Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 апреля 1999 года N 297


Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 31 августа 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2009 года на основании
приказа МВД России от 2 марта 2009 года N 187
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

приказом МВД России от 21 июня 1999 года N 453 (Российская газета, N 129, 07.07.99);

приказом МВД России от 10 сентября 2001 года N 800 (Российская газета, N 192, 03.10.2001);

приказом МВД России от 19 марта 2004 года N 187 (Российская газета, N 76, 13.04.2004);

приказом МВД России от 28 марта 2005 года N 209 (Российская газета, N 87, 27.04.2005);

приказом МВД России от 31 декабря 2005 года N 1175 (Российская газета, N 37, 22.02.2006);

приказом МВД России от 31 августа 2007 года N 767 (Российская газета, N 247, 03.11.2007).

____________________________________________________________________



В целях усиления влияния дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на состояние правопорядка и общественной безопасности в области дорожного движения, укрепления дисциплины и законности в ее деятельности, обеспечения защиты законных прав и интересов граждан -

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Установить, что контроль за соблюдением водителями транспортных  средств Правил дорожного движения Российской Федерации в системе  органов  внутренних  дел  Российской  Федерации  является исключительной  компетенцией  сотрудников  Государственной инспекции безопасности дорожного движения* и участковых инспекторов милиции.

________________

* Далее - ГИБДД.


Сотрудники других служб милиции могут осуществлять контроль за транспортными средствами при введении в действие специальных планов, а также по решению руководителя органа внутренних дел при выполнении совместно с сотрудниками ГИБДД задач, связанных с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности.

3. Министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации:

3.1. Организовать в течение 1999 года работу подразделений и нарядов дорожно-патрульной службы ГИБДД в соответствии с требованиями настоящего нормативного правового акта.

3.2. Организовать принятие до 30 июля 1999 года от начальствующего и рядового состава подразделений ГИБДД зачетов по знанию требований Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

3.3. Осуществить во втором квартале 1999 года организационно-практические меры по изготовлению бланков документации, предусмотренных Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, и оснащению ими подразделений ГИБДД, а также органов внутренних дел.

4. Главному управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Федорову В.А.) организовать в первом полугодии проведение с руководителями управлений, отделов ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, командирами строевых подразделений дорожно-патрульной службы методических семинаров по изучению настоящего нормативного правового акта.

5. Главному управлению кадров и кадровой политики (Брычееву В.Г.), Главному управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Федорову В.А.) Министерства внутренних дел Российской Федерации внести в первом полугодии 1999 года изменения в программы подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел с учетом требований настоящего нормативного правового акта.

6. Считать утратившим силу приказ МВД России от 10 января 1994 года N 6*.

________________

* Зарегистрирован в Минюсте России 31 января 1994 года, регистрационный N 474.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника милиции Латышева П.М.

Министр
генерал-полковник
С.Степашин


Зарегистрирован

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 апреля 1999 года.

Регистрационный N 1771

 Приложение
к приказу МВД России
от 20 апреля 1999 года N 297

НАСТАВЛЕНИЕ
по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 31 августа 2007 года)

     

I. Общие положения

     

1. Основные термины и понятия

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Дорожно-патрульная служба - структурное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящее в состав милиции общественной безопасности Российской федерации.

Наряд дорожно-патрульной службы - сотрудник или несколько сотрудников дорожно-патрульной службы, назначенные для несения службы на постах и маршрутах патрулирования.

Пост дорожно-патрульной службы - определенное дислокацией место, на котором сотрудники дорожно-патрульной службы выполняют возложенные на них обязанности.

Стационарный пост дорожно-патрульной службы - место несения службы нарядами дорожно-патрульной службы, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Контрольный пост милиции - стационарный пост, входящий в состав межрегиональной специальной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску автомототранспортных средств.

Контрольно-пропускной пункт - наряд милиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций.

Маршрут патрулирования - определенное дислокацией направление движения нарядов дорожно-патрульной службы.

Зона ответственности поста - территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которого наряд дорожно-патрульной службы выполняет свои функциональные обязанности.

2. Организация дорожно-патрульной службы

2.1. Дорожно-патрульная служба* является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации** и входит в состав милиции общественной безопасности Российской Федерации. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

________________

* Далее - "ДПС".

** Далее - "ГИБДД".

2.2. Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

2.3. Правовую основу деятельности ДПС составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции"***, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях****, Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"*****, другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также настоящее Наставление (пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2005 года приказом МВД России от 28 марта 2005 года N 209, - см. предыдущую редакцию).

________________

*** Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст.503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.360; N 32, ст.1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст.2964; "Российская газета", 1999, N 67.

**** Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст.1; N 18, ст.1721; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295, 4298; 2003, N 1, ст.2; N 27 (часть I), ст.2700; N 27 (часть II), ст.2708, 2717; N 46, ст.4434, 4440; N 50, ст.4847, 4855; N 52, ст.5037; 2004, N 19, ст.1838; N 30, ст.3095; N 31, ст.3229; N 34, ст.3529, 3533, N 44 ст.4266; 2005, N 1 (часть I), ст.9, 13, 37, 40, 45 (сноска дополнительно включена с 8 мая 2005 года приказом МВД России от 28 марта 2005 года N 209).

____________________________________________________________________

Сноска **** предыдущей редакции с 8 мая 2005 года считается сноской ***** настоящей редакции - приказ МВД России от 28 марта 2005 года N 209.     

____________________________________________________________________          

***** Собрание законодательства Российской федерации, 1995, N 50, ст.4873.

2.4. Сотрудники ДПС должны иметь необходимую профессиональную подготовку, быть дисциплинированными и бдительными, действовать решительно, смело и настойчиво, обладать высокими моральными качествами, стойко переносить трудности, связанные со службой. В обращении с гражданами сотрудники ДПС должны быть вежливыми и тактичными, их действия - законными и понятными лицам, в отношении которых они осуществляются.

2.5. В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.

2.6. Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

     

3. Задачи дорожно-патрульной службы

Основными задачами ДПС являются:

- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

     

4. Функции дорожно-патрульной службы

4.1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

4.2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

4.3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

4.4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

4.5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий*.

________________

* Далее - "ДТП".

4.6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

4.7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

4.8. Проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях (пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2005 года приказом МВД России от 28 марта 2005 года N 209, - см. предыдущую редакцию).

4.9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

4.10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

4.11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

4.12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

4.13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.