Действующий

Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 1998 год (снято с контроля)

Результаты деятельности

Палата в течение 1998 года провела 49 контрольных мероприятий и 53 экспертно-аналитические работы.

В соответствии с принципом системности организации работ (статьи 3 и 10 Закона о Палате) в ходе проведения контрольных мероприятий было охвачено более 130 учреждений, предприятий или организаций всех комплексов городского управления.

В результате проведенных мероприятий было выявлено финансовых нарушений только в использовании бюджетных средств на сумму около 1 млрд.рублей. В среднем сумма неэффективного и нецелевого использования только бюджетных средств, выявленная в результате деятельности Палаты, на каждого сотрудника Палаты (включая технический и обслуживающий персонал) составила более 9 млн.рублей. При затратах на содержание Палаты, предусмотренных в бюджете 1998 года, в размере 12744 тыс.рублей, эффективность деятельности Палаты составляет более 73 рублей на 1 рубль произведенных затрат.

В 1998 году в результате проведенных контрольных мероприятий и аналитических работ было установлено:

- увеличение фактов нерационального использования финансовых ресурсов путем финансирования новых строек при наличии значительных объемов незавершенного строительства, а также путем финансирования объектов с низкой степенью готовности. При этом часто применяется авансирование (предоплата) строительных работ, что при низком уровне ведомственного финансового контроля лишь усугубляет инвестиционную ситуацию в городе;

- политика долгового финансирования городских расходов нуждается в реформировании с целью учета выявленных в результате проверок и аналитических работ потерь финансовых ресурсов, резко снижающих эффективность привлечения и использования заемных средств и приводящих к повышенным затратам на обслуживание долга, в том числе и за счет бюджетных средств, что недопустимо в условиях кризиса;

- инвестиционная политика города не обладает достаточной устойчивостью к кризисным воздействиям, поскольку она полностью оторвана от амортизационной политики;

- заметно сузилась инвестиционная сфера города. До настоящего времени в городе отсутствует четкая система организации инвестиционного процесса. Не в последнюю очередь это произошло в результате неудач применения особой стратегии управления финансовой системой города. Перенос дефицита бюджета в дефицит источников финансирования инвестиционных программ себя в полной мере не оправдал. Принижение роли дефицита бюджета как индикатора финансового здоровья экономики и его дисциплинирующего воздействия на экономику ослабили объективные требования к долговому финансированию. В конечном счете это может привести к построению долговой пирамиды и обвалу в инвестиционном комплексе города;

- постоянное ослабление финансовой системы города, поскольку за годы рыночных преобразований так и не удалось создать прозрачной замкнутой финансовой системы. Аргументом в пользу этого вывода является отсутствие до настоящего времени сводного баланса финансовых ресурсов города как единого баланса бюджета и внебюджетных фондов. Мало того, усилия исполнительной власти направлены в последнее время на окончательный отрыв бюджета от внебюджетных фондов. Это отчетливо проявилось в ходе подготовки законопроекта об изменениях и дополнениях Закона города Москвы от 6 сентября 1995 года N 17 "О бюджетном процессе в Москве". По сути это путь к дальнейшему, а может быть и окончательному запутыванию финансовой системы города. Палата считает, что наступило время составления не только сводного баланса финансовых ресурсов города, но и единой схемы движения всех финансовых потоков города как неотъемлемого инструмента финансового управления в рыночной экономике. Ввиду того, что процесс долгового финансирования непрерывен, а его временные горизонты включают ряд прошлых и будущих лет, особое значение имеет четкое планирование денежных потоков. В условиях кризиса эта работа приобретает критически важное значение;

- финансовая дисциплина в городе продолжает ухудшаться. План мероприятий Правительства Москвы по установлению режима экономии не изменил ситуацию к лучшему, а восстанавливаемая система государственного финансового контроля пока недостаточно обеспечивает возложенные на нее задачи;

- медленно разворачиваются работы по автоматизированному учету доходов населения. Активизация этой работы необходима по ряду причин: повышение социальной справедливости в ходе широкомасштабной социальной поддержки москвичей, повышение собираемости налогов с физических лиц;

- отсутствие в городе единой учетной политики, определяющей единые городские методические и организационные нормы для бюджетных организаций и учреждений по оценке, переоценке и износу (списанию) материальных ценностей, по выбору форм и способов ведения их бухгалтерского учета. Эти и другие недостатки ведения бухгалтерского учета приводят к искажениям финансовой отчетности, снижению ее достоверности;

- отсутствует стройная единая консолидированная система периодической (месячной, квартальной) отчетности об использовании государственной собственности. Это обстоятельство исключает возможность оперативного сбора обобщенной информации с целью осуществления своевременного анализа и оценок, позволяющих обеспечить адекватное и эффективное управление городской собственностью в интересах города;

