Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 1999 года N 35

     

     

О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров
на 1999-2005 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
 от 7 декабря 2001 года N 860

____________________________________________________________________


В целях усиления охраны лесов от пожаров, повышения уровня противопожарной защиты лесного фонда Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" (далее именуется - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Федеральную службу лесного хозяйства России, государственными заказчиками по соответствующим направлениям Программы - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации финансировать мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Е.Примаков

     

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 января 1999 года
N 35

Федеральная целевая Программа

"Охрана лесов от пожаров
на 1999-2005 годы"


ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая  программа   "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы"

Решение о разработке
Программы


-



постановление Правительства   Российской Федерации от 27 марта 1997 г.  N 339 "О неотложных  мерах  по  охране  лесов  от пожаров  и  защите  их  от  вредителей и болезней в 1997 году"

Государственные
заказчики
Программы



-





Федеральная служба   лесного   хозяйства России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия  Российской  Федерации, Министерство      обороны     Российской Федерации,    Государственный    комитет
Российской     Федерации    по    охране окружающей среды

Основные разработчики
Программы





-






Министерство экономики  Российской Федерации,  Федеральная  служба  лесного хозяйства России, Министерство сельского хозяйства  и  продовольствия  Российской Федерации,     Министерство      обороны
Российской   Федерации,  Государственный
комитет Российской Федерации  по  охране
окружающей среды

Основные цели Программы






-






повышение эффективности  противопожарной охраны  лесного  фонда  и  не входящих в лесной фонд  лесов  путем  осуществления комплекса     организационно-технических мер,  совершенствования экономической  и правовой         базы,         улучшения
научно-технического  обеспечения  охраны
лесов

Сроки и этапы
реализации

Программы
Исполнители Программы














-


-














1999-2005 годы


территориальные органы управления лесным
хозяйством;

базы авиационной охраны лесов;

территориальные органы     по     охране
окружающей среды;

предприятия и   организации    сельского
хозяйства,     осуществляющие    ведение
лесного       хозяйства;        лесхозы,
осуществляющие ведение лесного хозяйства
в   лесах,   расположенных   на   землях
обороны;  органы  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации;

исполнители, определяемые на  конкурсной
основе    в    соответствии   с   Указом
Президента  Российской  Федерации  от  8
апреля 1997 г. N 305

Объемы и источники
финансирования
Программы







-









общий объем  финансирования   составляет
23468,61 млн. рублей, в том числе:
капитальные вложения  -   4478,12   млн.
рублей;

текущие расходы - 18990,49 млн. рублей;
из них:

из федерального бюджета - 23301,41  млн.
рублей;

из бюджетов     субъектов     Российской
Федерации,      собственных      средств
организаций - 167,2 млн. рублей

Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы


-




сокращение убытков,  причиняемых лесными
пожарами  лесному  хозяйству и экономике
страны,    сохранение     биологического
разнообразия лесных экосистем, повышение
их    экологического    и     ресурсного
потенциала

Контроль за реализацией
Программы
























контроль за ходом  работ  по  выполнению
программных   мероприятий   осуществляет
Федеральная  служба  лесного   хозяйства
России    совместно    с   Министерством
экономики     Российской      Федерации,
Министерством     финансов    Российской
Федерации  и   Министерством   науки   и
технологий    Российской   Федерации   в
соответствии      с       постановлением
Правительства Российской Федерации от 26
июня  1995  г.  N  594   "О   реализации
Федерального    закона    "О   поставках
продукции        для         федеральных
государственных нужд"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Настоящая Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 339 "О неотложных мерах по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней в 1997 году" и доработана с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Правительства Российской Федерации 12 ноября 1998 г.

По состоянию на 1 января 1998 г. охраняемая от пожаров площадь лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов составила 804,89 млн. гектаров.

Площадь лесного фонда, охраняемая организациями:

Федеральной службы лесного хозяйства России 740,59 млн. гектаров;

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 43,3 млн. гектаров;

Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды - 16,2 млн. гектаров.

Организациями Министерства обороны Российской Федерации охраняется 4,8 млн. гектаров лесов, расположенных на землях обороны.

В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства Федеральная служба лесного хозяйства России и ее территориальные органы уже не могут обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.

Последние 5 лет каждый год начинается с изыскания средств (составляющих до 12 процентов годового бюджета лесного хозяйства) на выплату задолженности авиапредприятиям за аренду воздушных судов в минувшем году и оплату привлекавшихся работников и техники других ведомств, что задерживает упреждающую весеннюю подготовку сил и средств пожаротушения к борьбе с лесными пожарами в текущем году. Выделяемых бюджетных средств хватает, в основном, на осуществление менее половины необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров.

