Руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации, статьями 3 (подпункт "а" пункта 1 части 1), 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Московская городская Дума
постановляет:
1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 40, пункта 1 статьи 42 и статьи 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пунктов 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг".
2. Утвердить текст запроса (приложение).
3. Поручить аппарату Московской городской Думы оплатить государственную пошлину в размере, определенном Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (пункт снят с контроля, как выполненный - постановление Московской городской Думы от 10 марта 2000 года N 25).
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 26 мая 1999 года N 39
Конституционный Суд Российской Федерации
Заявитель: Московская городская Дума Адрес: 101498, Москва, ГСП-4, ул.Петровка, д.22
Наименование и адрес государственного органа, издавшего нормативный акт: Президент Российской Федерации
Адрес: Москва, Кремль Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Адрес: 103265, Москва, Охотный ряд, д.1
Запрос
о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 40,
пункта 1 статьи 42 и статьи 43 Федерального закона от 22
апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 Указа
Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009
"О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг",
пунктов 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента
Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009
"О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"
Московская городская Дума на основании постановления Московской городской Думы от 26 мая 1999 года N 39 "О запросе в Конституционный Суд Российской Федерации" и в соответствии с пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 3, статьями 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие Конституции Российской Федерации статьи 40, пункта 1 статьи 42 и статьи 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пунктов 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3357).
Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли статья 40, пункт 1 статьи 42 и статья 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", Конституции Российской Федерации.
Допустимость настоящего запроса в соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" вытекает из того, что Московская городская Дума считает статью 40, пункт 1 статьи 42 и статью 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", не подлежащими применению ввиду противоречия Конституции Российской Федерации.
Правовая позиция заявителя по данному вопросу заключается в следующем.
Статья 40 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг "является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг". Пункт 1 статьи 42 возлагает на Федеральную комиссию функцию по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 40 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" должности пяти членов Федеральной комиссии "замещаются в установленном порядке", при этом порядок формирования Федеральной комиссии самим Законом не определяется.
Порядок формирования Федеральной комиссии определяется в Указе Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" установлено, что "проведение государственной политики в области формирования и развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг".
Одновременно в Положении о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденном упомянутым Указом, закреплено, что "члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Председатель ФКЦБ России назначается на должность указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Другие члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Президента Российской Федерации по представлению председателя ФКЦБ России" (пункт 4).
Между тем, пунктом "б" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации функция по проведению единой финансовой, кредитной и денежной политики возложена на Правительство Российской Федерации.
При этом Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", раскрывая полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, предусматривает, что Правительство "принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг".
Согласно статье 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" именно Правительство "обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и координирует деятельность ее органов".
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" "решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений", при этом "постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуп-равления".
В то же время в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации уполномочено издавать постановления и распоряжения и обеспечивать их исполнение.
Таким образом, в силу приведенных выше положений Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" из ведения Правительства Российской Федерации изъят вопрос проведения государственной политики в области формирования и развития рынка ценных бумаг, составляющий существенный элемент его конституционной компетенции, закрепленной статьей 114 Конституции Российской Федерации.
Для проведения указанной политики создан особый орган государственной власти, формально названный в Указе "федеральным органом исполнительной власти", однако фактически находящийся за рамками системы федеральных органов исполнительной власти, формируемый и функционирующий в противоречии с нормами, установленными Конституцией Российской Федерации.
Упомянутые статьи 40, 42 (пункт 1), 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" и пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг противоречат части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, устанавливающей единство государственной власти; статье 10 Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти; статье 83 Конституции Российской Федерации, определяющей порядок назначения на должность и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; статье 110 Конституции Российской Федерации, согласно которой "исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации"; статье 112 Конституции Российской Федерации, определяющей порядок внесения Председателем Правительства Российской Федерации кандидатур на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров; пункту "б" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации, согласно которому Правительство Российской Федерации "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики".
Формирование органа исполнительной власти, функционирующего за рамками единой системы исполнительной власти, явилось следствием необоснованных экономических и правовых экспериментов, проводимых в стране в последние годы.
По мнению заявителя, подобная практика противоречит Конституции Российской Федерации, разрушает единство государственной власти, препятствует проведению единой государственной экономической политики, создает условия и предпосылки для нарушения прав субъектов экономической деятельности, в первую очередь - прав участников рынка ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 37, статьями 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Московская городская Дума просит Конституционный Суд Российской Федерации признать статьи 40, 42 (пункт 1) и 43 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", пункты 3 и 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Приложения*:
1. Текст Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1009 "О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" вместе с приложением - Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденным данным Указом.
2. Текст Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
3. Документ об уплате государственной пошлины.
________________
* Приложения не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".
Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы