Недействующий

О федеральной целевой программе "Мировой океан" (с изменениями на 18 декабря 2012 года) (фактически утратило силу в связи с истечением срока действия)

I. Характеристика проблемы

Основной целью федеральной целевой программы "Мировой океан" (далее - Программа) является комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Для достижения этой цели необходимо обеспечить формирование скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных интересов России в деле использования Мирового океана.

Цель I этапа реализации Программы (1998-2002 годы) сводилась к стабилизации основных показателей деятельности Российской Федерации в Мировом океане. Приоритет был отдан проектам, реализующим политику сокращения ущерба от свертывания морской деятельности Российской Федерации в Мировом океане, при одновременном глубоком и всестороннем анализе состояния дел, возможностей, а также текущих и перспективных потребностей.

Позитивным результатом реализации Программы на I этапе стало начало работ по многим направлениям морской деятельности. В частности, началось постепенное восстановление российского присутствия в Антарктике, для чего были осуществлены работы по модернизации инфраструктуры российских антарктических станций, проведена закупка и изготовление природоохранного оборудования, начаты проектные работы по созданию нового зимовочного комплекса и строительству снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.

С 2000 года возобновились геолого-разведочные работы на железо-марганцевые конкреции и кобальто-марганцевые корки, которые практически не велись в 1990-е годы. В результате проведенных работ удалось ликвидировать неравномерность изученности всего российского разведочного региона в Тихом океане, получить уникальные результаты геоэкологических исследований в районе будущей добычи железо-марганцевых конкреций. Впервые в России началась промышленная добыча нефти на шельфе острова Сахалин, активизировались после почти 10-летнего перерыва региональные геолого-геофизические работы на баренцевоморском, северокаспийском шельфе и в Азово-Черноморском бассейне.

В результате работ, выполненных на I этапе реализации Программы, были созданы организационно-методические и технологические условия для введения в эксплуатацию центрального Web-сервера единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, разработана технология распределения сети баз метаданных, данных и информации о морской среде системы, реализована технология ведения оперативной базы данных, поступающих по каналам глобальной системы телесвязи, и доступа к этой базе данных пользователей и центров единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане, проведено оснащение центров указанной системы современным телекоммуникационным оборудованием и системным программным обеспечением, реализован спутниковый проект по включению в нее потока данных с космического аппарата "ТЕРРА", опробована интегрированная схема получения, дешифровки и оперативного использования спутниковой информации, включая ледовые, гидрологические и метеорологические прогнозы на трассах Северного морского пути.

Существенно расширились морские экспедиционные исследования в прилегающих к России Черном, Каспийском и Балтийском морях, а также в Арктике и на Дальнем Востоке, в результате чего возрос объем всех видов наблюдений за состоянием Мирового океана, позволяющих на количественном уровне исследовать ключевые процессы, управляющие изменением климата Мирового океана и определяющие его влияние на глобальный климат.

Расширение исследований основных параметров морской среды способствовало научному обоснованию путей рационального использования биологических, минеральных и энергетических ресурсов Мирового океана преимущественно в прибрежных морях России. Ежегодно выполнялось более 100 комплексных морских экспедиций, по результатам которых оценивалось состояние запасов основных водных биологических ресурсов в промысловых районах Мирового океана. Также ежегодно разрабатывался прогноз общих допустимых уловов на предстоящий год. В проектах Программы решались задачи повышения эффективности использования транспортных коммуникаций России и устранения угрозы ее транспортной изоляции путем развития российской портовой системы.

Инвестиционная составляющая Программы на I этапе ее реализации была незначительна. За счет инвестиций были осуществлены работы по модернизации инфраструктуры российских антарктических станций, произведена закупка и изготовление природоохранного оборудования, выполнены проектные работы по созданию нового зимовочного комплекса и строительству снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс.

Важным шагом к практической реализации национальных интересов России в Мировом океане стало утверждение Президентом Российской Федерации Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Морская доктрина), основная идея которой, а также многие ее основополагающие тезисы стали результатом научных проработок и обоснований, подготовленных в рамках Программы. В целях эффективной реализации основных положений, изложенных в Морской доктрине, был создан специальный надведомственный орган управления - Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации.

Цель II этапа Программы (2003-2007 годы) - наращивание заделов в правовой, природоохранной, материально-технической, научной, технологической и иных сферах морской деятельности Российской Федерации, позволяющих обеспечивать долгосрочные интересы и потребности.

На II этапе реализации Программы большое внимание было уделено выполнению инвестиционных проектов. В рамках подпрограммы "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане" осуществлено строительство 2 постов наблюдения на важнейших стратегических направлениях - в Приморском крае и Черноморско-Каспийском регионе (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 619 - см. предыдущую редакцию).

Инвестиционные проекты подпрограммы "Изучение и исследование Антарктики" направлены на проектирование и строительство объектов в высоких широтах и обеспечение морских транспортных операций. На II этапе реализации Программы продолжено строительство зимовочного комплекса, электростанции и снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы на станции Прогресс. В целях укрепления материально-технической базы Российской антарктической экспедиции и обеспечения походов на внутриконтинентальную станцию Восток произведена закупка техники, проведено дооснащение станций технологическим природоохранным оборудованием (в соответствии с требованиями Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1959 года), закуплено медицинское и противопожарное оборудование.

В целях повышения эффективности и конкурентоспособности технических средств освоения углеводородных месторождений на морском шельфе в рамках подпрограммы "Шельф" (утверждена и включена в Программу постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 года N 623) велись работы по реконструкции технической базы предприятий - участников этой подпрограммы.

Задачи международно-правового обеспечения национальных интересов России в Мировом океане прежде всего решались путем реализации мероприятий подпрограммы "Международно-правовые вопросы и их политический аспект". Подпрограмма была направлена на повышение эффективности участия России в универсальных морских конвенциях и международных организациях.

Активная работа по совершенствованию законодательной базы осуществлялась в рамках подпрограммы "Использование биологических ресурсов Мирового океана". Ежегодно готовились проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении сводных объемов общего допустимого улова водных промысловых объектов, о квотах на вылов (добычу) биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Были разработаны нормативно-правовые рекомендации по защите интересов России при разработке процедур разрешения споров в рамках Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана, Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана, Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов и других международных рыболовных организаций.

Выполненные на II этапе реализации Программы проекты, связанные с исследованием природы Мирового океана, способствовали получению достоверной количественной картины климатического состояния Мирового океана и его изменения на протяжении нескольких десятилетий, а также построению эффективной системы для диагноза и прогнозирования климатических характеристик океана.

Новые данные о биологии, динамике численности, распределении промысловых гидробионтов и среде их обитания позволили оценить состояние запасов, уточнить прогнозы и подготовить рекомендации по рациональному освоению водных биологических ресурсов в промысловых районах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Кроме того, в ходе реализации II этапа Программы разработаны научные подходы к оптимальному решению задач по поиску месторождений полезных ископаемых на дне океанов и морей, предварительной оценке их экономической значимости, выполнен сбор и систематизация материалов в виде информационно-аналитической системы "Океангеоресурсы" по различным твердым полезным ископаемым, которая рекомендована к использованию при оценке ресурсов кобальто-марганцевых корок гайотов в Тихом океане и глубоководных полиметаллических сульфидов в Атлантическом океане, а также внедрены в производственные организации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации результаты разработки указанной системы.

Эффективность проектов подпрограммы "Исследование природы Мирового океана", связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей, прилегающих к России, проявляется в большом прикладном значении выполненных исследований для ее прибрежных регионов. В процессе реализации указанной подпрограммы разработаны основы информационно-аналитической системы по океанографии и численные модели циркуляции вод дальневосточных морей, новые средства и методы регистрации цунами, завершено формирование электронных каталогов и архивов наблюдений за опасными стихийными явлениями по ветровым волнам, зыби, палеоцунами и обледенению судов в северной части Тихого океана, составлена сводка по геологической изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации с использованием геоинформационных технологий, впервые даны оценки нефтегазоносности и минерагеническому потенциалу Северного Ледовитого океана, разработан комплект сейсмических и геологических карт арктического шельфа России на базе геоинформационных технологий (программный продукт ArcView), опубликован климатический атлас арктических морей, содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных, включающую сведения по метеорологии, гидрологии, гидрохимии, планктону, бентосу, ихтиофауне, морским птицам и млекопитающим.

Проекты, выполненные в рамках подпрограммы "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", направлены на изучение геологического строения и минеральных ресурсов недр континентального шельфа Российской Федерации и морского дна для подготовки минерально-сырьевого потенциала к промышленному освоению.

В результате реализации подпрограммы "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана" изготовлен и испытан гидроакустический комплекс связи и передачи данных автономной донной станции, выполнены проектные и макетные работы по созданию геофизического комплекса двойного применения "Магма" в составе судна-носителя "Магма-С" и геофизической протяженной буксируемой системы "Магма-А". В целях развития транспортных коммуникаций России в Мировом океане приведены в соответствие со стандартами Европейского союза требования документов, касающихся процесса перевозки и перевалки грузовых единиц на морском и смежных видах транспорта, подготовлена окончательная редакция проекта концепции развития Северного морского пути, в которой предусматривается объединение транспортных подсистем Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока в единый транспортный комплекс.

В результате реализации проекта по созданию интегрированной системы управления и информационного обеспечения судов в Финском заливе с целью снижения аварийности судов (в том числе перевозящих опасные грузы) путем оказания им информационной поддержки береговыми службами управления движением судов России, Финляндии и Эстонии созданы соответствующие базы данных, разработаны процедуры обмена между странами информацией с экспериментальной оценкой. В рамках создания региональной межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море (на базе автоматических информационных систем) проведен экспериментальный сеанс передачи информации с сервера Хельсинской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря на сервер Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота. Указанная система будет обслуживать всю акваторию Балтийского моря и позволит в реальном масштабе времени оценивать развитие опасных ситуаций в местах интенсивного движения судов и предпринимать меры по организации их безопасного движения, начата разработка интегрированной региональной системы управления движением судов Дальневосточного бассейна. Результатом реализации проектов подпрограммы по развитию транспортных коммуникаций России стало обеспечение транспортной независимости ее морских портов.

В процессе реализации подпрограммы "Освоение и использование Арктики" разработана система мероприятий стратегической программы действий по устранению последствий и угроз загрязнения окружающей среды арктической зоны Российской Федерации от наземных видов деятельности и подготовлены предложения по механизмам реализации указанной стратегической программы с учетом соблюдения и увязки национальных интересов и международных приоритетов в области защиты окружающей среды. Полученные результаты позволили выполнить обязательства Российской Федерации, связанные с деятельностью Арктического совета.

В целях закрепления позиции России в Антарктике и обеспечения ее долгосрочных научных и практических интересов в этом регионе проведены исследования, связанные с получением новых данных о состоянии природы региона, определением изменения его природной среды и оценкой влияния этого процесса на глобальные изменения, развитием системы мониторинга окружающей среды, а также с разработкой и совершенствованием технологий, обеспечивающих деятельность человека в Антарктике.

Результаты реализации проектов подпрограммы "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" обеспечили подготовку этой системы к опытной эксплуатации, развитие и документирование ее основных элементов (9 центров) в организациях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и Российской академии наук. В рамках подпрограммы разработана опытная технология интеграции и управления распределенными информационными ресурсами, произведена модернизация Интернет-портала единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и введены в эксплуатацию новые сервисы портала. В целях внедрения результатов подпрограммы в практику разработаны Положение о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 836, и план мероприятий по вводу первой очереди единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в эксплуатацию в 2005-2007 годах, утвержденный Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

С 2004 года в рамках международного проекта Совместной комиссии по океанографии и морской метеорологии, образованной Всемирной метеорологической организацией и Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО, осуществляются работы по созданию технологии "сквозного" управления данными о морской среде, в основе которой используются решения единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.

Кроме того, в рамках реализации указанной подпрограммы повысилось комплексное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации. В частности, к декабрю 2007 года в систему распределенных баз данных единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане включено 1200 информационных ресурсов, которые содержат данные о состоянии морской среды и морской деятельности.

В рамках реализации мероприятий государственного заказчика координатора Программы осуществлены такие межведомственные проекты, направленные на решение проблем, связанных с изучением и освоением ресурсов и пространств Мирового океана, как "Гипербария", "Меридиан" и "Меридиан плюс".

В ходе реализации проекта "Меридиан плюс" проведено 30 комплексных экспедиций общей продолжительностью около 1000 суток. Особенность проекта - комплексный характер решения проблем современной океанологии, включая климатологические, геофизические, гидрохимические, биологические, геологические и метеорологические исследования, а также исследования двойного назначения, включая специальные акустические эксперименты. Реализация проекта обеспечила координацию научных исследований, которые проводились 22 научными институтами и организациями государственных заказчиков подпрограмм и другими заинтересованными ведомствами. Это позволило получить значительные научные результаты и осуществить мониторинг состояния природной среды в ряде ключевых точек Мирового океана. В ходе реализации проекта проведены исследования, обеспечившие выполнение обязательств России по участию в международных программах Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО (выполнено 2 трансокеанских разреза, в Южном океане Россией впервые осуществлен запуск всплывающих буев).