ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О Конституционном суде Российской Федерации
(с изменениями на 31 июля 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 года N 1-ФКЗ (Российская газета, N 29, 10.02.2001);
Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года N 4-ФКЗ (Российская газета, N 247, 20.12.2001) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года N 4-ФКЗ);
Федеральным конституционным законом от 7 июня 2004 года N 3-ФКЗ (Российская газета, N 120, 09.06.2004);
Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года N 2-ФКЗ (Российская газета, N 73, 09.04.2005);
Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2007 года N 2-ФКЗ (Парламентская газета, N 20, 08.02.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 5 федеральным конституционным законом от 5 февраля 2007 года N 2-ФКЗ);
Федеральным конституционным законом от 2 июня 2009 года N 2-ФКЗ (Российская газета, N 100, 04.06.2009);
Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 года N 7-ФКЗ (Российская газета, N 253, 10.11.2010);
Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2010 года N 8-ФКЗ (Российская газета, N 296, 30.12.2010) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года);
Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2013 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2013);
Федеральным конституционным законом от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ);
Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 года N 9-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014);
Федеральным конституционным законом от 8 июня 2015 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2015, N 0001201506080026) (вступил в силу с 1 августа 2015 года);
Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 года N 7-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2015, N 0001201512150010);
Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2016 года N 11-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290018);
Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2018, N 0001201807300021) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ);
Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.11.2020, N 0001202011090036) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального конституционного закона от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ);
Федеральным конституционным законом от 1 июля 2021 года N 2-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010011);
Федеральным конституционным законом от 31 июля 2023 года N 6-ФКЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2023, N 0001202307310003).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
24 июня 1994 года
Одобрен
Советом Федерации
12 июля 1994 года
Организация Конституционного суда Российской Федерации и статус судей
Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.
Конституционный Суд Российской Федерации:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
3_1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле;
(Пункт дополнительно включен с 9 февраля 2011 года Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 года N 7-ФКЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
3_2) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен с 15 декабря 2015 года Федеральным конституционным законом от 14 декабря 2015 года N 7-ФКЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 1 июля 2021 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
3_3) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 1 июля 2021 года N 2-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
5_1) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
(Пункт дополнительно включен Федеральным конституционным законом от 4 июня 2014 года N 9-ФКЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
5_2) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
(Пункт дополнительно включен Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ)
6) пункт утратил силу - Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ - см. предыдущую редакцию;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
(Часть дополнительно включена с 31 декабря 2001 года Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года N 4-ФКЗ).
___________________________________________________________________
Части вторая - четвертая предыдущей редакции с 31 декабря 2001 года считаются частями третьей - пятой настоящей редакции - Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 года N 4-ФКЗ.
___________________________________________________________________
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
(Часть дополнительно включена Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ)
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.
____________________________________________________________________
Абзац второй настоящей статьи вступает в силу с 1 декабря 2021 года (со дня, когда число судей Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" составит одиннадцать человек) - см. пункт 2 статьи 2 Федерального конституционного закона от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ.
____________________________________________________________________
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
(Статья в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 5-ФКЗ. - См. предыдущую редакцию)
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.