ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 декабря 1998 года N 01-15/26606
(с изменениями на 28 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675 (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В связи с переходом большинства стран Европейского союза с 1 января 1999 года на новую расчетную единую валюту "евро" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 1999 года N 169 "О внесении изменения в Таможенный тариф Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 года N 1560" и письмом ГТК России от 27 апреля 1999 года N 01-15/12502 "О переходе на расчетную единую валюту "евро"" произведена замена в соответствующих нормативных актах России слова: "ЭКЮ" словом "евро" с 23 февраля 1999 года.
____________________________________________________________________
Направляем подготовленные с учетом правоприменительной практики рекомендации по применению некоторых норм об ответственности за нарушения таможенных правил.
Настоящие рекомендации могут рассматриваться в качестве базовых при принятии решения о квалификации таможенного правонарушения. Вместе с тем они не могут применяться автоматически, без учета фактических обстоятельств дела, подлежащих выяснению в каждом конкретном случае.
Первый заместитель
Председателя ГТК России
М.К. Егоров
Приложение
к Письму ГТК России
от 17 декабря 1998 года
N 01-15/26606
(с изменениями на 28 июня 2002 года)
1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, выражается в выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрате или недоставлении в определенное таможенным органом Российской Федерации место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
При применении статьи 254 ТК России необходимо исходить из того, что неправомерные действия, перечисленные в диспозиции данной статьи, должны совершаться только в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (см. статью 192 ТК России "Время нахождения под таможенным контролем"), а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.
Диспозиция части 1 статьи 254 ТК России содержит три возможных варианта неправомерного, без разрешения таможенного органа, распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем: их выдача, либо утрата, либо недоставление.
Основная трудность в случае недоставления товаров возникает при разграничении применения статьи 253 и части 1 статьи 254 ТК России. Диспозиция статьи 253 ТК России предполагает, что товары и транспортные средства были доставлены в место, установленное таможенным органом, однако после их доставления перевозчик не совершил действий, предписанных частью 1 статьи 142 ТК России. Ответственность же по части 1 статьи 254 ТК России наступает за действие, выразившееся - в данном случае - как раз в несоблюдении предписания контролирующего (таможенного) органа о месте доставления.
При привлечении к ответственности перевозчиков по части 1 статьи 254 ТК России необходимо исходить из того, что место доставки товаров и транспортных средств должно быть определено (см. часть 1 статьи 140 ТК России, возлагающую на перевозчиков обязанность по доставке товаров, транспортных средств, документов на них в определенное таможенным органом место и нахождения в этом месте после прибытия). При отсутствии в материалах дела данных о том, что в отношении доставляемого товара таможенным органом отправления было конкретно определено место доставки, признаки деяния, предусмотренного частью 1 статьи 254 ТК России, выражающегося в недоставлении товаров и транспортных средств в определенное таможенным органом место, отсутствуют.
С другой стороны, при выявлении таможенными органами доставки перевозчиком находящегося под таможенным контролем товара на иной склад временного хранения, в зоне деятельности иного таможенного органа, чем склад, определенный ему как место доставки, в действиях такого перевозчика содержатся признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 254 ТК России.
Так, например, Арбитражным судом г.Москвы и Федеральным арбитражным судом Московской области (рассматривавшим кассационную жалобу привлеченного к ответственности лица) постановление о привлечении к ответственности при аналогичных обстоятельствах по части 1 статьи 254 ТК России автотранспортной компании "Хуттонен Лтд." было оставлено в силе. При этом перевозчик в жалобах на постановление ссылался на то, что его действия должны быть квалифицированы не по части 1 статьи 254 ТК России, а по статье 253 ТК России.
Оставляя в силе постановление таможенного органа, Федеральный арбитражный суд Московской области указал, что поскольку таможенным органом отправления (Выборгской таможней) местом доставки был определен СВХ "База военторга" Чкаловской таможни, то при обнаружении таможенными органами автомашины с находящимся под таможенным контролем товаром на СВХ "Тур-Карго" (г.Москва) имеет место недоставление товара перевозчиком в определенное Выборгской таможней место доставки - СВХ "База военторга" Чкаловской таможни. При этом суд сослался на то, что доказательствами доставки товаров и транспортных средств в соответствии с пунктом 1 Приказа ГТК России от 20 марта 1996 года N 156 "О свидетельствах о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем"* являются выдаваемые перевозчику таможенным органом свидетельства о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем по определенной форме. Указанных свидетельств, оформленных Чкаловской таможней, истцом не представлено, поэтому нельзя принять во внимание его довод о доставке груза на СВХ "Тур - Карго", в связи с чем в действиях привлекаемого к ответственности лица усматривается недоставление товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля Чкаловской таможни, а не просто непредставление ей товаров, транспортных средств и документов, как предусматривается статьей 253 ТК России.
