УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
транспорта Российской Федерации
В.Ф.Березин
19.07.95
СОГЛАСОВАНО
с Госстандартом России
Постановление коллегии
Госстандарта России
от 21 июня 1995 года
N 9
ПР ССВТ 01-95
ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
Система сертификации на воздушном транспорте
Российской Федерации
ПОЛОЖЕНИЕ
о Системе сертификации на воздушном транспорте
(с изменениями на 19 апреля 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтранса России от 17 мая 2001 года N 88
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 19 апреля 2000 года N 93 (Российская газета, N 138, 19.07.2000).
____________________________________________________________________
1. Область применения
Настоящее Положение устанавливает цели и задачи, основные принципы и структуру Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (ССВТ), а также порядок проведения сертификации в ССВТ.
Положение предназначено для использования в Системе сертификации на воздушном транспорте и обязательно для всех юридических и физических лиц, являющихся участниками ССВТ.
Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии со следующими законодательными актами и нормативными документами:
Чикагская конвенция международной гражданской авиации (ИКАО);
Приложения к Чикагской Конвенции 1944 года и рекомендации ИКАО:
- Приложение 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу"
- Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов"
- Приложение 8 "Летная годность воздушных судов"
- Приложение 11 "Обслуживание воздушного движения"
- Приложение 14 "Аэродромы"
- Приложение 16 "Охрана окружающей среды"
- Приложение 17 "Авиационная безопасность"
- Док.9389 "Руководство по организации работ в области летной годности"
- Док. 8335 "Руководство по процедурам эксплуатационной сертификации и инспекции"
- Док.9388 "Руководство по типовым правилам национального контроля за летной эксплуатацией и поддержанием летной годности воздушных судов"
- Док.9408 "Руководство по авиационным работам"
- Док.9379 "Руководство по созданию государственной системы выдачи свидетельств летному составу и управление этой системой"
- Док.9294 "Сборник терминов ИКАО"
Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1
"Правила по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденные постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3 и зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 года, регистрационный N 521
Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением правительства России от 18 мая 1993 года N 457
Положение о Департаменте воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденное Министерством транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994 года.
2. Определения
Основные термины и определения приведены в Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1 и в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 года, регистрационный N 521.
Для целей настоящего Положения используются следующие термины и определения:
2.1. Объект сертификации на воздушном транспорте - продукция, работы и услуги, юридические лица, которые непосредственно связаны с обеспечением деятельности воздушного транспорта.
2.2. ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ - технически компетентная и независимая от разработчиков, изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей организация, проводящая по поручению органов по сертификации оценку соответствия объекта воздушного транспорта требованиям нормативных документов и выдачу заключения о соответствии. В состав центра сертификации может входить испытательная лаборатория.
2.3. УЧАСТНИКИ СЕРТИФИКАЦИИ - национальный орган по сертификации (Госстандарт России), федеральный орган исполнительной власти (Минтранс России), Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, органы по сертификации конкретных объектов воздушного транспорта, испытательные лаборатории (центры), центры сертификации и заявители.
3. Общие положения
3.1. В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (ИКАО) и Приложениями ИКАО к Конвенции авиационные организации, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы, организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, аэродромы, аэропорты, наземное авиационное оборудование, воздушные трассы, средства навигации и управления воздушным движением, учебные заведения по подготовке авиаперсонала, авиационный персонал и другие юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте авиации, подлежат обязательной сертификации.
3.2. Деятельность в области сертификации объектов на воздушном транспорте осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сертификация на воздушном транспорте проводится с целью обеспечения безопасности полетов, безопасности для жизни и здоровья людей, имущества и охраны окружающей среды.
3.3. Система сертификации на воздушном транспорте создается Федеральным органом исполнительной власти - Министерством транспорта Российской Федерации и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1, "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-1 в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс об административных правонарушениях" от 09.01.96 N 2-ФЗ и с учетом стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
ССВТ регистрируется в Госстандарте России в установленном порядке.
3.4. ССВТ взаимодействует на основе соглашений с международными, региональными и национальными системами сертификации ведущих в области гражданской авиации зарубежных стран, а также с другими национальными системами сертификации и в максимальной степени использует проверенный практикой положительный отечественный опыт.
3.5. Взаимодействие ССВТ с другими системами сертификации в Российской Федерации осуществляется на основе соответствующих соглашений.
Взаимодействие ССВТ с Госстандартом России осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1994 года N 5151-1.
