____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ГТК России от 8 сентября 2003 года N 996
____________________________________________________________________
Анализ деятельности таможенных постов и практики управления ими в ряде регионов показывает, что отдельными начальниками региональных таможенных управлений и таможен не уделяется должного внимания повышению эффективности их деятельности.
Отсутствие целенаправленной работы по выполнению установок Всероссийского совещания руководителей таможенных органов и решения коллегии ГТК России от 30.08.96 "О работе таможенных постов Северо-Кавказского региона и практике управления ими", направленных на повышение роли таможенных постов в организации таможенного контроля, формировании доходной части федерального бюджета, пресечении контрабанды товаров, валютных и культурных ценностей, отрицательно сказывается на деятельности таможенных органов, приводит к их обособленности в принятии решений, касающихся выпуска товаров. Подобные факты вскрыты в ходе инспекторских проверок, проведенных ГТК России, в деятельности таможенных постов "Северо-Западный", режимов переработки, кооперации и оформления особо ценных грузов Северной таможни, отдела таможенного оформления и таможенного контроля дипломатических грузов Западной таможни, таможенного поста "Клинский" Зеленоградской таможни (Московское таможенное управление), таможенных постов "Иркутск-аэропорт" Иркутской таможни (Восточно-Сибирское таможенное управление), таможенных постов "Касимовский" Рязанской таможни, "Бежецкий", "Ржевский", "Кимрский" Тверской таможни (Западное таможенное управление).
В ряде регионов существующая таможенная инфраструктура не учитывает особенностей экономической структуры региона, объемов внешнеторговых поставок, географического положения таможен и постов, что ослабляет систему таможенного контроля, в результате чего неоправданно снижаются поступления таможенных платежей.
Решения коллегий региональных таможенных управлений по основным проблемам деятельности таможенных постов зачастую не содержат конкретных мероприятий и сроков исполнения, выявленные недостатки в деятельности таможенных органов не доводятся до исполнительского звена, контроль за их устранением формален. Это является причиной аналогичности характера совершаемых таможенных правонарушений в различных регионах.
Отсутствие четкого управления деятельностью оперативных подразделений таможенных органов в ряде регионов привело к созданию обстановки, при которой ряд ОТОиТК и таможенных постов, расположенных на принадлежащих коммерческим структурам территориях, попали в зависимость от деятельности декларантов и владельцев складов. Контроль за товарами, перемещаемыми через них, осуществляется сотрудниками ОТОиТК ненадлежащим образом.
Мероприятия, проводимые региональными таможенными управлениями и таможнями по профилактике экономических и должностных правонарушений, порой характеризуются отсутствием механизмов действенного контроля, что приводит к невыполнению нормативных документов ГТК России и правовых актов РТУ и таможен.
Условия, созданные для работы таможенных постов в ряде региональных таможенных управлений, и практика управлениями ими требуют дальнейшего развития, углубления и более квалифицированного методического подхода.
Приказываю:
1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России:
- провести в апреле-июне 1998 года комплексную ревизию деятельности таможенных постов, расположенных в регионе деятельности управления, с привлечением организационно-инспекторских отделов РТУ;
- представить до 10 июля 1998 года в Организационно-инспекторское управление ГТК России (Сапьяник Н.А.) отчеты о проведенных проверках по формам, указанным в приложении к данному приказу, анализ их результатов с предложениями об оптимизации структуры таможенных постов, штатных расписаний таможенных постов и ОТОиТК, а также планы проведения организационно-штатных мероприятий.
2. Организационно-структурной комиссии ГТК России (Мещеряков В.И.) рассмотреть результаты проведенного анализа, подготовить проекты приказов и представить на рассмотрение к 1 августа текущего года.
3. Контроль за исполнением приказа осуществлять заместителю председателя комитета Мещерякову В.И.
Председатель Комитета
А.С.Круглов
Порядок
проведения ревизии деятельности таможенных постов
в части оптимизации организационно-штатной структуры
Ревизия деятельности таможенных постов - совокупность мероприятий по проведению проверки их деятельности как таможенных органов и анализа внешних и внутренних факторов, а также количественных показателей в динамике по времени. Ревизия проводится РТУ один раз в год.
Целью проведения ревизии деятельности таможенных постов является оптимизация организационно-штатной структуры таможенных органов Российской Федерации, обеспечение повышения качества таможенного оформления и таможенного контроля и собираемости таможенных платежей.
Организация ревизии возлагается на Первого заместителя начальника РТУ, а обобщение и анализ осуществляются организационно-инспекторскими отделами РТУ. Ревизия проводится комиссиями, сформированными из сотрудников функциональных подразделений РТУ и должностных лиц руководства таможен, непосредственно курирующих деятельность проверяемых таможенных постов.
Непосредственный выезд в регионы деятельности таможенных постов, первичный анализ и обработка материалов проверок осуществляется рабочими группами, сформированными из числа указанных выше сотрудников в соответствии с приказами по РТУ (таможне).
Ревизия производится по следующим основным направлениям деятельности таможенных постов:
- обеспечение таможенного оформления и таможенного контроля на подведомственной территории;
- исполнение фискальных функций;
- управленческая деятельность на уровне таможня - таможенный пост.
Ниже приведены показатели, которые учитываются при проведении ревизии и анализа деятельности таможенных постов.
Все показатели условно делятся на объемные (количественные) и экспертные.
А. Объемные показатели (оборот внешней торговли региона, фискальные показатели, вес брутто товаров по видам транспорта и пр.).
Анализ деятельности таможенных постов по объемным (количественным) показателям должен включать ряд операций и проводиться в следующем порядке:
1. Объемные показатели группируются по таможенным постам одной категории.
2. Вычисляется среднее значение данного показателя для таможенных постов данной категории.
3. Используя методы математической статистики, относительно вычисленного среднего значения, определяется зона, в которую попадают не менее 50% изучаемых показателей, т.е. зона показателей, характерная для таможенных постов данной категории.
4. Вычисляется среднее значение между границами зон сопредельных категорий - условная граница перехода из одной категории в другую по данному показателю.
5. Строится гистограмма, на которую наносится изучаемый показатель для постов данной категории и условные границы перехода из одной категории в другую.
6. Определяется - какой категории соответствует данный таможенный пост по изучаемому показателю.
7. После изучения всех объемных показателей, как среднее арифметическое и (по правилам округления) определяется категория, которой соответствует таможенный пост по совокупности изученных показателей.
В целях проведения анализа в качестве объемных используются также иные объемные показатели:
- существующий штат таможенного поста;
- количество СВХ и ТС в регионе деятельности таможенного поста, на которых его подразделения осуществляют таможенный контроль, а также наличие условий, обеспечивающих эффективность таможенного оформления и таможенного контроля.
Б. Анализ экспертных показателей (преобладание в процессе таможенного оформления и контроля видов транспорта, процентное соотношение количества участников ВЭД, зарегистрированных в регионе деятельности поста к общему количеству оформленных участников ВЭД, осуществление пограничного таможенного оформления, удельный вес ГТД, оформляемых в определенных таможенных режимах и пр.).
В целях проведения анализа в качестве экспертных используются также иные экспертные показатели:
- Количество отделов в структуре таможенного поста, в т.ч. ОТОиТК.
- Количество мест таможенного оформления.
- Удаленность таможенного поста от административного здания таможни и состояние средств связи, обеспечивающих управление на уровне таможня - таможенный пост.
Значительное удаление таможенного поста от таможни может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как повышающий фактор, непосредственная близость таможенного поста от таможни может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как понижающий фактор.
- Преобладание товаров определенной номенклатуры в структуре оформляемого данным таможенным постом внешнеторгового оборота может использоваться для анализа в качестве экспертного показателя как фактор, снижающий показатели загруженности личного состава.
Показатели наличия участков границы и пунктов пропуска учитываются во всех случаях. При этом исходя из характеристики региона деятельности таможни и таможенного поста, наличие в непосредственной близости других таможенных постов или подразделений таможни, отсутствие участков границы и пунктов пропуска рассматривается как фактор, влияющий на изменение структуры (и/или штатной численности) таможенного органа.
По итогам проведенного анализа выносится одна из следующих рекомендаций:
1. Изменить структуру таможенного поста и(или) изменить его штатную численность.
2. Сохранить существующую структуру таможенного поста с/без изменения его штатной численности.
3. Ликвидировать таможенный пост или преобразовать его в ОТОиТК соответствующей таможни.
С целью исполнения требований приказа ГТК России от 14.10.97 N 608 в части соответствия результатов деятельности таможенных постов требованиям, предъявляемым к их категории, результаты анализа выносятся на рассмотрение коллегии РТУ.
В этом случае по итогам проведенного анализа на рассмотрение коллегии РТУ предлагается одна из следующих рекомендаций:
- сохранить существующую категорию таможенного поста с/без изменения его штатной численности и по итогам работы за год рассмотреть вопрос о повышении/понижении существующей категории таможенного поста;
- повысить/понизить существующую категорию таможенного поста с/без изменения его штатной численности.
Для анализа соответствующих объемных показателей используются рубли в старом масштабе цен.
В целях проведения анализа используются данные за предыдущий год. Однако при значительных отличиях количественных и экспертных показателей, необходимо использовать данные за 6 месяцев текущего года или за календарный год, например: июнь 1997 - июнь 1998.
Данные, полученные в результате проведения анализа, обобщаются в порядке, изложенном ниже.
Заголовок: Наименование таможенного поста.
Категория таможенного поста.
Таможня (РТУ), которой непосредственно подчинен таможенный пост.
Всего:
Таблица 1
+------------------------------------------------------------------+
¦ Наименование таможенного ¦ Экспорт ¦ Импорт ¦ Оборот ¦
¦ поста ¦ ¦ ¦ (2 + 3) ¦
+-----------------------------+-------------+----------+-----------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------------------------------+
В том числе помещенных под таможенные режимы, учитываемые в таможенной статистике внешней торговли:
Таблица 2
+------------------------------------------------------------------+
¦Наименование¦Количество ГТД ¦Количество ГТД по¦Количество ГТД по ¦
¦таможенного ¦по режимам пе- ¦режиму временного¦иным режимам/сто- ¦
¦ поста ¦реработки/стои- ¦ввоза (вывоза)/ ¦имость перемещен- ¦
¦ ¦мость перемещен-¦стоимость переме-¦ного товара ¦
¦ ¦ного товара ¦щенного товара ¦ ¦
+------------+----------------+-----------------+------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+------------------------------------------------------------------+
Данные по обороту внешней торговли используются для анализа в качестве объемного показателя.
Показатели из таблиц используются для анализа по следующей схеме:
1. Значительность случаев и объемов товаров, перемещаемых в рамках таможенных режимов, учитываемых в таможенной статистике внешней торговли (таблица 2) указывает на повышение категории таможенного поста.
2. Преобладание одного (двух) таможенных режимов при незначительных объемах перемещения по совокупности данных ..... таблиц 1 и 2 указывает на необходимость понижения категории таможенного поста.
Федеральный бюджет: