(в редакции Указов Президиума Верховного Совета РСФСР
от 3 декабря 1979 года, от 18 января 1985 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 17 апреля 1993 года на основании
постановления Верховного Совета Российской Федерации
от 6 марта 1993 года N 4616-1.
____________________________________________________________________
В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции леса, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918 г. определил основные принципы социалистической организации лесного хозяйства в целях использования лесов в интересах всего народа.
Государственная собственность на леса в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, составляет основу лесных отношений, то есть общественных отношений в области использования, воспроизводства и охраны лесов, и служит главной предпосылкой рационального ведения лесного хозяйства.
Леса в СССР играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Они являются источником удовлетворения потребностей страны в древесине и другой лесной продукции, оказывают благоприятное влияние на климат, атмосферу, гидрогиологический режим рек и других водных объектов, предохраняют почву от ветровой и водной эрозии, имеют иные полезные природные свойства. Леса все больше используются в оздоровительных целях, для удовлетворения культурных и эстетических запросов населения.
Многостороннее значение лесов и длительность их выращивания придают делу рационального использования, сбережения и приумножения лесных богатств характер общегосударственной задачи.
Советское лесное законодательство признано активно способствовать научно обоснованному, комплексному использованию лесов их планомерному воспроизводству и эффективной охране в интересах настоящего и будущих поколений, воспитанию советских людей в духе высокой ответственности за рачительное, хозяйское отношение к лесу как важной составной части природных богатств нашей Родины.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задачами лесного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование лесных отношений в целях обеспечения рационального использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства и повышения продуктивности для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в древесине, другой лесной продукции и усиления водоохранных, защитных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов, а также охрана прав предприятий, учреждений, организаций и граждан, укрепление законности в области лесных отношений (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1979, N 49, ст. 1196).
Лесные отношения в РСФСР регулируются Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами лесного законодательства Союза ССР, настоящим Кодексом и иными актами лесного законодательства РСФСР.
Настоящий Кодекс в соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует лесные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Земельные, водные и горные отношения в РСФСР регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР леса являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.
Леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.)
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд.
Единый государственный лесной фонд состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР землями государственного лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Границы земель государственного лесного фонда, отделяющие их от земель иных категорий, определяются в установленном порядке.
В государственный лесной фонд не входят:
деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Создание указанных насаждений, уход за ними и использование осуществляются в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования лесных отношений подлежат;
1) распоряжение единым государственным лесным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР;
2) установление основных положений в области пользования лесами, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов;
3) установление размера лесосечного фонда СССР, порядка его распределения и отпуска древесины на корню;
4) установление основных направлений и перспективных планов развития лесного хозяйства страны, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса;
5) планирование общесоюзных мероприятий в области рационального использования, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов;
6) установление порядка отнесения лесов к соответствующим группам и категориям защитности, перевода их из одной группы в другую;
7) установление единых для Союза ССР систем лесоустройства, учета лесов и порядка ведения государственного лесного кадастра;
8) государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и установление порядка его осуществления;
9) регулирование других вопросов общесоюзного значения в области рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с Конституцией СССР и Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.)
Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования лесных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным лесным фондом на территории республики; установление порядка пользования лесами, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов; установление перспективных планов развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; планирование республиканских мероприятий в области рационального использования, воспроизводства, повышения продуктивности, охраны и защиты лесов; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования лесных отношений вне пределов компетенции Союза ССР и РСФСР подлежат: распоряжение единым государственным лесным фондом на территории республики; участие в планировании развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также регулирование лесных отношений по другим вопросам в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,
ВОСПРОИЗВОДСТВА, ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ,
ВОСПРОИЗВОДСТВОМ, ОХРАНОЙ И ЗАЩИТОЙ ЛЕСОВ
Согласно Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также государственными органами лесного хозяйства и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Государственными органами лесного хозяйства в РСФСР являются Министерство лесного хозяйства РСФСР и его органы на местах. Компетенция Министерства лесного хозяйства РСФСР и его органов на местах по государственному управлению в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов определяется Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, иным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Ведению исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов по государственному управлению в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов подлежат: участие в планировании развития лесного хозяйства, использования лесных ресурсов и полезных природных свойств леса; обеспечение в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР проведения мероприятий по охране и защите лесов и борьбе с лесными пожарами, а также решение других вопросов в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, отнесенных к их компетенции законодательством Союза ССР и РСФСР.
Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов осуществляют права и обязанности по государственному управлению в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в пределах их компетенции, определяемой законодательством Союза ССР и РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования лесами, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства лесов, их учета и охраны, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1979 г.).
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой всех лесов осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также государственными органами лесного хозяйства и иными специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И
ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ, ВОСПРОИЗВОДСТВУ, ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ЛЕСОВ<1>
-----------------
<1> Наименование главы 3 - в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117
Профессиональные союзы, организации молодежи, общество охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам и колхозам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 4, ст. 117).
Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с Уставами (положениями) общественных организаций.
Граждане оказывают содействие государственным органам и колхозам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов: участвуют в проведении необходимых работ, вносят предложения об улучшении использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, сообщают об известных им нарушениях правил, предусмотренных лесным законодательством. Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите лесов (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 января 1985 г.).
Общественные лесные инспекции организуются при предприятиях, учреждениях и организациях, ведущих лесное хозяйство, для оказания содействия в осуществлении мероприятий по охране лесов от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу.