О городской программе развития образования "Столичное образование-2"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 5 июня 2012 года N 262-ПП
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", с целью определения образовательной политики Правительства Москвы на 1999-2000 годы, консолидации усилий всех заинтересованных лиц и организаций в повышении роли образования как ведущей области социально-культурной сферы Москвы Правительство Москвы
постановляет:
1. Утвердить программу развития образования "Столичное образование-2" (приложение 1).
2. Определить государственным заказчиком городской программы развития образования "Столичное образование-2" Московский комитет образования.
3. Префектам административных округов принять до 01.09.99 комплексные окружные программы развития образования на 1999-2000 годы.
4. Департаментам, комитетам, главным управлениям, управлениям Правительства Москвы организовать реализацию мер, предусмотренных городской программой развития образования "Столичное образование 2" и настоящим постановлением.
5. Органам исполнительной власти, входящим в Комплекс социальной сферы, финансирование программы развития образования "Столичное образование - 2" производить в пределах средств, выделяемых на содержание учреждений социальной сферы.
6. Московскому комитету образования:
6.1. Представить до 01.09.99 на утверждение первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. положение о Межведомственном координационном совете по управлению реализацией программы.
6.2. При подготовке программ социально-экономического развития административных округов согласовать до 20.12.99 с префектами вопрос по pасходам из фондов финансовых ресурсов округов на реализацию программы "Столичное образование - 2".
7. Утвердить состав Межведомственного координационного совета при Правительстве Москвы, сформированного на основании постановления Правительства Москвы от 5 июля 1994 года N 557 "О программе "Столичное образование", с изменениями (приложение 2).
8. Межведомственному координационному совету ежегодно информировать Правительство Москвы о ходе реализации программы развития образования "Столичное образование - 2".
9. Признать утратившими силу пп.7 и 8 и приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 05.07.94 N 557.
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
Премьер Правительства Москвы
Ю.М.Лужков
Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 20 июля 1999 года N 660
Правительство Москвы
МОСКОВСКИЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
Городская программа развития образования
"Столичное оборазование-2"
Государственный заказчик: Московский комитет образования
Сроки и этапы реализации программы: 1999-2000 годы
Дата утверждения программы
Москва - столица и самый большой город России, один из крупнейших городов мира, мегаполис.
Москва - центр и символ российской государственности. Более 850 лет город неустанно выполняет свое предназначение собирателя, хранителя и подвижника российской и мировой культуры.
Москва - сердце России. Берущие начало в Москве общероссийские управленческие, экономические, финансовые, научно-технологические, образовательно-культурные инициативы во многом определяют жизнь страны.
Москва - центр промышленности, торговли, сервиса. В столичности заключена огромная ответственность.
Современная Москва - это, вместе с тем, уникальный социальный организм, жизнь которого в высшей степени сложно организована и динамична. Ткань жизнедеятельности города создается из повседневного взаимодействия миллионов людей самых разных профессий, культур, идеологий, этнической и конфессиональной принадлежности, из согласования множества порой противоречивых запросов и предпочтений, из сложнейшего пересечения экономических интересов, взаимодействия и взаимопроникновения огромного количества разнообразных технологий, из борьбы и единения живой природы с городской техногенной средой.
Москва способна предложить своим жителям высокие стандарты жизни, но при этом она предъявляет самые высокие требования к их человеческим и профессиональным качествам. Большинство москвичей начинает понимать, что продуктивная социально безопасная и духовно насыщенная жизнь в столице станет невозможной, если жители города не получат соответствующего реальным условиям столичного образования. Для москвичей образование не только жизненная необходимость, но и сфера солидарной ответственности.
Москва, как и любая другая, большая или малая, часть, современной России определяет в качестве высшей цели образования становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с людьми, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.
Духовность, поиск истины, творение красоты, стремление делать добро, сопричастность судьбе родного города и своего Отечества, забота о природе. профессиональная компетентность, предприимчивость, многоискусность, упорство в достижении цели, гражданская ответственность - качества личности, в которых так нуждается современное российское общество. Образование Москвы - открытая система, находящаяся в многоуровневых связях с обществом.
Исходя из этих базисных положений, на рассмотрение Правительства Москвы вносится программа "Столичное образование-2", определяющая приоритетные направления развития московского образования на 1999-2000 годы.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом Москвы, городская программа развития образования является содержательной и организационной основой государственной политики в области образования города Москвы как субъекта Российской Федерации. Цель программы - развитие образовательных систем, реализующих современные концепции образования с учетом отечественных традиций.
Программа определяет стратегию и практические меры поддержки существующей системы образования, ее эффективного функционирования и дальнейшего развития. Она отражает интересы и запросы всех москвичей и городского комплекса в целом.
С точки зрения интересов личности программа призвана обеспечить:
а) учащимся - доступное качественное образование с учетом индивидуальных способностей, склонностей и особенностей;
б) родителям - спокойствие и уверенность за судьбы их детей и уверенность в будущем;
в) работникам системы образования - достойные условия работы и жизни, возможности профессионального роста, их самореализации.
С точки зрения интересов городского социума программа призвана содействовать:
а) подготовке высококвалифицированных кадров и созданию новых рабочих мест для городского комплекса;
б) воспитанию новых поколений граждан-патриотов Москвы, России,
в) развитию городской инфраструктуры системы образования;
г) консолидации москвичей вокруг проблем образования и воспитания.
