медицинской экспертизы в суде судебно-медицинский эксперт составляет заключение в письменном виде. Копию заключения приобщают к документам экспертизы, находящимся в архиве бюро судебно-медицинской экспертизы.

23. В случае неправильного истолкования участниками судебного процесса данного экспертом заключения, судебно-медицинский эксперт обязан заявить об этом в процессе судебного следствия.

24. Результаты судебно-медицинской экспертизы оформляют, в соответствии с требованиями действующих Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального законодательств, в виде Заключения эксперта, в котором должны быть учтены особенности разных видов и объектов экспертизы.

25. Заключение эксперта состоит из следующих разделов: вводной части, включающей краткое изложение обстоятельств Дела, исследовательской части и выводов.

25.1. В вводной части должно быть указано: а) время и место производства экспертизы; 6) условия производства экспертизы, имеющие значение для экспертного исследования (освещение, температура воздуха и др.); в) постановление или определение, на основании которого производится экспертиза; г) фамилия, имя, отчество эксперта, занимаемая должность, образование, специальность и стаж работы, квалификационная категория, ученая степень, ученое звание; д) при экспертизе трупа фамилия, имя, отчество, возраст умершего; при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц - фамилия, имя, отчество, возраст, местожительство, документ, удостоверяющий личность; при экспертизе по материалам дела и экспертизе вещественных доказательств - наименование и номер уголовного или гражданского дела, количество томов, листов дела, перечень объектов и образцов, поступивших на экспертизу; е) лица, присутствующие при производстве экспертизы; ж) подписка судебно-медицинского эксперта о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей и об его ответственности; з) перечень вопросов, поставленных на разрешение экспертизы.

25.2. В разделе "Обстоятельства дела" излагают сведения, которые необходимы судебно-медицинскому эксперту при проведении экспертных исследований и составлении выводов при экспертизе трупа следственные данные и содержание медицинских документов; при экспертизе потерпевших, обвиняемых и других лиц - медицинский опрос обследуемого и жалобы (опрос детей производится в присутствии родителей или педагогов), следственные данные и содержание медицинских документов при экспертизе вещественных доказательств следственные данные и содержание медицинских документов.

25.3. В разделе "Исследовательская часть" должно содержаться подробное описание процесса исследования и всех найденных при этом фактических данных. В ней излагаются примененные методы исследования и используется объективная регистрация (фотоснимки, контурные схемы с обозначением повреждений и др.). Структура исследовательской части определяется видом проводимой экспертизы. Этот раздел, в частности, включает:

25.3.1. при экспертизе трупа - описание одежды и данных наружного исследования трупа; внутреннего исследования полостей, органов и тканей; изъятых объектов, передаваемых следователю для проведения других видов экспертиз; перечень объектов, направленных на лабораторное исследование; перечень тканей и органов, изъятых для трансплантации, с соблюдением требований действующего Закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека", а также в научных и учебных целях, с описанием произведенного вмешательства и указанием, что изъято, кому и в какое учреждение передано; результаты проведенных лабораторных исследований с указанием дат их проведения и получения экспертом результатов исследований в виде Заключения эксперта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»