ПРИКАЗ
от 22 марта 1999 года N 66
Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 316/пр
____________________________________________________________________
В целях реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 N 425, и необходимостью совершенствования деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства по эксплуатации коммунальных систем водоснабжения и канализации населенных пунктов
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства.
2. Признать утратившим силу раздел II "Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих водопроводно-канализационного хозяйства" Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйства, утвержденных приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.10.93 N 50.
3. Управлению жилищно-коммунальной сферы (В.В.Авдеев) совместно с Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-технический Центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве" обеспечить издание и доведение указанных Рекомендаций до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Л.Н.Чернышова.
Председатель
Е.В.Басин
1.1. Настоящие рекомендации предназначены для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию коммунальных систем водоснабжения и канализации населенных пунктов, именуемых в дальнейшем "организации ВКХ".
1.2. Рекомендации позволяют определить нормативную численность руководителей, специалистов, служащих и рабочих; установить оптимальную структуру организаций ВКХ; произвести рациональную расстановку кадров; использовать для расчета нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и канализации.
1.3. Нормативы численности носят рекомендательный характер и являются основой для разработки и утверждения органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления региональных нормативно-методических материалов.
1.4. Понятие "нормативы численности" означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях и определяемую производительностью сооружений водоснабжения и канализации и технологической схемой.
1.5. В основу разработки рекомендаций положены действующие нормативно-технические документы и нормативно-правовые акты, включая правила технической эксплуатации, охраны труда и безопасности с учетом наиболее распространенных условий выполнения работ, обеспечения рабочих мест необходимой техникой, оборудованием и инструментом применительно к характеру выполняемой работы.
1.6. Нормативами предусмотрена: для руководителей, специалистов и служащих - списочная численность; для рабочих - явочная численность. Для определения списочной численности необходимо учесть коэффициент планируемых невыходов, принимающий во внимание ежегодные отпуска, неявки на работу, оформленные листками нетрудоспособности, неявки в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т.д.
1.7. Нормативы численности установлены с учетом необходимых затрат времени на подготовительно-заключительную работу, отдых и личные надобности, на переходы для обеспечения нормальной эксплуатации оборудования, входящего в зону обслуживания.
1.8. Под производительностью очистных сооружений водопровода и очистных сооружений канализации подразумевается установленная производственная мощность очистных сооружений, которая определяется с учетом проектной мощности, акта приемки этих сооружений в эксплуатацию Госкомиссией.
1.9. При отсутствии в сборнике нормативов численности по отдельным профессиям рабочих, необходимых предприятяию для обеспечения технологического процесса в связи с улучшением технологии очистки природных и сточных вод, введением новых элементов по очистке и обеззараживанию сточных вод и т.д. допускается разработка местных технически обоснованных норм и нормативов.
1.10. Наименования профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих указаны в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. Содержание выполняемых работ приведено в соответствии с выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденных постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС и действующих на территории России в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 года N 15а, с учетом дополнений и изменений, утвержденных постановлениями Минтруда России с декабря 1991 года по февраль 1999 года.
1.11. С введением настоящих Рекомендаций ранее действовавшие "Рекомендации по нормированию и оплате труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", раздел 2, утвержденные приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.10.93 N 50, утрачивают силу.
2.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих Общее руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, комплектование и учет кадров, материально-техническое снабжение, надзор и контроль за капитальным ремонтом, общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание, организация технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения, охрана окружающей среды, охрана труда, правовое обслуживание, техническое обслуживание и внедрение средств телемеханизации, технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы.
Примерный перечень работ по функциям управления:
Руководство всеми видами деятельности предприятия. Организация работы и эффективного взаимодействия производственных единиц и других структурных подразделений. Обеспечение выполнения предприятием планируемых количественных и качественных показателей по основным видами деятельности. Обеспечение качества в соответствии с государственными стандартами и нормативами. Обеспечение деятельности предприятия в аварийных и чрезвычайных ситуациях. Обеспечение предприятия квалифицированными кадрами. Контроль результатов работы подразделений. Определение технической политики, перспектив развития предприятия и путей реализации комплексных программ по совершенствованию, реконструкции и техническому перевооружению действующего производства.
Организация бухгалтерского учета на предприятии и контроль за экономным использованием материальных и финансовых ресурсов. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Обеспечение рациональной организации учета и отчетности. Обеспечение своевременного составления и представления в соответствующие органы бухгалтерской отчетности. Осуществление контроля за сохранностью имущества предприятия. Организация учета поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств. Контроль за правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет и другие фонды. Взаимоотношения с Государственной налоговой инспекцией, внебюджетными фондами и др. организациями. Обеспечение соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, сохранности бухгалтерских документов. Осуществление операций по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг. Оформление документов и получение в соответствии с установленным порядком денежных средств в учреждениях банка для выплаты заработной платы и других расходов. Ведение кассовых книг и составление кассовой отчетности.
Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством. Контроль за своевременным исполнением приказов и распоряжений руководителя предприятия. Подготовка материалов для квалификационной и аттестационной комиссий. Заполнение, учет и хранение трудовых книжек. Выполнение работы по обеспечению предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации. Организация профессионального обучения рабочих и повышения квалификации руководителей и специалистов. Подготовка документов, необходимых для назначения пенсий работникам предприятия и их семьям, представление их в органы социального обеспечения. Ведение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Составление установленной отчетности.
Организация обеспечения предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами. Разработка проектов перспективных и годовых планов материально-технического обеспечения на основе определения потребностей подразделений предприятия в материальных ресурсах. Составление материальных балансов и заявок на материальные ресурсы. Обеспечение контроля за состоянием запасов материалов, оборудования и комплектующих изделий. Организация работы складского хозяйства. Получение материалов и оборудования и доставка его на склады. Составление договоров на поставку материалов и оборудования, контроль за их исполнением. Контроль за движением материалов. Обеспечение качественного хранения материалов и оборудования. Организация оперативного учета, составление установленной отчетности.
Разработка планов капитального ремонта предприятия. Составление заявок на строительные материалы и оборудование, титульных списков на строительство, обеспечение выполнения работ, предусмотренных в титульных списках. Составление планов технического перевооружения и приобретения оборудования. Заключение договоров с подрядными организациями и предприятиями. Технический надзор и контроль за сроками и качеством выполнения всех строительно-монтажных и других строительных работ. Участие в работах по приемке и вводу в эксплуатацию строительных объектов.
Своевременная обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению, осуществление контроля за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Прием документов, их регистрация, учет и передача в соответствующие структурные подразделения. Печатание и размножение служебных документов. Обеспечение сохранности хозяйственного инвентаря, его восстановление и пополнение. Контроль за соблюдением чистоты в помещениях, их состоянием и принятием мер к своевременному ремонту помещений. Обеспечение работников канцелярскими принадлежностями и предметами хозяйственного обихода.
Организационно-техническая подготовка производства. Составление планов и графиков профилактических проверок и измерений систем. Подготовка предложений по разработке и внедрению мероприятяий по обеспечению высококачественной и бесперебойной работы сооружений и оборудования, надежности их действия и совершенствования эксплуатации. Разработка инструкций и технологических карт по обслуживанию сооружений и оборудования. Контроль качества работы и технического состояния оборудования и сооружений. Разработка мероприятий и составление технических заданий на проектирование новых и реконструкцию действующих сооружений. Разработка и реализация планов планово-предупредительного ремонта, обеспечение аварийного ремонта оборудования и сооружений, организация работы по их выполнению.
Осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства, инструкций, правил и норм по охране окружающей среды. Участие в подготовке технических заданий на проектирование новых, расширение и реконструкцию действующих производств и объектов с учетом требований рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, осуществление мероприятий по внедрению новой техники по очистке сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.
Осуществление контроля за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, за состоянием окружающей среды в районе расположения организации. Составление установленной отчетности о выполнении мероприятий по охране окружающей среды.
Обеспечение контроля за соблюдением безопасности при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, безопасностью технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов.
Осуществление эффективного контроля за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты. Проведение обучения, инструктажа работников и проверки знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда по видам работ. Участие в проверке режима труда и отдыха работников, установленного законодательством.
Обеспечение необходимых мер по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций. Принятие надлежащих мер по оказанию первой помощи пострадавшим.
Разработка нормативных проектов и организационно-распорядительных документов по деятельности предприятия. Подготовка материалов для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы, учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участие в работе по заключению хозяйственных договоров, подготовке заключений об их юридической обоснованности, в разработке условий коллективных договоров, а также в рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контроль своевременности представления справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготовка совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Участие в подготовке заключений по правовым вопросам.
Осуществление руководства по внедрению проектов совершенствования управления производством на основе использования современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи с разработкой инструкций, методических и нормативных материалов, связанных с информационным обеспечением АСУП. Организация проведения исследований систем управления, порядка и методов планирования и регулирования производства с целью возможности и целесообразности их перевода на автоматизированный режим. Обеспечение подготовки плана проектирования и внедрения АСУП и контроль за их выполнением. Проведение работы по установке, отладке и опытной проверке и вводу в эксплуатацию средств АСУП. Обеспечение бесперебойного функционирования системы.