Программа исходит из необходимости объединения усилий и солидарной ответственности Правительства Москвы, всех городских структур, профессиональных и общественных объединений, граждан города за состояние образования.
Соответствующие меры предлагаются в разделе "Совместная работа структур Правительства Москвы, префектур, управ в области образования".
Программа "Столичное образование-2" - это логическое продолжение программы ''Столичное образование-1", во многом базируется на ее итогах.
Основные результаты реализации предшествующей программы показывают; что в условиях сложнейшего для страны периода экономических и социальных потрясений московское образование не только смогло выжить, но и проявило способность динамично развиваться, стать средством эффективной социальной политики, оказывая позитивное воздействие на все сферы жизни города. Анализ современной ситуации и накопленного опыта приводят к выводу о том, что приоритетными для города являются следующие взаимосвязанные блоки проблем:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования; социальная поддержка учителей;
- обновление содержания образования и повышение его качества;
- научно-методическое обеспечение развития образования;
- воспитание (нравственное, гражданское, физическое) и здоровье детей;
- информационное обеспечение образования;
- нормативно-правовая база развития образования.
2.1. Подготовка, переподготовка и повышение
квалификации кадров образования
Социальная поддержка учителей
Образование, подготовка кадров - органическая составляющая программ социально-экономического и социо-культурного развития города, основной механизм воспроизводства человеческих ресурсов. Вот почему актуальной задачей становится интегрирование работы с кадрами в единый цикл, базовый для всей образовательной системы города. Это предполагает личностно-ориентированную работу с кадрами. Развитие информационной культуры кадров, модернизация их базового психолого-педагогического и методологического образования, самообразования и повышения квалификации должны быть по темпу и содержанию, а также мотивационно согласованы с индивидуальными для каждого педагога циклами саморазвития, накопления творческого опыта, осознанной потребностью в публичном предъявлении своих достижений, в аттестации. На современной методологической; организационной и технической основе в городе должна развиваться система диагностики, обобщения и распространения педагогического опыта.
В ходе реализации программы "Столичное образование-1" Правительство Москвы, Московским комитетом образования в 1995 году был создан Московский городской педагогический университет, в 1997 году - Московский городской психолого-педагогический институт. Существенно расширено взаимодействие московских школ и высших учебных заведений. Благодаря этим мерам снизился дефицит в учительских кадрах. Ежегодно около 15 тыс. работников образования повышают квалификацию в городской системе повышения квалификации. На базе МГПУ создана Высшая школа управления для переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
В деле сохранения и развития единства московского образовательного пространства важнейшую роль играют городские методические службы и окружные методические центры. 0ни обеспечивают поддержку деятельности учителя в постоянно обновляющемся пространстве содержания образования, мониторинге процессов изменения, участвуют в формировании учебной, информационной, дидактической среды, повышении квалификации и аттестации кадров.
За последние годы в образовании наблюдается тенденция старения управленческих и преподавательских кадров, увеличение учебной нагрузки. Значительная часть учительского корпуса начальной школы и руководителей дошкольных учреждений не имеет высшего педагогического образования. Медленно идет перепрофилирование педагогических колледжей и училищ на подготовку учителей по новым, дефицитным специальностям. Совершенствование этой работы требует решения следующих задач:
- создание целостной программы обучения и переподготовки руководящих кадров различных звеньев системы образования и, прежде всего, по проблемам "Экономика образования'', "Образовательное право", "Новые педагогические и управленческие технологии", "Управление системой образования";
- расширение городской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, включающей в себя все типы государственных и негосударственных образовательных учреждений по всему комплексу специальностей;
- предусмотреть меры по предупреждению перепроизводства педагогических кадров в связи с тенденцией сокращения рождаемости детей;
- создание Московского института физической культуры;
- осуществление системы мер социальной защиты и стимулирования для привлечения в сферу образования молодых специалистов, представителей науки, культуры, инженерно-технических работников;
- целевая подготовка учителей начальной школы и дошкольных учреждений с высшим образованием, прежде всего путем заочного и вечернего обучения работающих учителей и воспитателей;
- перепрофилирование педколледжей и педучилищ на подготовку кадров но новым дефицитным для образования Москвы специальностям;
- прямая зависимость аттестации, лицензирования, аккредитации работников и учреждений образования от уровня их квалификации и результативности работы.
Соответствующие предложения представлены в плане конкретных действий.
2.2. Обновление содержания образования и повышение его качества
Столичное образование - это образование повышенного уровня, органическая часть образовательного пространства .России. Оно должно отражать запросы московской городской среды, передавать свой опыт другим российским территориям, русскоязычным школам стран СНГ и воспринимать их достижения. Московское образование объединяют с образованием в других регионах России неисчислимые духовные, культурные, технологические, организационные связи и традиции. Особое внимание уделяется реализации проекта "Московское образование - сельской школе России".
Программа исходит из того, что этап борьбы в поддержку идеологии гуманистического, демократического, вариативного образования завершен. При наличии разнообразных образовательных учреждений и педагогических практик их объединяет главное - основой образования новой России является гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика, направленная на сотрудничество учителей, учеников и родителей.
За прошедшие годы стало очевидным, что образование -- катализатор социального сотрудничества, естественное пространство для консолидации территориального сообщества. Цели и задачи развития демократического образования определяются проблемами и запросами социума, жизненно важными для конкретных людей.
Ориентируясь на развитие творческого и исполнительского потенциалов личности, образование представляет собой практически единственные постоянно действующие интеграционный и инновационный факторы.