(с изменениями на 13 августа 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 31 октября 2000 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 12 октября 2000 года N 777
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 166;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950 (Российская газета, N 167, 01.09.98).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 мая 1993 года N 504 "Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 2115).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 января 1996 года
N 60
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации
(с изменениями на 13 августа 1998 года)
1. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство топливно-энергетическим комплексом Российской Федерации, а также координацию деятельности предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, специализированных машиностроительных, строительных, научных, проектных и других предприятий и организаций (далее именуются - организации топливно-энергетического комплекса) по вопросам, отнесенным к его ведению.
2. Минтопэнерго России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Минтопэнерго России по вопросам, входящим в его компетенцию, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными организациями.
4. Основными задачами Минтопэнерго России являются:
обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в различных видах топлива и энергии на внутреннем и внешнем рынках, их рационального и безопасного (в экологическом и технологическом плане) использования;
разработка и осуществление в соответствии с действующим законодательством государственной энергетической политики;
проведение структурной перестройки в отраслях топливно-энергетического комплекса;
обеспечение эффективного и устойчивого функционирования организаций топливно-энергетического комплекса;
осуществление экономических реформ, связанных с переходом к рыночным отношениям, на основе развития конкурентной среды, изменения отношений собственности в топливно-энергетическом комплексе, выполнения отраслевых программ демонополизации;
усиление роли топливно-энергетического комплекса в решении макроэкономических задач Российской Федерации, повышении эффективности экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов, обеспечение конкурентоспособности отечественных организаций на международном рынке, поощрение инвестиционной деятельности за рубежом организаций топливно-энергетического комплекса, содействие привлечению зарубежных инвестиций в развитие комплекса;
укрепление и развитие интеграционных процессов, взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств в области энергетики и разработка предложений по стратегическому курсу этого сотрудничества.
5. Минтопэнерго России:
а) в области развития топливно-энергетического комплекса, его материальной базы:
обеспечивает деятельность организаций топливно-энергетического комплекса путем разработки в соответствии с действующим законодательством и принятия нормативных правовых актов, регламентирующих стандарты, нормы и правила эксплуатации, ремонта оборудования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса, обеспечение промышленной безопасности и охраны труда, осуществление контроля за их соблюдением;
решает совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вопросы размещения и строительства крупных объектов топливно-энергетического комплекса;
осуществляет в соответствии с действующим законодательством формирование прогнозов социально-экономического развития отраслей топливно-энергетического комплекса, участвует в разработке федеральных целевых программ развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также соглашений о развитии топливно-энергетических комплексов государств - участников Содружества Независимых Государств;
осуществляет научно-техническую политику в области топливно-энергетического комплекса, в том числе за счет конверсии предприятий оборонного и машиностроительного комплексов, разрабатывает приоритетные направления научно-технического прогресса, межотраслевые научно-технические программы, реализует через отраслевой внебюджетный фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ меры по концентрации находящихся в его распоряжении ресурсов на этих направлениях, создает организационно-технические и экономические условия для успешной реализации указанных мер, обеспечивая их финансово-договорное сопровождение, координирует реализацию научно-технических и инновационных проектов по приоритетным направлениям развития отраслей топливно-энергетического комплекса на федеральном, межотраслевом и отраслевом уровнях;
участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в топливно-энергетическом комплексе и обеспечении условий стимулирования привлечения средств на инвестиционные нужды отраслей топливно-энергетического комплекса;
осуществляет в установленном порядке полномочия по лицензированию видов деятельности организаций топливно-энергетического комплекса и выдает лицензии на виды деятельности, лицензирование которых отнесено к компетенции Минтопэнерго России;
обеспечивает совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр государственное регулирование развития и использования сырьевой базы нефтяной, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности Российской Федерации и участвует в определении совместно с указанным органом управления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлений геолого-разведочных работ в основных нефтяных, газовых и угледобывающих регионах с целью выявления и подготовки промышленной разработки новых месторождений;
участвует в соответствии с действующим законодательством в определении порядка, сроков и условий освоения месторождений нефти, газа и угля и на основе федеральных программ развития топливно-энергетического комплекса и минерально-сырьевой базы определяет совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечень вводимых в эксплуатацию и осваиваемых месторождений нефти, газа и угля;
принимает участие в подготовке государственной программы лицензирования пользования недрами в части углеводородного сырья;
совместно с другими федеральными органами исполнительной власти принимает участие в определении порядка и реализации права производителей нефти, газа и нефтепродуктов на доступ к магистральным трубопроводам;
определяет основные технико-экономические показатели поиска, разведки и разработки месторождений нефти, газа и угля, предусматриваемые лицензиями на пользование недрами;
проводит экспертизу технико-экономических показателей состояния добычи нефти, газа и угля в Российской Федерации; дает заключения и согласовывает расчеты, обосновывающие величину извлекаемых запасов нефти, газа и угля; принимает участие в осуществлении предусмотренной действующим законодательством государственной экспертизы запасов месторождений нефти, природного газа, газового конденсата и угля;
разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о стратегии использования, темпах прироста запасов и улучшении качества сырьевой базы топливно-энергетического комплекса, а также о необходимых для этих целей инвестициях и налоговых льготах для недропользователей;
выполняет по поручению Правительства Российской Федерации функции государственного заказчика по обеспечению федеральных государственных нужд и реализации федеральных целевых программ;
согласовывает контракты на поставку нефти, продуктов переработки нефти и нефтяного газа для государственных нужд и по межправительственным соглашениям, заключаемым государственными заказчиками с нефтяными компаниями и независимыми от них юридическими лицами;
разрабатывает и осуществляет мероприятия по реструктуризации угольной промышленности и определяет порядок взаимодействия основных участников этого процесса;
проводит в установленном порядке экспертизу проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение организаций топливно-энергетического комплекса, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
проводит экспертизу технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований, а также проектов строительства предприятий топливно-энергетического комплекса за рубежом на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве;
б) в области управления федеральной собственностью:
осуществляет функции регулирования деятельности организаций топливно-энергетического комплекса, координирует и организационно обеспечивает деятельность представителей государства в органах управления хозяйственных обществ;
заключает от имени Правительства Российской Федерации производственные контракты с нефтяными компаниями и акционерными компаниями "Транснефть" и "Транснефтепродукт";
согласовывает с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом проекты решений о создании, реорганизации и ликвидации организаций топливно-энергетического комплекса, находящихся в федеральной собственности, и способствует проведению акционирования и приватизации организаций отрасли;
согласовывает порядок проведения инвестиционных конкурсов по продаже акций нефтяных компаний;
выполняет по поручению Правительства Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации функции по заключению и реализации соглашений о разработке месторождений углеводородных ресурсов на условиях раздела продукции;
в) в области социально-экономического и финансового регулирования:
участвует в совершенствовании экономического механизма регулирования работы организаций топливно-энергетического комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям; разрабатывает предложения по ценообразованию и размерам дотаций на продукцию топливно-энергетического комплекса;
участвует в подготовке совместно с заинтересованными организациями предложений по созданию экономических и правовых основ развития рыночных отношений, формирования и функционирования оптового рынка продукции топливно-энергетического комплекса;
участвует в организации обращения государственных ценных бумаг, казначейских обязательств и векселей в отраслях топливно-энергетического комплекса;
осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств государственной селективной поддержки организациями топливно-энергетического комплекса;
осуществляет наблюдение за экономическим и финансовым состоянием отраслей топливно-энергетического комплекса и вырабатывает рекомендации по стабилизации их финансового состояния во взаимодействии с Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
готовит предложения по социально-экономическому развитию организаций топливно-энергетического комплекса и налоговой политике, обеспечивающей эффективную работу этих организаций;
разрабатывает и представляет в установленном порядке в соответствующие федеральные органы исполнительной власти прогнозы спроса на продукцию топливно-энергетического комплекса и добычи (производства) необходимых объемов топливно-энергетических ресурсов в отраслевом и межрегиональном разрезе;
участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в разработке предложений по ставкам, оптимальному распределению и использованию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и размерам платы за пользование недрами для организаций топливно-энергетического комплекса;
совместно с организациями топливно-энергетического комплекса разрабатывает и представляет в соответствующие федеральные органы исполнительной власти текущие, среднесрочные и перспективные программы и инвестиционные проекты развития топливно-энергетического комплекса и его основных отраслей;
содействует развитию и регулированию межреспубликанских и региональных хозяйственных связей организаций топливно-энергетического комплекса с потребителями его продукции и поставщиками материально-технических ресурсов на основе делового партнерства и экономической заинтересованности;
участвует в реализации государственной политики в области формирования кадров, занятости, социальной защищенности работников, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, а также в области молодежной и миграционной политики;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для отраслей топливно-энергетического комплекса; осуществляет в пределах своей компетенции и установленных полномочий руководство отраслевой системой учебных заведений;
взаимодействует с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в целях координации работ по получению объективной статистической информации об экономическом состоянии отраслей топливно-энергетического комплекса, об эффективности использования энергетических ресурсов в Российской Федерации (абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 166);
получает от организаций топливно-энергетического комплекса в установленном порядке статистические данные по формам, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, а также отчетные бухгалтерские данные по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, либо делегирует право получения этих данных отраслевым хозяйственным структурам;
утверждает формы отчетности, отражающие производственно-экономические процессы, характерные для организаций топливно-энергетического комплекса;
создает автоматизированную систему централизованного ведения классификаторов технико-экономической, социальной и экологической информации в отраслях топливно-энергетического комплекса и обеспечивает ее функционирование;
подготавливает предложения по стимулированию повышения производительности и эффективности труда, механизму социальной защиты и рекомендации по оплате труда работников организаций топливно-энергетического комплекса; участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в соответствии с действующим законодательством; присваивает лучшим работникам отраслевые почетные звания, а также награждает в установленном порядке передовых работников отраслей соответствующими нагрудными знаками, почетными грамотами; представляет работников к награждению государственными наградами Российской Федерации;
г) в области обеспечения промышленной и экологической безопасности, устойчивости функционирования организаций топливно-энергетического комплекса:
обеспечивает организационно-технические и экономические условия повышения промышленной и экологической безопасности организаций топливно-энергетического комплекса;
координирует и контролирует выполнение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в области топливно-энергетического комплекса, ведение мобилизационной подготовки, реализацию задач гражданской обороны; обеспечивает надежную защиту государственной тайны, другой закрытой информации и специальной связи; осуществляет методическое руководство указанными направлениями работ на основе законодательных и иных нормативных правовых актов;
обеспечивает готовность и функционирование ведомственной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленными полномочиями;
создает в установленном порядке подразделения ведомственной военизированной охраны, горно- и газоспасательные, противофонтанные части и отряды, входящие в систему топливно-энергетического комплекса, и утверждает в установленном порядке места их дислокации, а также обеспечивает оперативное, техническое руководство и контроль за их деятельностью;