4. Основные цели и задачи системы сертификации
4.1. Основными целями ССВТ являются:
создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
обеспечение безопасности полетов и безопасности для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды;
защита интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных организаций, деятельность которых связана с осуществлением и обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ;
подтверждение соответствия объектов воздушного транспорта установленным Системой сертификации на воздушном транспорте (ССВТ) требованиям;
содействие юридическим и физическим лицам, осуществляющим и обеспечивающим воздушные перевозки и авиационные работы, в эффективном участии в международном научно-техническом сотрудничестве;
содействие потребителям в компетентном выборе работ и услуг, предоставляемых объектами воздушного транспорта;
гармонизация Системы сертификации с национальными системами сертификации других стран.
4.2. 2 Главной задачей ССВТ является сертификация объектов воздушного транспорта и постоянный контроль за сертифицируемыми по правилам и требованиям ССВТ объектами воздушного транспорта, непосредственно связанными с обеспечением безопасности полетов на воздушном транспорте.
5. Основные принципы системы сертификации
5.1. Обязательной сертификации подлежат объекты воздушного транспорта (гражданской авиации), непосредственно связанные с обеспечением безопасности полетов, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения и охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством, а также требованиями международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация.
5.2. Официальным языком ССВТ является русский, а также могут использоваться другие языки в соответствии со статьей 21 Закона РСФСР "О языках народов РСФСР" от 25.10.91.
5.3. Работа по сертификации в ССВТ осуществляется в соответствии с настоящим Положением и правилами сертификации конкретных объектов воздушного транспорта.
5.4. ССВТ предусматривает следующее распределение обязанностей между участниками системы сертификации:
изготовитель (поставщик, исполнитель) отвечает за соответствие изделий авиационной техники, авиационных работ и услуг требованиям нормативных документов, которое подтверждается при сертификации, и за правильность использования знака соответствия, а также обеспечение условий для проведения сертификации;
юридические лица (объекты воздушного транспорта) отвечают за их соответствие требованиям нормативных документов, которое подтверждается при сертификации и за обеспечение условий при проведении сертификации;
испытательная лаборатория (центр) отвечает за правильность и полноту проведения сертификационных испытаний объектов воздушного транспорта на соответствие установленным требованиям нормативных документов, объективность и достоверность результатов испытаний;
центр сертификации отвечает за правильность и полноту проведения им сертификационных испытаний, работ по оценке соответствия требованиям нормативных документов, объективность и достоверность выдаваемого заключения о соответствии объектов воздушного транспорта этим требованиям;
орган по сертификации отвечает за организацию и проведение сертификации конкретных объектов воздушного транспорта, правильность выдачи сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, обеспечение инспекционного контроля за сертифицированными объектами воздушного транспорта.
Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации отвечает за организацию работы по формированию Системы сертификации и осуществление руководства ею, координацию деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и центров сертификации, входящих в Систему, разработку предложений по перечню объектов сертификации в гражданской авиации, организацию формирования и ведения фонда нормативных документов, рассмотрение апелляций и ведение учета органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и центров сертификации.
6. Структура системы сертификации
6.1. Организационную структуру ССВТ образуют:
Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте (РОССВТ);
аккредитованные органы по сертификации;
аккредитованные испытательные лаборатории (центры) и центры сертификации;
аттестованные эксперты в области сертификации объектов на воздушном транспорте.
6.2. Схема организационной структуры ССВТ приведена в приложении А. Конкретный перечень участников ССВТ приводится в Реестре Системы сертификации на воздушном транспорте.
6.3. Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации возглавляется Департаментом воздушного транспорта Митранса Российской Федерации, именуемого для целей настоящего Положения Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте (РОССВТ). Руководителем РОССВТ является Директор Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Функции, права и обязанности Руководящего органа Системы сертификации на воздушном транспорте устанавливаются в соответствующем "Положении" (ПР ССВТ 02-95).
Основные функции РОССВТ:
организация и координация работ по сертификации в Системе сертификации;
установление основных принципов и правил процедуры сертификации в Системе;
разработка предложений по перечню объектов, сертифицируемых в Системе;
аккредитация совместно с Госстандартом России органов по сертификации конкретных объектов воздушного транспорта, испытательных лабораторий (центров) и центров сертификации;
рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и центров сертификации, участвующих в Системе;
выполнение функций органов по сертификации при их отсутствии для конкретных объектов воздушного транспорта;
организация инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и центров сертификации;
взаимодействие с международными и зарубежными организациями по вопросам сертификации;