УТВЕРЖДЕНО
решением Государственной
межведомственной экспертной комиссии
по контрольно-кассовым машинам
от 6 марта 1995 года N 2/18-95
(с изменениями и дополнениями,
внесенными протоколами
N 5/21-95 от 23 июня 1995 года,
N 2/34-97 от 25 марта 1997 года,
N 5/59-2000 от 4 декабря 2000 года,
N 2/61-2001 от 24 апреля 2001 года,
N 2/67-2002 от 18 апреля 2002 года,
N 6/71-2002 от 26 сентября 2002 года)
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации
____________________________________________________________________
Не действует с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2020 года N 875
____________________________________________________________________
Положение имеет целью создание эффективно действующей сети предприятий по продаже, ремонту и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин, защиту интересов физических и юридических лиц, использующих контрольно-кассовые машины для осуществления денежных расчетов с населением.
1. Общие положения
1.1. Положение подготовлено в соответствии с Законом Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18 июня 1993 года N 5215-1, Указом Президента Российской Федерации "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении денежных расчетов с населением" от 16 февраля 1993 года N 224, Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 904), Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 года N 903 "О Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам" (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 911, от 19 сентября 1997 года N 1201, от 6 марта 1998 года N 286 и от 22 сентября 1999 года N 1071), иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
1.2. В Положении использованы следующие понятия:
- заявитель контрольно-кассовых машин (далее - заявитель) - юридическое лицо, по инициативе которого модель контрольно-кассовой машины внесена в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (далее - Государственный реестр);
- генеральный поставщик контрольно-кассовых машин (далее - генеральный поставщик) - юридическое лицо, организующее продажу, техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин определенных моделей;
- центр технического обслуживания контрольно-кассовых машин (далее - ЦТО) - юридическое лицо, оказывающее услуги по подготовке контрольно-кассовых машин к эксплуатации, их техническому обслуживанию и ремонту;
- продавец контрольно-кассовых машин (далее - продавец) - юридическое лицо, осуществляющее продажу контрольно-кассовых машин;
- потребитель - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации применяет контрольно-кассовые машины;
- эталонный образец модели (версии модели) контрольно-кассовой машины (далее - эталонный образец) - образец модели (версии модели) контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр Российской Федерации, прошедшей технические испытания, сертификацию и хранящейся в Лаборатории эталонных образцов.
1.3. К организациям и предприятиям, участвующим в установлении порядка продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, а также осуществляющим непосредственно продажу, техническое обслуживание, ремонт контрольно-кассовых машин и контроль за этими видами деятельности, относятся:
- Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам (далее - Государственная комиссия);
- Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальные органы (далее - органы Госстандарта России);
- органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые органы);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (далее - ФАПСИ);
- заявители;
- генеральные поставщики;
- продавцы;
- центры технического обслуживания контрольно-кассовых машин;
- потребители.
2. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам:
- принимает решения по вопросам регулирования продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин, обязательные для исполнения всеми министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, всеми юридическими и физическими лицами;
- утверждает по согласованию с заявителем генерального поставщика модели контрольно-кассовой машины;
- представляет заинтересованным организациям и лицам информацию о моделях контрольно-кассовых машин, допущенных к эксплуатации на территории Российской Федерации;
- информирует органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговые органы, органы Госстандарта России об утверждении ею генеральных поставщиков контрольно-кассовых машин;
- требует от генерального поставщика представления информации о развитии сети ЦТО, обслуживающих контрольно-кассовые машины соответствующих моделей;
- исключает из Государственного реестра модели (версии моделей) контрольно-кассовых машин, если в течение 6 месяцев со дня внесения в Государственный реестр не организовано их техническое обслуживание и ремонт;
- координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин; организует проведение аттестации центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин не реже 1 раза в 3 года;
- организует контроль за соответствием продаваемых контрольно-кассовых машин эталонным образцам, за состоянием технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
- принимает решения и контролирует проведение экспериментов с целью определения оптимальных условий эксплуатации и технического обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых машин;
- обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, представляет эту информацию в Правительство Российской Федерации;
- рассматривает жалобы и обращения, связанные с продажей, техническим обслуживанием и ремонтом контрольно-кассовых машин.
3. Органы Госстандарта России:
- проводят проверку обеспечения ЦТО в части безопасности рабочих мест и оборудования;
- проводят проверку средств измерений, используемых ЦТО для ремонта, настройки и контроля контрольно-кассовых машин;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин в случае их несоответствия сертифицируемым параметрам;
- по поручению Государственной комиссии:
осуществляют выборочный контроль за соответствием контрольно-кассовых машин сертифицируемым параметрам (по безопасности, радиопомехам, функциональным характеристикам);
дают экспертное заключение о качестве ремонта контрольно-кассовых машин, производимого ЦТО.
4. Налоговые органы:
- ставят и снимают с учета ЦТО в соответствии с решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеют оттиски используемых ЦТО пломбиров и печатей;
- регистрируют контрольно-кассовые машины, допущенные к использованию в Российской Федерации и поставляемые на техническое обслуживание в ЦТО, ведут учет зарегистрированных контрольно-кассовых машин;
- снимают с регистрации контрольно-кассовые машины тех моделей (версий моделей), которые не допущены к использованию Государственной комиссией;
- ведут регистрационные карточки, в которых отмечают постановку на учет или снятие с учета контрольно-кассовых машин, а также постановку на ремонт и ввод в эксплуатацию после ремонта;
- проверяют наличие пломбы на контрольно-кассовой машине, установленной ЦТО;
- вводят пароль налогового инспектора и контролируют включение фискальной памяти контрольно-кассовой машины, контролируют фискальную память в процессе эксплуатации машины;
- проверяют доступными им способами исправность применяемых контрольно-кассовых машин, привлекая для участия в таких проверках специалистов ЦТО, в которых контрольно-кассовые машины находятся на обслуживании;
- направляют замечания и предложения о качестве технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Государственную комиссию, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного реестра моделей (версий моделей) контрольно-кассовых машин, не обеспечивающих контроль за полнотой учета выручки;
- рассматривают жалобы, связанные с применением контрольно-кассовых машин;
- проводят обучение работников налоговых органов;
- вносят предложения соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аннулировании регистрации ЦТО в случаях, когда нарушение законодательства и других нормативных документов о применении контрольно-кассовых машин допущено по вине работников ЦТО.
5. ФАПСИ:
- организует изготовление электронных контрольных лент защищенных (далее - ЭКЛЗ) для контрольно-кассовых машин в количествах, необходимых для удовлетворения заявок генеральных поставщиков и ЦТО, гарантирует соответствие ЭКЛЗ установленным требованиям;
- организует выполнение и осуществляет контроль инициализации ЭКЛЗ в доверенном центре ФАПСИ с записью в ЭКЛЗ регистрационного номера и ключевой информации и ведения базы данных инициализированных ЭКЛЗ;
- организует консультации работников генеральных поставщиков и ЦТО по установке, замене и активизации ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах, а персонала налоговых органов - по контролю за работой контрольно-кассовых машин с ЭКЛЗ;
- оказывает методическую помощь налоговым органам в оснащении программными и техническими средствами для использования информации, зарегистрированной в ЭКЛЗ;
- участвует в разработке методической документации по установке, замене, хранению и контролю за функционированием и применением ЭКЛЗ;
- организует обеспечение заявок на оборудование и программные продукты для контроля ЭКЛЗ автономно от контрольно-кассовой машины;
- организует сбор данных о работе и отказах ЭКЛЗ в процессе их эксплуатации и хранения, разработку мероприятий по повышению надежности ЭКЛЗ.
6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают меры по обеспечению исполнения настоящего Положения на территории субъекта Российской Федерации;
- регистрируют предприятия в качестве ЦТО при выполнении ими условий, изложенных в пункте 11 настоящего Положения;
- снимают с регистрации ЦТО, не прошедшие в установленные сроки аттестацию в Государственной комиссии, а также в случае нарушения требований настоящего Положения по собственной инициативе, по представлению налоговых органов, Госстандарта России и его территориальных органов;
- вносят рекомендации в Государственную комиссию об исключении из Государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин в случае нарушения настоящего Положения.
7. Заявители:
- осуществляют поставки контрольно-кассовых машин, соответствующих эталонным образцам моделей (версий моделей), внесенных в Государственный реестр;
- обеспечивают приведение поставляемых ими контрольно-кассовых машин в соответствие с техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам в случае изменения технических требований;
- выполняют заявки генерального поставщика на поставку стендового оборудования, тестового программного обеспечения, запасных частей и принадлежностей, ремонтной и эксплуатационной документации в течение всего срока использования контрольно-кассовой машины, определенного Государственной комиссией;
- несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за несоответствие поставляемых ими контрольно-кассовых машин эталонным образцам или за конструктивные дефекты контрольно-кассовых машин;
- выполняют функции генеральных поставщиков заявленных ими моделей контрольно-кассовых машин на территории Российской Федерации, если они утверждены в этом качестве Государственной комиссией или заключают договор с юридическим лицом, принимающим на себя обязанности генерального поставщика, которого представляют на утверждение в этом качестве в Государственную комиссию;
- вправе выполнять функции продавца и центра технического обслуживания при условии соблюдения ими требований, установленных соответственно пунктами 9 и 11 настоящего Положения;
- вправе проводить проверку исправности контрольно-кассовой машины и составлять техническое заключение об исправности контрольно-кассовой машины в процессе ее эксплуатации.
8. Генеральные поставщики:
- устанавливают на контрольно-кассовые машины средства визуального контроля генерального поставщика, удостоверяющие их соответствие моделям, включенным в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за несоответствие поставляемых контрольно-кассовых машин эталонным образцам;
- оснащают контрольно-кассовые машины паспортом версии модели контрольно-кассовой машины (далее - паспорт версии), устанавливают ЭКЛЗ и делают отметку в паспорте версии об установке ЭКЛЗ;
- создают на договорной основе сеть продавцов и ЦТО, координируют и контролируют их деятельность;
- заключают договоры с продавцами на продажу им контрольно-кассовых машин, с ЦТО - на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин;