3. При регистрации гражданина в качестве безработного специалист центра занятости, проводящий прием, обращает его внимание на возможность организации собственного дела (самостоятельной занятости). В первую очередь содействие со стороны центра занятости оказывается тем гражданам, которые уже выбрали род деятельности, продумали организацию собственного дела и уверены в эффективности этой деятельности.
При этом центр занятости:
а) предоставляет для ознакомления имеющуюся в центре методическую и нормативную литературу по вопросам самостоятельной занятости и предпринимательства (пособия начинающим предпринимателям, законы, постановления Правительства, другие нормативные акты);
б) информирует по вопросам, изложенным в разделе I "Общие положения". Кроме того разъясняет:
- организационно-правовые формы предпринимательства (товарищество, частное предприятие, фермерское хозяйство, кооператив, индивидуальная деятельность);
- порядок создания малого предприятия, организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности;
- требования к предпринимателю (наличие общих знаний рыночной экономики, профессии или специальных знаний по тому или иному виду деятельности и др.);
- возможные или предполагаемые виды деятельности, конкурентоспособные в данном регионе.
4. Центр занятости может организовать для безработных консультации по вопросу создания собственного дела, целью которых является предоставление им минимума знаний и повышение заинтересованности к самостоятельной занятости. Для проведения таких консультаций приглашаются специалисты в области предпринимательства и рыночной экономики с оплатой их услуг из фонда занятости на договорных условиях.
5. С гражданами, желающими организовать собственное дело, в центре занятости проводится работа по выявлению их возможностей и способностей к предпринимательской деятельности и оказанию им соответствующей помощи. Эта работа проводится специалистом по вопросам самостоятельной занятости, а при отсутствии в штатах центра такого специалиста - другим работником центра в соответствии с распределением обязанностей.
При оценке личных качеств потенциального предпринимателя принимается во внимание имеющаяся у гражданина профессия, опыт работы, его финансовые возможности. Для углубленной оценки рекомендуется проводить тестирование с помощью специальной анкеты.
Примерный тест для самостоятельной оценки предпринимательских способностей приведен в приложении N 1*. Центр занятости может изменить тест или дополнить его другими вопросами с учетом уровня образования и профессионального состава безработных.
6. По результатам собеседования и тестирования центром занятости совместно с гражданином принимается решение о целесообразности (нецелесообразности) организации собственного дела и дается рекомендация о виде деятельности.
7. Гражданина, способного заниматься предпринимательством и выбравшего вид деятельности, специалист центра занятости (консультант) знакомит:
с порядком подготовки учредительных документов для создания малого предприятия или получения разрешения на право заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью;
с порядком разработки технико-экономического обоснования (бизнес-плана). Примерное содержание технико-экономического обоснования (бизнес-плана) малого предприятия; индивидуальной деятельности приведено в приложении N 2*;
с условиями предоставления субсидии на организацию собственного дела.
По вопросам приобретения сырья, материалов, аренды помещений, получения кредита и другим вопросам центр занятости рекомендует гражданину обратиться в организации, занимающиеся поддержкой предпринимательства (агентство или центр, союз малых предприятий и т.п.), в банк, а также в организации, занимающиеся материально-техническим снабжением.
8. С гражданином, желающим и способным заниматься предпринимательской деятельностью, центр занятости заключает договор, в соответствии с которым он обязуется организовать собственное дело, зарегистрировать в исполкоме Совета народных депутатов по месту жительства малое предприятие (получить свидетельство на право заниматься индивидуальной деятельностью), а центр занятости - выдать за счет средств фонда занятости субсидию в установленном размере для организации собственного дела. Примерные формы договоров об условиях создания малого предприятия и организации индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельности приведены в приложениях N 3* и N 4*.
________________
* Приложения 1-4 не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".
В договоре предусматриваются также:
- период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью. Продолжительность периода не должна быть менее 12 месяцев;
- ответственность будущего предпринимателя за нанимаемый персонал (гарантии по условиям труда, его оплате, режимам работы в соответствии с Кодексом законов о труде);
- участие гражданина в организации дела за счет собственных средств.
С гражданином, направленным на обучение, указанный договор может заключаться после окончания обучения. С гражданами, которым до достижения пенсионного возраста осталось 24 месяца и менее, указанный договор заключать не рекомендуется.
9. Со стороны центра занятости в договоре могут быть предусмотрены следующие виды помощи:
а) содействие в регистрации малого предприятия, получении разрешения заниматься индивидуальной трудовой (предпринимательской) деятельностью;
б) частичное или полное возмещение расходов на оплату государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной деятельностью, приобретения пакета примерных учредительных документов, на оплату за изготовление печати и др.;
в) выдача субсидии на организацию собственного дела.