Проведение работы по выбору средств и методов измерений, анализ причин нарушения технологических режимов, непроизводительных затрат сырья, материалов, энергии и других потерь в производстве, связанных с состоянием средств измерений, контроля и испытаний. Осуществление проверки сложных средств измерений, технологического оборудования на соответствие установленных нормам точности, проведение сложных измерений в ходе технологических процессов, участие во внедрении государственных и отраслевых стандартов. Контроль за состоянием и правильностью монтажа, установки и применения средств измерений, техническая приемка вновь поступающих на предприятие измерительных средств.
Обеспечение надежной технической эксплуатации, бесперебойной работы электронного оборудования. Осуществление подготовки электронно-вычислительных машин, радиоэлектронной аппаратуры и отдельных устройств и узлов.
Организация технического обслуживания электронной техники, рационального использования, обеспечение ее работоспособности.
Осуществление контроля за своевременным обеспечением электронной техники запасными частями и материалами, организация хранения радиоэлектронной аппаратуры.
Разработка годовых и перспективных планов финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия. Контроль за ходом выполнения плановых заданий. Проведение экономического анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, выявление резервов производства, разработка мероприятий по их использованию и разработка бизнес-планов. Проведение расчетов экономически обоснованных тарифов. Разработка нормативных материалов и трудовых ресурсов для включения в себестоимость. Контроль за их применением и пересмотром. Составление различных экономических обоснований и периодической отчетности.
Разработка локальных нормативных актов в системе оплата труда. участие в подготовке коллективных договоров и контроль принятых обязательств. Разработка штатного расписания предприятия. Формирование фонда оплаты труда. Анализ расходования фонда оплаты труда, фондов экономического стимулирования. Изучение состояния организации и нормирования труда, разработка и внедрение мероприятий по их совершенствованию. Внедрение технически обоснованных норм трудовых затрат на основе использования прогрессивных нормативов по труду. Составление различных экономических обоснований, обзоров и отчетности.
Примерный перечень должностей:
Руководитель и заместитель руководителя, главный инженер, главный бухгалтер, главный механик, главный энергетик, главный технолог, главный гидролог, начальник отдела (службы, лаборатории), инженер, инженер по охране окружающей среды (эколог), техник, бухгалтер, экономист, юрисконсульт, заведующий складом, инспектор по кадрам, кассир, экспедитор, агент, делопроизводитель, секретарь-машинистка, машинистка, заведующий хозяйством.
Таблица 1
Наименование функций управления | Среднесписочная численность работников, чел. | |||||||||||||
| До 100 | 101-200 | 201-400 | 401-600 | 601-800 | 801-1100 | 1101-1400 | 1401-1700 | 1701-2000 | 2001-2500 | 2501-3000 | 3001-3500 | ||
| Нормативная численность, чел. | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | ||
Общее руководство | 2 | 2-3 | 3-4 | 4 | 4-5 | 5 | 5-6 | 6 | 6-7 | 7 | 7-8 | 8-9 | ||
Бухгалтерский учет и финансовая деятельность | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-10 | 10-12 | 12-13 | 13-15 | 15-17 | 17-19 | 19-21 | 21-23 | ||
Комплектование и учет кадров | 1 | 1 | 1-2 | 1-2 | 2 | 2-3 | 3 | 3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | ||
Материально-техническое снабжение | 1 | 1 | 1-2 | 2 | 2-3 | 3-4 | 4 | 4-5 | 5-6 | 6-8 | 8-9 | 9-10 | ||
Надзор и контроль за капитальным ремонтом* | 1 | 1 | 1-2 | 2 | 2-3 | 3 | 3-4 | 4 | 4-5 | 5 | 6-7 | 7 | ||
Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание | 1 | 1 | 1 | 1-2 | 2 | 2-3 | 2-3 | 3 | 3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 |
| |
Организация технической эксплуатации систем водоснабжения и канализации | 4 | 4-5 | 5-7 | 7-9 | 9-11 | 11-13 | 13-15 | 15-17 | 17-19 | 19-21 | 21-23 | 23-25 | ||
Охрана окружающей среды | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 2 | 2 | ||
Охрана труда | Численность рассчитывается с учетом нормативных документов, указанных в приложении | |||||||||||||
Правовое обслуживание | 1 | 1 | 1-2 | 2 | 2-3 | 3 | 3-4 | 3-4 | 4 | 4 | 4-5 | 5 | ||
Техническое обслуживание и внедрение средств телемеханизации | 4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 | 10-11 | 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | ||
Технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы | 2 | 2 | 2-3 | 3 | 3 | 3-4 | 4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 8-10 |