Удельные затраты на охрану лесов страны от пожаров составили в 1997 году около 550 рублей на гектар общей площади лесного фонда (в 30 раз ниже, чем в США).

Из-за недостаточного финансирования Государственной программы охраны лесов от пожаров на 1993-1997 годы организационно-технические и инвестиционные мероприятия лишь частично реализованы (выделено 35 процентов необходимых средств на текущие расходы и около 4 процентов необходимых капитальных вложений).

В незначительных объемах осуществляются работы по организации новых пожарно-химических станций и строительству зданий для них, а также для авиаотделений, лесных кордонов, гаражей, складов взрывчатых веществ. Не осуществляются установка новых и замена пришедших в негодность пожарно-наблюдательных вышек и мачт.

Невыполнение программных мероприятий в период 1993-1997 годов резко снизило уровень противопожарной охраны лесов России. По сравнению с 1991 годом более чем в 4 раза сократился налет часов воздушными судами по охране лесов от пожаров, количество дней с полетами уменьшилось в 3,2 раза. В то же время повысилась стоимость летного часа до 4,7 млн. рублей. Сократилась на 42,4 млн. гектаров охраняемая с использованием самолетов и вертолетов площадь лесного фонда, снизилась интенсивность авиапатрулирования, уменьшилось число пожарно-химических станций (с 2,6 тысячи до 2,2 тысячи) и пунктов наблюдения (с 2,2 тысячи до 1,14 тысячи), а численность парашютной и десантно-пожарной службы авиационной охраны лесов сократилась с 6,3 тыс. человек до 3,7 тыс. человек. Прекращена подготовка специалистов по борьбе с крупными лесными пожарами из числа работников высшего и среднего управленческого звена государственной лесной охраны.

Немногим более 1 процента составляет ежегодное поступление новых пожарных автоцистерн для оснащения лесопожарных служб. Пополнение пожарно-химических станций мотопомпами и ранцевыми огнетушителями ежегодно составляет менее 30 процентов необходимого количества. Отсутствие единой сети диспетчерских пунктов оперативного управления охраной лесов от пожаров, недостаточная их оснащенность техническими средствами не позволяют создать централизованную службу оперативного управления охраной лесов страны от пожаров, обеспечить четкое взаимодействие специализированных авиационных и наземных сил и средств и оперативное маневрирование ресурсами пожаротушения.

В результате возросло число крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер. На их долю приходится свыше 70 процентов площади лесов, пройденной огнем.

Из-за ограниченного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ численность работников научно-исследовательских институтов лесного хозяйства за последние 5-7 лет значительно сократилась за счет ухода наиболее опытных и ценных специалистов, что привело к снижению научного потенциала отрасли.

По-прежнему важной проблемой остается разработка новых сливных устройств к самолетам и вертолетам, а также эффективных, экологически безопасных огнетушащих химикатов для борьбы с лесными пожарами с воздуха.

Вынужденное ориентирование территориальных органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации на получение и мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий ведет к отвлечению работников государственной лесной охраны на работы, не связанные с противопожарной охраной леса, к дальнейшему снижению уровня противопожарной защиты лесов, увеличению вреда, наносимого пожарами лесам и экономике России.

Мобилизация на борьбу с лесными пожарами сил и средств пожаротушения других ведомств, привлечение финансовых средств местных бюджетов и различных фондов на охрану лесов сдерживаются из-за отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и сроки мобилизации людских и материально-технических ресурсов, а также предоставление инвестиций на развитие лесопожарных служб, обеспечение правовой и социальной защищенности лиц, занимающихся организацией противопожарной охраны лесов.

Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществление целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций и предприятий лесного хозяйства, других заинтересованных министерств и ведомств, позволяющих создать систему охраны лесов от пожаров, способную адаптироваться к непрерывно изменяющейся лесопожарной обстановке в различных регионах страны.

2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработки и внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.

Специфичность решаемой проблемы в изменившихся социально-экономических условиях жизни страны вызывает необходимость решить ряд вопросов, ранее не стоявших перед службой охраны лесов от пожаров,

а именно:

создание собственного парка воздушных судов и организация их работы (снабжение горюче-смазочными материалами, содержание аэродромных служб, ремонт авиатехники и т.д.);

создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирования деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Учитывая невозможность резкого увеличения капитальных вложений и текущих затрат, выделяемых на охрану лесов от пожаров, Программой предусматривается постепенное наращивание средств для поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами.

Для рационального использования выделяемых ассигнований Программой устанавливаются приоритеты в финансировании программных мероприятий.

В 1999 году в первую очередь намечается обеспечить финансирование следующих программных мероприятий:

обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов;

материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;

содержание сил и средств пожаротушения;

работы по профилактике лесных пожаров;

создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров.