- отсутствие критериев успешной работы унитарных предприятий и бюджетных организаций привело не только к серьезному падению заинтересованности в эффективной работе, но и к индифферентному отношению ко всем видам конкуренции и, прежде всего, конкуренции по издержкам создания продукции. Отказ от самостоятельной активной политики госсектора экономики на создание конкурентных преимуществ по сравнению с коммерческим сектором приводит к постепенной деградации государственного сектора экономики и необходимости специальных мер по его дополнительной поддержке за счет бюджета города. Создается впечатление, что такое положение устраивает и распорядителей кредитов, и получателей финансовых ресурсов города. Получатели, не имея критериев эффективности деятельности, имеют возможность нерационально использовать часть городских средств, а распорядители кредитов, не предъявляя таких критериев, вольны в выборе технологий финансирования, зачастую неэффективных, не требующих соблюдения порядка финансирования городских расходов. Это ведет к системному образованию в экономике города финансовых разрывов, накоплению административного долга, роль которого как основного накопителя неплатежей недооценивается либо не принимается во внимание вообще;

- постоянное нарастание напряжения в доходной части бюджета. В условиях кризиса дальнейшее наращивание налоговых доходов становится проблематичным. Стремление к взысканию недоимок по налоговым платежам сегодня натолкнулось на глубинные проблемы. Взыскание долгов в денежной форме становится все более ограниченным, а замещение денег другими активами ведет к проблеме повышения эффективности использования городского имущества. Эти обстоятельства позволяют сделать вывод: сегодня на первый план вышел вопрос поиска механизма значительного повышения эффективности использования городского имущества. К сожалению, приходится констатировать, что сегодня нет даже утвержденного реестра этого имущества. В ходе проверок, проводимых сотрудниками Палаты в 1998 году в организациях, использующих городские финансовые и материальные ресурсы, были выявлены типичные нарушения. Ниже приводятся некоторые примеры подобных нарушений.

1. Выделенные бюджетные, внебюджетные и заемные средства используются не по целевому назначению, например:

При финансировании научно-исследовательских работ Комитетом муниципальных займов и учрежденными им организациями допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 889,9 тыс.рублей.

Бюджетные средства, выделенные на отдельные городские программы предприятиям системы Департамента потребительского рынка и услуг в сумме 1,1 млн.рублей, использованы не по целевому назначению (ГУП "Комбинат по обработке и прокату белья "Новость", ГУП "Фабрика по обработке белья "Снежка", ГУП "Фабрика-прачечная N 11", ГП "Фабрика-прачечная N 55", ГП "Ремикс", ГУГПСОН "Ритуал").

Бюджетные средства в сумме 6,8 млн.рублей, выделенные Департаментом продовольственных ресурсов АООТ ПКП "Меридиан" на закупку рыбопродуктов, использованы не по целевому назначению.

В 1998 году Московское городское физкультурно-спортивное объединение оплатило незапланированные расходы по капитальному ремонту объектов Всемирных юношеских игр 1998 года, по техническому обслуживанию копировальных аппаратов, программно-аппаратного и судейскоинформационных комплексов в сумме 8325,7 тыс.рублей за счет средств, выделенных на текущее содержание Московского городского физкультурноспортивного объединения, а также 16 Детских юношеских спортивных школ и 18 спорткомплексов.

Городской центр жилищного страхования допустил нецелевое использование 68,6 тыс.рублей, возместив 80 процентов ущерба, нанесенного незастрахованному жилому помещению, чем нарушил порядок возмещения ущерба, нанесенного жилому помещению в результате страхового случая. При расходовании средств фондов округа и районов "Нагатинский затон" и "Даниловский" было допущено нецелевое использование средств. Из фонда округа нецелевым образом было израсходовано 4428,0 тыс.рублей.

2. Договоры на расчетно-кассовое обслуживание не соответствуют требованиям нормативных актов, например:

В нарушение распоряжения Мэра Москвы от 26* мая 1995 года N 227-РМ "О распространении единых условий расчетно-кассового обслуживания на счета муниципальных предприятий и организаций" на остатки денежных средств УКС ГП "Экотехпром" проценты не начислялись. Договоры на расчетно-кассовое обслуживание в Департаменте финансов города Москвы не регистрировались. Из 18 договоров на расчетно-кассовое обслуживание 5 не соответствовали действующим нормативным актам, в результате чего не производились начисления процентов по ежедневным остаткам на счетах ГП ГК "Мосгортранс", и в городской бюджет не производились необходимые отчисления.

_________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 29 мая 1995". - Примечание "КОДЕКС".  

3. Недостаточно применяется конкурсная система при выборе исполнителей по выполнению городского заказа, например: Отсутствует конкурсная основа при выборе исполнителей по реализации программ капитального строительства и реконструкции (ГП "Ремикс", ГУГП СОН "Ритуал"), организации закупки оборудования для предприятий бытового обслуживания, финансируемых из бюджета города.

Выбор генеральной подрядной организации для реконструкции Гостиного двора - корпорации "Трансстрой" и определение договорной цены произведены в 1995 году без проведения конкурса, при отсутствии утвержденного ТЭО, на основании некачественно разработанной сметной документации. Не отработан механизм проведения конкурсного отбора страховых организаций Городским центром жилищного страхования.

Для выполнения работ по капитальному ремонту и реконструкции учреждений образования довоенной постройки, находящихся в подчинении Московского комитета образования, на объектах, включенных в титульные списки, подрядные организации были привлечены без проведения конкурсов. Текущий ремонт помещения Реабилитационного центра для подростков и взрослых инвалидов с ДЦП производился организациями, не прошедшими конкурсный отбор, в результате чего ремонтные работы выполнялись некачественно, и неоправданно завышались их объемы.

4. Имеются многочисленные нарушения при оформлении учредительных документов, например: