ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 октября 1997 года N 608


О решении коллегии ГТК России
"О категорировании таможенных
органов Российской Федерации"

Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ГТК России от 30 сентября 1997 года "О категорировании таможенных органов Российской Федерации" (прилагается).

Во исполнение указанного решения

приказываю:

1. Начальникам управлений и самостоятельных отделов аппарата ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен использовать решение коллегии как основу в повышении эффективности их деятельности, в поисках путей рационального использования личного состава, а также при подведении итогов их деятельности.

2. Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров), Организационно-инспекторскому управлению (Н.А.Сапьяник), Российской таможенной академии (Н.М.Блинов) продолжить работу по совершенствованию методики оценки деятельности таможенных органов.

3. Контроль за исполнением приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России В.И.Мещерякову.

Председатель Комитета                                    А.С.Круглов


КОЛЛЕГИЯ ГТК РОССИИ

РЕШЕНИЕ

от 30 сентября 1997 года


О категорировании таможенных
органов Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления кадров и учебных заведений Ю.Ф.Азарова о результатах проведенной работы по категорированию таможенных органов,

Коллегия решила:

1. Утвердить Положение о категорировании таможенных органов Российской Федерации (приложение 1).

2. Принять предложение Управления кадров и учебных заведений и Организационно-инспекторского управления об отнесении региональных таможенных управлений к высшей, первой и второй категориям (приложение 2).

3. Принять предложение Управления кадров и учебных заведений и Организационно-инспекторского управления об отнесении таможен к высшей, первой, второй и третьей категориям (приложение 3).

4. Поручить начальникам региональных таможенных управлений, руководствуясь требованиями Положения о категорировании таможенных органов Российской Федерации, в двухмесячный срок осуществить категорирование таможенных постов. О проделанной работе проинформировать организационно-структурную комиссию ГТК России до 1 декабря 1997 года.

5. Поручить Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров), Финансовому управлению (П.Г.Городецкий) подготовку проектов Указов Президента Российской Федерации "О перечне должностей высшего начальствующего состава таможенных органов Российской Федерации и соответствующих этим должностям высших специальных званий" и "О порядке присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, работавшим в таможенных органах на день вступления в силу Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", а также других нормативных документов, устанавливающих сотрудникам таможенных органов специальные звания в соответствии с занимаемой должностью и размеры должностных окладов с учетом утвержденных категорий региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

6. Поручить Российской таможенной академии (Н.М.Блинов) во взаимодействии с заинтересованными управлениями ГТК России продолжить работу по совершенствованию методики расчета показателей, используемых при категорировании таможен, и созданию на ее базе автоматизированной методики системного анализа деятельности таможенной службы России, а также в месячный срок подготовить предложения (проект приказа ГТК России) по организационному и финансовому обеспечению этой работы.

7. Поручить Управлению кадров и учебных заведений (Ю.Ф.Азаров), Управлению федеральных таможенных платежей (Э.А.Сафаров), ГНИВЦу (Ю.Ф.Чеботов) обеспечение оперативной передачи данных и форм периодической отчетности таможенных органов по основным направлениям их работы научно-информационному центру Российской таможенной академии для отработки автоматизированной методики системного анализа деятельности таможенной службы России.

8. Поручить Организационно-структурной комиссии ГТК России (В.И.Мещеряков) обеспечение своевременного рассмотрения вопросов, связанных с присвоением (изменением) категорий таможенным органам, с учетом требований Положения о категорировании таможенных органов Российской Федерации.


Приложение 1
к решению коллегии
ГТК России от 30.09.97

ПОЛОЖЕНИЕ
о категорировании таможенных органов
Российской Федерации


1. Общие положения

1.1. Положение о категорировании таможенных органов Российской Федерации (далее - Положение) определяет порядок отнесения региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов к определенной категории, в соответствии с которой формируются их типовая организационная структура и штатное расписание, а должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания и устанавливаются должностные оклады.

1.2. Категорирование таможенных органов проводится в целях модернизации организационно-штатной структуры и совершенствования управления таможенным делом в Российской Федерации.

1.3. Положение распространяется на все таможенные органы Российской Федерации независимо от их назначения, специализации и рода деятельности.

1.4. Данное Положение предусматривает трехуровневую систему категорирования региональных таможенных управлений и четырехуровневую систему категорирования таможен и таможенных постов.

1.5. Присвоение региональным таможенным управлениям и таможням соответствующих категорий производится на основании решения коллегии ГТК России и издаваемых во исполнение этих решений приказов ГТК России.

Присвоение категорий таможенным постам осуществляется на основании приказов региональных таможенных управлений.

1.6. Предложения о присвоении (изменении) категории таможенных органов рассматриваются не чаще чем раз в год при наличии оснований, предусмотренных настоящим Положением.

2. Методическая основа категорирования
таможенных органов

2.1. Основой для категорирования таможенных органов являются результаты их работы по основным направлениям деятельности с учетом экономической ситуации на соответствующей территории таможенного обслуживания, напряженности и условий службы, специализации и других факторов.

2.2. Информационной базой для расчетов по категорированию таможенных органов являются база данных ГНИВЦа и формы периодической отчетности таможенных органов по основным направлениям их деятельности.

2.3. Расчеты количественных показателей для категорирования таможен проводятся на основе методики, разработанной научно-информационным центром Российской таможенной академии, утверждаемой организационно-структурной комиссией ГТК России.

2.4. Отнесение таможенного органа к той или иной категории проводится на основании анализа следующих показателей и факторов:

- результативность деятельности в течение календарного года, основанная на учете нагрузочной и результативной характеристик, где нагрузочная характеристика определяет напряженность деятельности (интенсивность труда), а результативная характеристика отражает результат (эффективность) деятельности;

- масштаб и особенности региона деятельности (размеры зоны деятельности, промышленный и торговый потенциал, количество участников ВЭД, направления товаропотоков);

- особенности структуры таможенного органа и таможенной инфраструктуры на территории таможенного обслуживания (количество таможенных постов, их специализация, наличие пунктов пропуска);

- имеющаяся штатная численность и наличие сменности в работе;

- специализация таможенного органа, торгово-промышленная ориентация субъектов внешнеэкономической деятельности подведомственного региона (экспортная и импортная ориентация участников ВЭД, преобладание видов транспорта, на котором перемещается товар, ориентация и оформление физических либо юридических лиц, преобладание товаров определенной номенклатуры).

3. Описание категорий таможенных органов

3.1. Региональные таможенные управления подразделяются на таможенные управления высшей, первой и второй категории.

3.1.1. К высшей категории могут быть отнесены региональные таможенные управления, зоной деятельности которых является крупный многоотраслевой промышленный регион со значительным объемом ВЭД, развитой промышленной и транспортной инфраструктурой и имеющие в своем составе таможни, в основном относящиеся к высшей либо первой категории.

3.1.2. К первой категории могут быть отнесены региональные таможенные управления, зоной деятельности которых является регион, основу которого составляют несколько крупных отраслей народного хозяйства с выраженной специализацией, имеющие в своем составе таможни, относящиеся в основном ко второй категории.

3.1.3. Ко второй категории могут быть отнесены региональные таможенные управления, зоной деятельности которых является регион с относительно незначительным объемом ВЭД, преобладанием узкоспециализированных отраслей народного хозяйства, незначительным числом транспортных магистралей, имеющие в своем составе незначительное число таможен либо таможню и таможенные посты с правами юридического лица.

3.2. Таможни подразделяются на таможни высшей, первой, второй и третьей категории.

3.2.1. К высшей категории могут быть отнесены внутренние и пограничные таможни, расположенные в крупных городах с развитой промышленной и транспортной инфраструктурой, имеющие в своем подчинении несколько таможенных постов и самостоятельных отделов таможенного оформления и контроля, со значительным количеством участников ВЭД, с широкой номенклатурой перемещаемых товаров и значительными объемами товарооборота, с преобладанием завершенного таможенного оформления*.

---------------

* Под эавершенным таможенным оформлением понимается выпуск товара под заявленный таможенный режим; под незавершенным - пропуск товара и установление контроля за его доставкой.

3.2.2. К первой категории могут быть отнесены:

- внутренние и пограничные таможни, расположенные, как правило, в областном центре, со значительными объемами таможенного оформления товаров и транспортных средств, имеющие в своем подчинении таможенные посты первой и второй категории.

3.2.3. Ко второй категории могут быть отнесены:

- пограничные таможни, имеющие в подчинении несколько таможенных постов и самостоятельных отделов таможенного оформления и контроля, со значительными объемами товарооборота и преобладанием незавершенного таможенного оформления*;

---------------

* Под завершенным таможенным оформлением понимается выпуск товара под заявленный таможенный режим, под незавершенным - пропуск товара и установление контроля за его поставкой.

- внутренние таможни, обслуживающие территорию со значительным количеством участников ВЭД и преобладанием завершенного таможенного оформления при экспортной направленности деятельности предприятий и незначительных объемах импорта.

3.2.4. К третьей категории могут быть отнесены таможни с незначительными объемами декларирования, небольшим количеством участников ВЭД или узкой номенклатурной специализацией, а также региональные базовые таможни.

3.3. Входящие в систему таможенных органов Российской Федерации таможенные посты подразделяются на таможенные посты первой, второй, третьей и четвертой категории.

3.3.1. К первой категории могут быть отнесены крупные приграничные и внутренние таможенные посты, имеющие в своей структуре три и более отделов таможенного оформления и контроля и осуществляющие функции таможенного контроля в аэропортах, на автомобильных трассах федерального значения, в крупных железнодорожных узлах, морских и речных портах, а также имеющие пункты пропуска.

3.3.2. Ко второй категории могут быть отнесены таможенные посты, основу деятельности которых составляет таможенный контроль в пунктах пропуска, в которых преобладает незавершенное таможенное оформление.

3.3.3. К третьей категории могут быть отнесены внутренние таможенные посты в населенном пункте, обслуживающие небольшую территорию, в которых преобладают завершенное таможенное оформление и расширенная номенклатура оформляемых товаров.

3.3.4. К четвертой категории относятся таможенные посты на промышленных предприятиях с ограниченной номенклатурой оформляемых товаров.

3.4. Предложения по отнесению специализированных региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов к той или иной категории формируются на основании указанных в п.п.3.1, 3.2 и 3.3 признаков категорийности, с учетом специфики их деятельности.

4. Порядок присвоения (изменения) категорий
таможенным органам

4.1. Подготовку предложений о категорировании региональных таможенных управлений и таможен для рассмотрения на заседании коллегии ГТК России осуществляет организационно-структурная комиссия, созданная в соответствии с приказом ГТК России от 23.06.97 N 353.

4.2. Расчеты, связанные с отнесением таможен к той или иной категории, проводятся научно-информационным центром Российской таможенной академии на основании технического задания организационно-структурной комиссии ГТК России.

4.3. Для подготовки предложений о категорировании таможенных постов согласно приказу начальника регионального таможенного управления образуется специальная комиссия.

В комиссию представляется мотивированное ходатайство начальника таможни с указанием конкретных факторов, обуславливающих возможность изменения присвоенной ранее категории.

К указанному ходатайству прилагаются документы, подтверждающие сведения, изложенные в ходатайстве (обобщенные статистические данные, подтверждения соответствующих государственных органов о функционировании объектов транспортной инфраструктуры и т.д.).

4.4. Предложения комиссии о категорировании таможенных постов рассматриваются начальником регионального таможенного управления.

О принятом решении начальник регионального таможенного управления извещает организационно-структурную комиссию ГТК России.

4.5. В связи с особыми условиями службы отдельным таможенным органам может присваиваться категория на одну ступень выше предусмотренной по указанным в настоящем Положении показателям деятельности.


Приложение 2
к решению коллегии
ГТК России от 30.09.97

Категорирование региональных
таможенных управлений

+-------------------------------------------------------------------+
¦ N   ¦     Региональные таможенные управления          ¦ Категория ¦
¦п/п  ¦                                                 ¦           ¦
+-------------------------------------------------------------------+

  1      Башкирское                                          II

  2      Восточно-Сибирское                                  I

  3      Дагестанское                                        II

  4      Дальневосточное                                     I

  5      Западное                                            I

  6      Западно-Сибирское                                   I

  7      Калининградское                                     II

  8      Московское                                          высшая

  9      Поволжское                                          I

  10     Северо-Западное                                     I

  11     Северо-Кавказское                                   I

  12     Татарское                                           II

  13     Уральское                                           I

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»