ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 1998 года N 7


Об утверждении "Основных методологических положений
по оценке скрытой (неформальной) экономики"

(с изменениями на 27 июня 2005 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Госкомстата России от 25 февраля 2000 года N 15;
     постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27 июня 2005 года N 36.
____________________________________________________________________


Государственный комитет Российской Федерации по статистике

постановляет:

1. Утвердить "Основные методологические положения по оценке скрытой (неформальной) экономики", включив в них следующие методологические документы: "Методологические положения по расчету основных параметров скрытой (неформальной) экономики", "Методологические указания по определению общего объема промышленного производства (с учетом оценки деятельности неформальной экономики)", "Методологические указания по расчету отдельных показателей строительной и инвестиционной деятельности с учетом параметров неформальной экономики", "Методические указания по определению объема продукции сельского хозяйства в неформальном секторе и скрытого производства", "Методические указания по определению параметров неформальной деятельности в торговле на федеральном уровне", "Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики" и ввести их в действие с 1 февраля 1998 года.

____________________________________________________________________

Постановлением Госкомстата России от 25 февраля 2000 года N 15 с I квартала 2000 года отменена Методика определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящее постановление утратило силу с отчета за 2004 год в части "Методологических указаний по расчету отдельных показателей строительной и инвестиционной деятельности с учетом параметров неформальной экономики" - постановление Федеральной службы государственной статистики от 27 июня 2005 года N 36.     

____________________________________________________________________          

Председатель
Государственного комитета
Российской Федерации
по статистике
Ю.А.Юрков

     

 УТВЕРЖДЕНО
постановлением Государственного
комитета Российской Федерации
по статистике
от 31 января 1998 года N 7

Методологические положения по расчету основных
параметров скрытой (неформальной) экономики

Настоящие методологические положения предназначены для определения единого, унифицированного в соответствии с требованиями системы национальных счетов (СНС) подхода к расчету показателей скрытого (неформального) производства в различных отраслях экономики России. Стандартная СНС предусматривает отражение в составе макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, любой деятельности, подпадающей под определение экономической. При этом соответствие указанной деятельности правовым нормам страны и способ получения информации о ее размерах не играют существенной роли.

Методологические положения не содержат конкретных рекомендаций по расчету отдельных показателей, каждый из которых является достаточно специфическим. Поэтому, в соответствии с особенностями экономического содержания показателей и имеющейся информационной базы, для каждого из них создана своя собственная отраслевая оригинальная методика расчета. Тем не менее все эти методики должны быть полностью сопоставимы между собой в соответствии с теоретическими определениями и подходами, изложенными в данных методологических положениях. В отличие от конкретных методов расчета отдельных показателей, которые могут и должны меняться с изменением информационной базы, основные методологические положения, изложенные в данном документе, являются относительно постоянными.

Задачи статистического изучения скрытой
(неформальной) экономической деятельности

1. Главной функцией статистической системы является количественное описание и моделирование важнейших экономических и социальных процессов, происходящих в стране. Это достигается с помощью системы статистических показателей. Важнейшими экономическими показателями производства являются валовой внутренний продукт (ВВП) на макроэкономическом уровне, а также выпуск и валовая добавленная стоимость - на уровне отраслей. Все эти показатели строятся на основании стандартной международной методологии, разработанной, принятой и рекомендуемой к применению международными организациями (ООН, МВФ, МБРР, ОЭСР, Евростат), в рамках построения системы национальных счетов (СНС). Последняя версия СНС, принятая в 1993 году, предполагает включение в ВВП ряда экономических операций, которые могут являться незаконными с точки зрения национального законодательства или обычно не учитываются при построении традиционных экономических показателей, но соответствуют определенным критериям, предъявляемым к экономическим операциям.

2. Поскольку при построении национальных счетов Госкомстат России руководствуется в основном международными стандартными методиками, получаемые традиционным путем показатели должны корректироваться на величину скрытых экономических операций. Таким образом, все рассчитанные в рамках СНС показатели, публикуемые Госкомстатом на макроуровне, на уровне регионов и отраслей, должны содержать необходимые поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.

3. Изучение скрытой (неформальной) экономической деятельности как социально-экономического явления само по себе является важной проблемой. С этой целью могут быть организованы специальные исследования. Вместе с тем, поскольку основополагающей целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а правильное отражение экономических процессов, происходящих в стране, главной задачей для нее остаются адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей с учетом всех необходимых поправок, включая поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность.



