4.1. В приложениях N 2 и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" утверждены соответственно "Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих" и "Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы" для отнесения основных должностей служащих к разрядам оплаты.
Тарификация общеотраслевых должностей является сквозной по всем бюджетным отраслям независимо от места приложения труда руководителя или специалиста той или иной конкретной должности. Так, для экономистов различных специальностей и наименований, где бы они ни работали, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разрядов, для заведующего канцелярией - 4-5 разрядов, для главных специалистов 13-17 разрядов и т.д.
В перечне отраслевых должностей служащих представлены специалисты и руководители здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, народного образования, высшей школы, физической культуры и спорта, сельского, лесного, охотничьего, водного и рыбного хозяйства, гидрометеорологической службы и некоторых других отраслей.
Отнесение отраслевых должностей служащих к разрядам оплаты ЕТС осуществлено с учетом сложности их труда и квалификации, а также с учетом тарификации общеотраслевых должностей. Принимая во внимание, как правило, творческий характер труда и повышенную социальную ответственность специалистов народного образования, высшей школы, здравоохранения и науки, их тарификация установлена на 1-4 разряда выше, чем по общеотраслевым должностям специалистов.
Так, если инженеры различных специальностей экономисты различных специальностей тарифицируются 6-11 разрядами, а технологи, конструкторы, электроники, математики и программисты - 6-13 разрядами, то учителя и врачи различных специальностей соответственно 7-14 и 8-15 разрядами. Специалисты культурно-просветительных и архивных учреждений (библиотекари, экскурсоводы, архивисты, палеографы, археографы) по тарификации приравнены к общеотраслевым должностям специалистов - таким, как инженеры, экономисты, бухгалтеры с диапазоном разрядов 6-11. Редакционный персонал редакций газет и журналов (корреспонденты, собственные и специальные корреспонденты, обозреватели) протарифицированы на уровне элитных должностей общеотраслевых специалистов (конструкторов, технологов, математиков, электроников, программистов), то есть с 6 по 13 разряд. На этом же уровне установлены разряды оплаты основных должностей специалистов сельского хозяйства - агрономов, зоотехников, микробиологов, токсикологов, бактериологов и др.
Тарификация отраслевых должностей руководителей также соотнесена с тарификацией соответствующих общеотраслевых должностей. Так, на уровне начальников отделов и начальников цехов (общеотраслевые должности), для которых предусмотрены 11-14 разряды, протарифицированы руководители структурных подразделений по основной деятельности в культурно-просветительных, архивных учреждениях, театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, цирках и концертных организациях. На более высоком уровне установлены разряды оплаты руководителей основных структурных подразделений в науке и высшей школе - с 13 по 16.
Тарификация первых лиц - руководителей учреждений, организаций и предприятий отраслей бюджетной сферы, которая предусмотрена в диапазоне 10-18 разрядов, дифференцирована в зависимости от сложности функций управления по соответствующим должностям руководителей и их социальной ответственности. Так, высший разряд 18 (при наличии диапазона разрядов по тем или иным должностям) предусмотрен для художественных руководителей театров, цирков, главных редакторов и редакторов газет и журналов, руководителей учреждений и организаций науки, ректоров высших учебных заведений, главных врачей учреждений здравоохранения, руководителей некоторых служб в сельском хозяйстве (государственного ветеринарного надзора, Государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, Государственной семенной инспекции по карантину растений), гидрометеорологической службы. До 16 разряда предусмотрена тарификация первых лиц культурно-просветительных и архивных учреждений, учреждений народного образования (школ, интернатов, лицеев и т.д.), спортивных сооружений и др.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" право устанавливать разряды оплаты по другим должностям работников, не предусмотренным в перечнях общеотраслевых и отраслевых должностей, дано министерствам и ведомствам Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
4.2. Для осуществления на практике тарификации служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы разработаны и соответствующими министерствами (ведомствами) утверждены квалификационные требования в разрезе должностей по всему их кругу как общеотраслевым, так и отраслевым. В действующем до сих пор Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих преобразован третий раздел включенных в него квалификационных характеристик - "Квалификационные требования". Эти требования в нем даны по разрядам оплаты, предусмотренным ЕТС.
В квалификационных характеристиках технических исполнителей, выполняющих наименее сложные работы по сравнению со специалистами и руководителями, основное квалификационное требование - наличие общего среднего образования в сочетание с индивидуальным обучением соответствующей продолжительности, либо в сочетании со специальной подготовкой по установленной программе. Наличие среднего специального образования установлено только в тех случаях, когда в средних специальных учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов соответствующего профиля.
По сравнению со служащими - техническими исполнителями к специалистам предъявляются как более высокие требования к их квалификации, так и большее разнообразие этих требований. Это обусловлено повышенной сложностью работ, выполняемых ими, и соответственно большим количеством разрядов оплаты. Квалификационные требования по разрядам оплаты специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонентов - образования (от общего до высшего образования соответствующего профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необходимого для занятия соответствующей должности. Применительно к должностям специалистов, большинство из которых является категорируемыми, второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступает в качестве регулятора нарастания требований по квалификационным категориям, которые в свою очередь учитываются при установлении разряда оплаты. Нарастание требований к квалификации по разрядам оплаты можно проследить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС 6-13 разрядами. (Учитывая межотраслевой характер рекомендаций примеры в этом разделе даются применительно к межотраслевым должностям).
Пример.
Требования к квалификации по разрядам оплаты технологов.
6-7 разряды (технолог) : высшее техническое образование без
предъявления требований к стажу
работы или среднее специальное
(техническое) образование и стаж
работы в должности техника I
категории не менее 3 лет, либо
в других должностях, замещаемых
специалистами со средним
специальным образованием, не менее
5 лет.
8-9 разряды (технолог
III категории): высшее техническое образование и
стаж работы в должности технолога
или других должностях, замещаемых
специалистами с высшим образовани-
ем не менее 3 лет.
9-10 разряды (технолог
II категории): высшее техническое образование и
стаж работы в должности технолога
III категории или других должностях,
замещаемых специалистами с высшим
образованием, не менее 3 лет.
10-11 разряды (технолог
I категории): высшее техническое образование и
стаж работы в должности технолога
II категории не менее 3 лет.
12-13 разряды (ведущий
технолог) : высшее техническое образование и
стаж работы в должности технолога
I категории не менее 2-3 лет.
Для большинства должностей специалистов в квалификационных требованиях предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квалификационной категории, как это показано на приведенном примере. Тарификация двойными разрядами обусловлена довольно ощутимыми различиями в сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалификационной категории, их разнообразием, уровнем ответственности и др. При таком подходе к установлению разрядов руководителям учреждений, организаций и предприятий предоставляется возможность оперативно решать вопросы тарификации в конкретных условиях, т.е. учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов и в соответствии с нею присваивать работнику по результатам аттестации тот или иной разряд оплаты.
4.3. По сложности выполняемых работ должностная группа руководителей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений весьма неоднородна, о чем свидетельствует широкий диапазон их тарификации, предусмотренный в ЕТС - с 3 по 18 разряды.
Требования к квалификации по разрядам оплаты, предъявляемые к руководителям также дифференцированы. Например, для должностей руководителей предприятий и их структурных подразделений требования к квалификации колеблются от общего среднего образования и специальной подготовки без предъявления требований к стажу работы до высшего образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю, предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.
Сложность труда ряда должностей руководителей во многом зависит от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого, для соответствующих должностей дифференциация требования к квалификации (стажу и образованию) сочетается с дифференциацией объектов управления. При этом, как правило, используются такие действующие принципы дифференциации их оплаты в зависимости от масштаба руководимого объекта (объем производимой продукции (услуг), численность работающих и др. специфические для них показатели).
В качестве примера приводим требования к квалификации главных специалистов, тарифицируемых согласно ЕТС 13-17 разрядами оплаты.
Пример.
Требования к квалификации главных специалистов по разрядам оплаты.
Высшее техническое или инженерно-техническое образование и стаж работы по специальности в инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.
13 разряд : при выполнении должностных обязанностей главного
специалиста (кроме главного инженера) предприятия
IV группы.
14 разряд : при выполнении должностных обязанностей главного
специалиста предприятия III группы и главного
инженера предприятия IV группы.
15 разряд : при выполнении должностных обязанностей главного
специалиста предприятия II группы и главного
инженера предприятия III группы.
16 разряд : при выполнении должностных обязанностей главного
специалиста предприятия I группы и главного
инженера предприятия II группы.
17 разряд : при выполнении должностных обязанностей главного
инженера предприятия I группы.
При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей руководителей, специалистов и других служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы следует руководствоваться квалификационными требованиями по должностям, которые разработаны в соответствии с предложенными принципами.
4.4. Аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, проводится с целью установления соответствия работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой. Она существенно отличается от всех проводившихся ранее аттестаций, поскольку призвана обеспечить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли оплаты труда посредством упорядочения соотношений в уровнях заработанной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников. Соблюдение пересматриваемых Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарификации, которая осуществляется в процессе аттестации на основе утверждаемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, а также разрабатываемых министерствами и ведомствами характеристик должностей, специфических для отдельных отраслей.
4.5. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. N 27, а также соответствующими отраслевыми положениями и приказами министерств и ведомств, определяющими сроки проведения аттестации.