________________
* Опубликовано в бюллетене "Таможенные ведомости", 1996, N 6, с. 71.
1.1. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, являются находящиеся под таможенным контролем товары и транспортные средства, выданные без разрешения таможенного органа, утраченные или недоставленные в определенное таможенным органом Российской Федерации место.
1.2. Субъекты - перевозчики, владельцы складов, магазинов беспошлинной торговли, получатели, т.е. лица, на которых в соответствии с действующими в таможенном деле требованиями возлагались соответствующие обязанности в отношении находящегося под таможенным контролем товара по доставке в определенное таможенным органом место либо обеспечению исключения возможности его утраты либо выдачи помимо таможенного контроля. Например, в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 июня 1996 года N 5), приводится пример привлечения к ответственности за недоставление в определенное таможенным органом место (на СВХ) получателя товаров, на которого в конкретной процедурной ситуации таможенным органом возлагалась обязанность по доставке товара на СВХ (пункт 8 названного Письма).
На практике при применении статьи 254 ТК России возникает комплекс вопросов, связанных с привлечением к ответственности такого субъекта, как иностранный перевозчик.
Иностранные перевозчики, не выполнившие обязательств по доставке в таможню назначения товаров, находящихся под таможенным контролем, в соответствии со статьей 233 ТК России несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими лицами.
Согласно требованиям статьи 299 ТК России о каждом случае обнаружения нарушения таможенных правил должен быть составлен протокол, копия которого вручается под расписку либо высылается лицу, привлекаемому к ответственности (иностранному перевозчику).
Участие в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении лица, не проживающего и не находящегося на территории Российской Федерации, определено статьей 307 ТК России.
Таможенные органы при производстве по делам о нарушении таможенных правил вправе самостоятельно направлять в адрес привлекаемого к ответственности иностранного лица копии протоколов о НТП, адресованные к привлекаемым к ответственности лицам требования о представлении сведений и документов, касающихся исследуемых обстоятельств по делу (наличие договора об оказании услуги по перевозке товара и его оплате, место фактической доставки товара, причины и обстоятельства совершения правонарушения, причастные лица и организации и т.п.).
В случае необходимости обращения с соответствующими запросами в зарубежные таможенные службы для получения необходимых сведений и документов в соответствии с положениями статьи 305 ТК России необходимо обращаться через Отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран Управления по борьбе с таможенными правонарушениями. При этом необходимо учитывать сроки наложения взысканий за нарушение таможенных правил, стоимость недоставленного товара и другие обстоятельства.
При получении сведений о наличии на территории Российской Федерации денежных средств и иного имущества в соответствии с требованиями статей 337-340 ТК России следует принимать меры по обеспечению взыскания суммы возможных штрафов и могущей подлежать взысканию стоимости товаров и транспортных средств.
Имеющая место на практике невозможность обратить к исполнению постановления о наложении взыскания за нарушение таможенных правил при привлечении к ответственности иностранного перевозчика, согласно статье 291 ТК России, не является обстоятельством, исключающим производство по делу о нарушении таможенных правил.
2. По части 2 и 3-й статьи 254 ТК России наказываются деяния, выразившиеся в:
утрате или недоставлении принятых для вручения таможенному органу Российской Федерации таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем (часть 2).
При привлечении лица к ответственности по части 1 статьи 254 ТК России за утрату или недоставление в определенное таможенным органом Российской Федерации место товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, если это было сопряжено с утратой или недоставлением принятых для вручения таможенному органу Российской Федерации таможенных или иных документов на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, дополнительной квалификации по части 2 статьи 254 ТК России не требуется;
несоблюдении установленного таможенным органом Российской Федерации срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них (часть 3).