Понятие скрытой (неформальной) экономической
деятельности

4. Феномен неучтенной экономики может иметь самые различные толкования в зависимости от того, в каком контексте он употребляется. В различных исследованиях и документах встречаются несколько терминов, обозначающих на практике довольно близкие по смыслу и часто пересекающиеся понятия, которые тем не менее несколько различаются между собой. Это "скрытая" или "теневая" деятельность, "неформальная" деятельность и "нелегальная" деятельность. Эти термины, в частности, используются в руководстве по построению системы национальных счетов, а также в документах МОТ.

5. "Скрытая" экономическая деятельность включает в себя в большинстве случаев законную экономическую деятельность, которая скрывается или преуменьшается осуществляющими ее единицами с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или выполнения определенных административных обязанностей или предписаний по охране труда, выполнению санитарных и других норм. Эта деятельность может осуществляться практически во всех отраслях экономики. Примером этой деятельности может служить подпольное производство алкоголя.

6. "Неформальная" экономическая деятельность осуществляется в основном на законном основании индивидуальными производителями или так называемыми некорпорированными предприятиями, то есть предприятиями, принадлежащими отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства и могут (полностью или частично) производить продукты или услуги для собственного потребления. Часто неформальная деятельность бывает основана на вторичной занятости, во многих случаях ею занимаются непрофессионально. Неформальная экономическая деятельность, как правило, бывает распространена в развивающихся странах. В России значительное распространение неформальное производство имеет в сельском хозяйстве (ЛПХ), в торговле, в строительстве, а также некоторых других отраслях.

7. "Нелегальная" экономическая деятельность является незаконной, то есть она охватывает те виды производства товаров или услуг, которые прямо запрещены существующим законодательством. В настоящее время к таким видам деятельности относятся, например, производство и продажа наркотиков, производство и продажа, в обход установленных правил, оружия, проституция, контрабанда. Так как законы могут меняться, границы нелегального производства также находятся в движении. Так, с принятием закона о разрешении продажи оружия частным лицам часть этого бизнеса перестала быть нелегальной и перешла в регулярный, официальный сектор экономики.

8. В каждом из перечисленных случаев речь идет об экономической деятельности, то есть о деятельности с целью получения экономической выгоды от производства товаров или услуг и их последующей реализации на рынке, конечного потребления или валового накопления в собственном домашнем хозяйстве, за исключением производства бытовых услуг, потребляемых в собственном домашнем хозяйстве, если они не оказываются оплачиваемой прислугой. Все эти виды деятельности, согласно рекомендациям СНС, должны включаться в границы производства и учитываться при расчете стандартных экономических показателей.

9. Экономическая деятельность возможна, только если на производимые товары и услуги существует определенный платежеспособный спрос на рынке. Рекомендуя включать незаконные виды деятельности в границы производства, СНС делает четкое различие между сделками, которые осуществляются с общего согласия покупателей и продавцов (например, продажа наркотиков, краденных товаров) и включаются в границы производства, и другими видами деятельности, которые не входят в границы производства, когда сделки осуществляются без взаимного согласия (например, вымогательство, кража).

10. Можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не являются по сути своей экономическими. Например, подделка банковских документов является, по существу, кражей денег, и она не может быть квалифицирована как производство какого-либо товара или оказание услуги. Рэкет, с определенной степенью условности можно принять как своеобразную услугу, но он не основан на принципе добровольности, поэтому его также нельзя относить к экономическим операциям. Эти операции не учитываются при расчете макроэкономических показателей и не влияют на их величину.

11. С другой стороны, хотя такие неэкономические операции, как воровство или грабеж не создают новой стоимости и не означают увеличения внутреннего продукта и национального богатства, но они ведут к их перераспределению. Перераспределительные операции также имеют значение в экономике, и хотя их нельзя отождествлять с экономическими операциями, тем не менее, в аналитических целях результаты подобных действий необходимо учитывать при построении таблиц национального богатства.

12. Экономические операции осуществляются не только на стадии производства, но также на стадиях образования и распределения доходов, а также использования доходов для целей конечного потребления и накопления. Соответственно, проявления скрытой экономической деятельности бывают также на каждой из перечисленных стадий.

13. Объем скрытых доходов является важной характеристикой скрытой экономики. Доходы скрываются чаще всего с той же целью, что и большинство производственных операций - с целью уклонения от налогообложения. Они могут быть получены как от незаконной, так и от вполне законной, но скрытой или преуменьшаемой деятельности, а также от занятости в неформальном секторе. Доходы домашних хозяйств, получаемые ими от занятости в неформальном производстве, обозначаются в СНС как "смешанные доходы", то есть первичные доходы, в которых смешиваются признаки предпринимательской прибыли и доходов наемных работников.

14. В принципе, не только производство и образование доходов, но и использование доходов, то есть расходы на конечное потребление и на накопление могут быть характеристикой развития теневой экономики в том случае, если потребление идет из источников, которые не являются официально зарегистрированными. Например, стоимость товаров, покупаемых на черном рынке. Хотя само по себе потребление, если это не потребление определенных видов запрещенных товаров и услуг, не является незаконным, его доля в объеме потребления может быть значительным и это говорит о степени развития черного рынка как явления.

15. Таким образом, следует рассматривать неучтенную экономику как совокупность скрытой, неформальной и нелегальной экономической деятельности в той интерпретации, в какой об этом говорилось выше. Теневая экономика не понимается в макроэкономической статистике как синоним криминальной, хотя определенные виды незаконных операций, если они попадают под определение экономической деятельности, должны быть включены в ее состав. На практике, однако, большинство стран, в том числе и Россия, пока не учитывают собственно незаконную деятельность при расчетах ВВП. Большая часть производства, включаемого согласно данному определению в состав теневой экономики, является вполне законным, но его размер либо сознательно преуменьшается производителями, либо информацию о нем невозможно получить обычным путем, поскольку производственные единицы не регистрируются в силу своей неформальной организации.

16. В связи с этим рекомендуется использовать термин "скрытая (неформальная)" экономическая деятельность для совокупного обозначения всех досчетов и поправок к ВВП, которые производятся исходя из требования СНС 1993 года об учете разного рода скрытой экономической деятельности.

┌—————————————————————————————————————┬————————————————————————————‰
│      Неучтенная экономическая       │Неэкономические криминальные│
│           Деятельность              │ действия, ведущие к пере-  │
│                                     │ распределению национального│
│                 ┌——————————————————‰│         богатства          │
│                 │  Скрытые доходы  ││ ┌————————————————————————‰ │
│┌————————————————┴—‰                ││ │                        │ │
││Незарегистрирован-│- скрытый пред- ││ │ - воровство            │ │
││ное производство  │ принимательский││ │                        │ │
││продуктов и услуг │ доход          ││ │ - грабежи              │ │
││                  │                ││ │                        │ │
││- скрытое произ-  │- скрытая оплата││ │ - мошенничество        │ │
││  водство         │ труда          ││ │                        │ │
││                  │                ││ │ - ...                  │ │
││- неформальное    │- доход от не-  ││ │                        │ │
││  производство    │ формальной дея-││ │                        │ │
││                  │ тельности "сме-││ │                        │ │
││- нелегальное     │ шанный доход"  ││ └————————————————————————… │
││  производство    ├————————————————…│                            │
│└——————————————————…                 │                            │
└—————————————————————————————————————┴————————————————————————————…

17. Таким образом, если генеральная совокупность предприятий, наблюдаемых с помощью традиционных методов, включает совокупность крупных, средних, малых и совместных предприятий реального сектора, а также государственных и некоммерческих организаций, то с учетом параметров скрытой (неформальной) экономики генеральная совокупность, помимо перечисленных, должна включать некорпорированные предприятия с неформальной организацией, принадлежащие домашним хозяйствам, а также досчеты на скрытую часть производства по совокупности предприятий, наблюдаемых традиционным способом.

Общие подходы к определению параметров скрытой
(неформальной) экономической деятельности

18. В силу большой специфики проявлений скрытой (неформальной) экономической деятельности в различных отраслях и на различных стадиях экономического цикла, а также из-за различий информационной базы не представляется возможным предложить универсальный метод расчета ее показателей. Ниже излагаются только общие подходы, которые рекомендуется использовать для расчетов.

19. Следует различать элементы скрытой (неформальной) экономической деятельности, которая является таковой из-за несовершенства форм и методов статистического наблюдения, и элементы, которые возникают из-за преднамеренного сокрытия или искажения экономическими единицами информации о своей деятельности. В первом случае границы скрытой части экономики будут сокращаться по мере совершенствования статистической системы - улучшения статистического регистра, совершенствования системы выборочных наблюдений, внедрения более современных методов обработки информации и т.д. Большинство из перечисленных мер может оказаться эффективными, например, при обследованиях малых предприятий. Во втором случае следует применять более специфические методы, рассчитанные на то, что прямая информация в принципе не может быть получена.

20. Целью расчета недостающих параметров скрытой (неформальной) экономической деятельности является сведение к минимуму возможной ошибки при построении экономического показателя. Это означает, что в случае отсутствия необходимой статистической информации лучше принять в расчет любые другие соображения и сделать нужную поправку с определенной степенью возможной ошибки, чем вообще игнорировать проблему. Поправка, основанная на недостаточно точной информации, признается лучшим выходом, чем отсутствие любой поправки. Поэтому во многих случаях поправки на скрытую (неформальную) экономическую деятельность могут носить вероятностный характер.

21. Лучшим для определения неизвестных параметров скрытой (неформальной) экономической деятельности является балансовый метод. Этот метод основан на сопоставлении между собой взаимосвязанных показателей, с разных точек зрения характеризующих исследуемое явление (доходы и расходы, ресурсы и их использование). Несовпадение количественных характеристик соответствующих показателей позволяет выдвигать гипотезы о причинах расхождений и величине необходимой поправки. Качество результатов, получаемых при применении балансового метода, тем выше, чем большее число взаимоувязанных параметров сопоставляется между собой. Балансовый метод успешно реализуется при макроэкономических расчетах, при построении национальных счетов, межотраслевого баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и т.п. С помощью балансового метода рассчитывается показатель скрытой заработной платы, может определяться стоимость услуг посреднических организаций, делаются поправки к показателям скрытого производства алкогольной продукции.

22. В некоторых случаях для оценки неизвестных параметров той или иной экономической системы могут использоваться аналогичные характеристики другой сходной системы. Например, результаты обследования, проведенного в одном из регионов, можно с определенными оговорками использовать для расчетов аналогичных показателей в сходных по комплексу экономических, природно-климатических и других условий регионах. В случае разрыва динамических рядов недостающие данные могут быть получены путем интерполяции или экстраполяции, если есть достаточные основания для принятия гипотезы о неизменности сложившихся тенденций в исследуемом периоде.

23. Хорошие результаты может дать использование для оценки необходимых параметров известных косвенных индикаторов. Можно рассчитать искомый показатель, если связь между ним и имеющейся косвенной информацией легко определима. Однако между рассчитываемым показателем и косвенным индикатором может не существовать функциональной связи. В этом случае следует выявить статистическую взаимосвязь путем построения математических моделей, описывающих соотношения между ними, сложившиеся в прошлый период. Примером использования этого метода может служить использование информации о динамике продаж строительных материалов для определения динамики индивидуального строительства. Данные о площади приусадебных и дачных участков, а также данные о средней урожайности сельскохозяйственных культур используются при расчете показателей неформального сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах.

24. Широко распространенным в мире является способ примерного определения динамики промышленного производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и другими косвенными показателями, поддающимися достаточно простому учету. В ряде случаев этот метод давал хорошие результаты. Однако необходимым условием его применения является достаточное развитие рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки. Если цены являются регулируемыми и не отражают действительной стоимости энергии, или существует возможность длительное время не оплачивать потребление электроэнергии ввиду имеющихся социальных и других льгот, динамика потребления электроэнергии может значительно отличаться от динамики промышленного производства, не только по величине, но даже и по направлению. То же относится и к грузовым перевозкам. Поэтому в современных российских условиях этот метод неприменим.

25. Дополнительные выборочные обследования могут быть использованы для получения необходимой информации о параметрах скрытой (неформальной) экономической деятельности. Однако необходимо учитывать, что если экономические единицы скрывают параметры своей деятельности, они скорее всего откажутся принимать участие и в обследованиях, либо намеренно исказят предоставляемую информацию. Поэтому, наиболее эффективным является сбор не прямой, а косвенной информации о масштабах скрываемой деятельности, которая потом может быть использована для дальнейших расчетов. Примером регулярно проводимых обследований такого рода является обследование неорганизованных вещевых и продуктовых рынков для определения параметров неформальной торговой деятельности. Другим примером является проведение обследования домашних хозяйств на предмет отработанного рабочего времени. Информация, полученная таким образом, может быть использована для определения параметров скрытого (неформального) производства в ряде отраслей.

26. Экспертные оценки в ряде случаев могут быть достаточно эффективны, особенно если требуется дать качественные оценки или определить общую тенденцию развития исследуемого явления. Данные налоговой инспекции могут быть использованы для определения средних размеров доходов граждан, занимающихся определенными видами индивидуальной предпринимательской деятельности. Оценка экспертов таможенной службы используется для проведения досчетов количества некоторых видов продуктов, контрабандно ввозимых в Россию в виде сырья.

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Государственного
комитета Российской Федерации
по статистике
от 31 января 1998 года N 7

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по определению общего объема промышленного производства
с учетом оценки деятельности неформальной экономики


Введение

Развертывание экономической реформы началось с активизации институциональных преобразований, которые сосредоточились прежде всего на реформировании собственности. Это выразилось прежде всего в разгосударствлении экономики - снижении доли государственного сектора при увеличении удельного веса видов деятельности, передаваемых из него частному сектору и иным структурам рыночного характера (акционерным, смешанным и т.д. предприятиям). Реформирование и реструктуризация государственных предприятий дополняются расширением сети быстронарождающегося малого бизнеса. Это в свою очередь потребовало внесения изменений в формирование информационных потоков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»