Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАТИСТИКЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2000 года N 15


Об утверждении Методики определения
общего объема платных услуг населению с учетом
 оценки скрытой и неформальной деятельности

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
приказа Росжелдора от 26 июня 2013 года N 234
____________________________________________________________________

Государственный комитет Российской Федерации по статистике

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности и ввести ее в действие с I квартала 2000 года.

2. С введением указанной в п.1 настоящего постановления Методики отменить ранее действовавшую Методику определения общего объема платных услуг населению с учетом объемов неформальной экономики, утвержденную постановлением Госкомстата России от 31.01.98 N 7.

Генеральный директор
Российского статистического
агентства
В.Л.Соколин




Государственный комитет Российской Федерации по статистике
(Госкомстат России)

     

УТВЕРЖДЕНА
постановление Госкомстата России
от 25.02.2000 N 15

     

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ С УЧЕТОМ
ОЦЕНКИ СКРЫТОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Настоящая Методика разработана в целях получения объективной и достоверной статистической информации об уровне потребления населением платных услуг в рамках федерального государственного статистического наблюдения в этой сфере. Она предназначена для использования исключительно территориальными органами Госкомстата России при определении общего объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной деятельности в целом по субъекту Российской Федерации. Для других целей (налогообложения, построения прогнозов на будущие периоды и т.п.) применение настоящей Методики напрямую не предполагается.

С некоторыми условностями на основе Методики возможен расчет общего объема платных услуг населению в разрезе административных районов и городов субъекта Российской Федерации.

Расчеты по настоящей Методике производятся раз в год по итогам прошедшего года. Они осуществляются в рамках годовой работы "Объем платных услуг населению", предусмотренной Федеральной программой статистических работ. В целом по России итоги формируются суммированием данных по субъектам Российской Федерации.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


Под платными услугами понимаются полезные результаты разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Услуги, как правило, не принимают форму материальных объектов, на которые могли бы распространяться права собственности (исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам, услуги фотографий и другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях - дискетах, магнитных лентах, бумаге и т.п.). Услуги являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, покрывающим издержки производителя и обеспечивающим ему прибыль.

Показатель "Объем платных услуг населению" отражает объем потребления населением различных видов услуг и статистически измеряется суммой денежных средств, уплаченных потребителем за оказанную ему услугу. При этом оплата может производиться как самим потребителем, так и организацией, в которой работает данный потребитель, полностью или частично компенсирующей или оплачивающей расходы по потреблению им услуги.

Классификация платных услуг, учитываемых в данном показателе, осуществляется на основе Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163. В соответствии с ним в действующих формах статистического наблюдения выделяются следующие группы, подгруппы и виды платных услуг

Бытовые услуги

  

в том числе:

  

Услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви

  

Услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий

  

Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий

  

в том числе:

  

услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры

  

услуги по ремонту бытовых машин и приборов

услуги по ремонту и изготовлению металлоизделий

  

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств

  

в том числе легковых автомобилей

  

Услуги по изготовлению и ремонту мебели

  

Услуги по химической чистке и крашению

  

Услуги прачечных

  

Услуги по ремонту и строительству жилья и других построек

  

в том числе:

  

услуги по ремонту жилья и других построек

  

услуги по строительству жилья и других построек

  

Услуги фотографий и фотокинолабораторий

  

Услуги бань и душевых

  

Услуги парикмахерских

  

Ритуальные услуги

  

Услуги предприятий по прокату

  

Транспортно-экспедиторские услуги

  

Прочие виды бытовых услуг

  

Услуги пассажирского транспорта

  

Услуги связи

  

Жилищные услуги

  

из них:

  

предоставление жилой площади (квартирная плата)

  

услуги гостиниц, мотелей

  

Коммунальные услуги

  

из них:

  

пользование электроэнергией

  

водоснабжение

  

газоснабжение

  

центральное отопление

  

горячее водоснабжение

  

канализация

  

Услуги учреждений культуры

  

Туристско-экскурсионные услуги

  

Услуги физической культуры и спорта

  

Медицинские услуги

  

Санаторно-оздоровительные услуги

  

Ветеринарные услуги

  

Услуги правового характера

  

Услуги системы образования

  

из них:

  

услуги детских дошкольных учреждений

  

услуги системы среднего и высшего образования

  

обучения населения на курсах

  

Прочие виды платных услуг


Производителями платных услуг могут быть официально зарегистрированные организации любой организационно-правовой формы и любой формы собственности, как специализирующиеся на оказании услуг, так и те, для которых оказание услуг не является основной деятельностью (юридические лица), некорпорированные организации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе (физические лица).

В настоящей Методике к некорпорированным организациям относятся организации, принадлежащие отдельным лицам, домашним хозяйствам, которые часто не оформляются в установленном порядке, основаны на неформальных отношениях между участниками производства, занимающимися этой деятельностью часто в качестве дополнительного приработка, на временной основе и во многих случаях непрофессионально.

К скрытой и неформальной деятельности в настоящей Методике отнесена деятельность, осуществляемая некорпорированными организациями и физическими лицами, результаты которой не могут быть учтены статистикой традиционными способами, а также объемы скрытой деятельности в организованном, формальном секторе экономики. Исходя из этого, выделяются следующие составляющие скрытой и неформальной деятельности на рынке платных услуг.

- объем платных услуг, оказанных населению официально зарегистрированными организациями (юридическими лицами), не представившими сведения в органы государственной статистики;

- объем платных услуг, сокрытый официально зарегистрированными организациями, представившими в органы государственной статистики заниженные сведения;

- объем платных услуг, оказанных населению некорпорированными организациями ;

- объем платных услуг, оказанных населению физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (зарегистрированными и незарегистрированными).

Первые две составляющие характеризуют скрытую деятельность, остальные две - неформальную деятельность.

Расчет общего объема платных услуг населению с учетом объемов скрытой и неформальной деятельности осуществляется по каждому из перечисленных групп (подгрупп) услуг в отдельности* путем последовательного определения размеров перечисленных составляющих и их добавления к официально учтенным данным. На основе полученного таким образом общего объема услуг и отчетных данных по каждой группе услуг рассчитывается коэффициент досчета, который на протяжении следующего за отчетным года используется для автоматического увеличения отчетных данных на соответствующую величину, отражающую размер скрытой и неформальной деятельности.

________________

* В случае если в отчетности предусмотрена расшифровка группы услуг на отдельные виды (жилищные, коммунальные услуги и др.), допустимо расчет производить по группе в целом и использовать полученный при этом коэффициент для досчетов по каждому виду услуг, входящему в эту группу.

По итоговой строке (объем платных услуг населению - всего) общий объем получается как сумма данных по группам. При этом коэффициент досчета по этой строке определять необязательно, т.к. он не используется в дальнейших расчетах. Вместо него в аналитических целях целесообразно рассчитывать удельный вес досчета в общем объеме платных услуг населению, который характеризует долю "теневого" сектора на потребительском рынке услуг.     

     

2. ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ, ПРЕДСТАВИВШИМ
СВЕДЕНИЯ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ


Объем платных услуг населению по отчитавшимся организациям формируется в разрезе видов услуг на основе форм федерального государственного статистического наблюдения:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»