Комплекс мероприятий Программы, а также сроки и этапы их реализации указаны в приложении N 1.

3. Организация борьбы с лесными пожарами

Программа предусматривает федеральный, региональный и местный уровни управления охраной лесов от пожаров.

На федеральном уровне управления охраной лесов от пожаров формируется научно-техническая политика в охране лесов, определяются направления развития лесопожарных служб (наземной и авиационной) и их подразделений, обосновывается выбор оптимального уровня охраны и режимов работы лесопожарных служб при различных условиях их функционирования, распределяются ресурсы, выделяемые на охрану лесов от пожаров, координируется деятельность региональных лесопожарных служб, а также решаются вопросы, требующие привлечения научных, технических и финансовых ресурсов других министерств и ведомств, определяющие порядок и условия функционирования лесопожарных служб и жизнедеятельности их работников.

На федеральном уровне также определяются виды и объемы противопожарных мероприятий, распределяются по регионам денежные средства, выделяемые из федерального бюджета на их выполнение, осуществляется перераспределение сил и средств пожаротушения по регионам.

На региональном уровне управления охраной лесов от пожаров в соответствии с Программой разрабатываются региональные целевые программы, планируются виды и объемы противопожарных мероприятий, организация работ по тушению лесных пожаров и маневрирование ресурсами внутри региона с учетом комплекса мер и задач, решаемых на федеральном уровне охраны лесов. Используется спутниковая информация о пожарной обстановке в лесах при осуществлении оперативного управления лесопожарными службами региона и координации деятельности авиационной и наземной служб.

На местном уровне управления охраной лесов от пожаров конкретизируются место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, анализируется информация о пожарной опасности на территории лесного фонда, состоянии и дислокации подразделений лесопожарных служб и принимаются меры по борьбе с лесными пожарами.

Обязательным условием выполнения Программы является создание системы мониторинга лесных пожаров для оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, разработка и внедрение новых методов профилактики лесных пожаров, технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.

3.1. Мероприятия по предупреждению возникновения лесных пожаров

Около 80 процентов пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения требований и правил пожарной безопасности в лесу. Программой предусматривается осуществление комплекса профилактических мероприятий, направленных на создание условий, способствующих сокращению числа пожаров, возникающих по вине человека. Отечественный опыт и опыт других стран (Франция, Германия) показывает, что благодаря хорошо поставленной противопожарной пропаганде и обеспечению действенного противопожарного надзора можно уменьшить число загораний в лесу в конкретном регионе.

В техникумах и высших учебных заведениях недостаточно учебных программ, учебных пособий, материалов по обучению приемам, формам и методам противопожарной пропаганды среди населения. В общественных организациях, деятельность которых связана с посещением лесов (общества охотников и рыболовов, туристов и др.), не ведется агитационно-разъяснительная работа по предупреждению лесных пожаров. Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию и их органы на местах слабо освещают лесопожарную проблему и не формируют у населения бережного отношения к лесу. К разработке плакатов, аншлагов, витрин и других средств наглядной агитации не привлекаются специалисты по рекламе.

В целях повышения экологического образования населения Программой предусматривается включение в программы общеобразовательных школ, техникумов и вузов разделов по изучению правил пожарной безопасности в лесах, организация на телеканале "Россия" в пожароопасный период передач по лесоохранной тематике и регулярное информирование населения страны о пожарной ситуации в лесах и принимаемых мерах по тушению пожаров.

Особое внимание предусматривается уделять совмещению традиционных и новых современных способов ведения противопожарной пропаганды.

Планируется на региональном и федеральном уровнях ежегодное проведение среди школьников конкурсов на тему: "Друзья леса", "Лес в огне", "Подрост", дальнейшее развитие сети школьных лесничеств.

Программой предусмотрено изготовление и установление 700 тыс. штук средств наглядной агитации (витрины, аншлаги), а также выпуск и распространение 200 млн. листовок, памяток и буклетов; выпуск 22 рекламных фильмов по пожароохранной тематике и другие мероприятия.

Намечается увеличить длительность эфирного вещания о пожарной обстановке в лесах до 60 часов в год, провести около 13 тысяч выступлений в год на радио, телевидении и в печати, разрабатывать и тиражировать для показа в регионах не менее 3 видеороликов (клипов, мультфильмов) ежегодно, издавать методическую литературу (учебные пособия, дидактические материалы) по противопожарной тематике объемом 70 печатных листов.

Усиление пропагандистской деятельности намечается совместить с ужесточением государственного пожарного надзора в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах путем активизации деятельности государственной лесной охраны по осуществлению государственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах юридическими и физическими лицами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»