2.1. Объектом правонарушения в рассматриваемых случаях является порядок доставки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также документов на них.
2.2. Субъектом ответственности по части 2 и части 3 статьи 254 ТК России являются лица, на которых возлагались обязанности по обеспечению сохранности и доставке принятых для вручения таможенному органу таможенных или иных документов, а также соблюдение срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них.
3. Аспектам применения части 1 статьи 254 ТК России в случаях, когда место доставки товара, транспортных средств и документов на них определено таможенным органом страны - участницы Таможенного союза (Российской Федерации и Республики Беларусь), посвящено письмо Управления по борьбе с таможенными правонарушениями от 28 марта 1997 года N 10-11/1406 "О применении части 1 статьи 254 ТК России при определении места доставки страной - участницей Соглашения о Таможенном союзе".
В соответствии с этим Письмом:
таможенные правонарушения, выразившиеся в выдаче без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрате или недоставлении в место, определенное таможенным органом страны - участницы Соглашения, подлежат квалификации по части 1 статьи 254 ТК России;
если товар, направленный по процедуре внутреннего таможенного транзита пограничным таможенным органом на внешней границе Таможенного союза в таможенный орган Российской Федерации, выдан или утрачен на территории другой страны - участницы Соглашения, при выявлении такого правонарушения в установленном порядке должны быть информированы таможенные органы страны, где оно совершено;
когда невозможно установить, на территории какой страны было допущено нарушение, считается, что такое нарушение было допущено на территории той Договаривающейся Стороны, где оно было обнаружено.
1. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении порядка производства таможенного оформления, т.е.: 1) в несоблюдении установленных требований о начале и завершении таможенного оформления, 2) месте, времени, 3) процедуре его проведения либо 4) в предъявлении неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления, а равно несоблюдении условий его применения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 18 ТК России под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса. Таможенное оформление производится в порядке, определяемом ТК России и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами ГТК России (статья 126 ТК России).
Наиболее часто статья 258 ТК России применяется в случаях:
1) несоблюдения установленных требований о месте и времени проведения таможенного оформления.
Месту и времени производства основного таможенного оформления посвящена статья 127 ТК России, предусматривающая следующие возможности установления места и времени производства таможенного оформления:
1) таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или получатель товаров (либо их структурное подразделение), и во время работы таможенного органа Российской Федерации, устанавливаемых ГТК России:
2) таможенное оформление производится в иных местах и вне времени работы таможенного органа Российской Федерации по просьбе заинтересованного лица, за его счет и с согласия таможенного органа (в этом случае в соответствии с частью 2 статьи 114 ТК России сборы за таможенное оформление взимаются в двойном размере):
3) таможенное оформление отдельных категорий товаров производится только определенными таможенными органами Российской Федерации (ГТК России устанавливает особые места таможенного оформления в зависимости от категории товара, лиц, перемещающих товары, вида транспорта, страны происхождения товара, экономического положения отдельных районов страны и т.д.).
Вопросам определения мест таможенного оформления товаров посвящен ряд нормативных актов ГТК России:
приказ ГТК России от 19 марта 1992 года N 90 "О местах таможенного оформления товаров";
приказ ГТК России от 12 мая 1994 года N 193 "Об организации таможенного оформления алкогольных напитков и табачных изделий в пограничных таможнях"*, зарегистрированный в Минюсте России 30 мая 1994 года, peг. N 585;
________________
* Опубликовано в бюллетене "Таможенные ведомости", 1994, N 5, с. 130.
приказ ГТК России от 13 июля 1994 года N 357 "О маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации"*, зарегистрированный в Минюсте России 5 августа 1994 года, peг. N 652;
________________
* Опубликовано там же, 1994, N 9, с. 40.
приказ ГТК России от 9 июня 1995 года N 373 "О местах таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию морским и воздушным транспортом"*, зарегистрированный в Минюсте России 26 июня 1995 года, peг. N 883;
________________
* Опубликовано там же, 1995, N 9, с. 26,
Инструкция о таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, утвержденная приказом ГТК России от 30 октября 1995 года N 652 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи"*, зарегистрированным в Минюсте России 3 ноября 1995 года, peг. N 971;
________________
* Опубликовано там же, 1995, N 12, с. 46.