ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1995 года N 1242
О Федеральной целевой программе развития Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы"
на 1996-2000 годы
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 227 "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.861) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить предлагаемую Федеральную целевую программу развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на 1996-2000 годы включение Программы в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, а также объемы финансирования, необходимые для реализации Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказывать государственному заказчику Программы необходимое организационное и финансовое содействие в подготовке и проведении мероприятий по реализации Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
Федеральная целевая программа
развития Государственной автоматизированной
системы Российской Федерации "Выборы"
на 1996-2000 годы
Наименование Программы - Федеральная целевая программа раз-
вития Государственной автоматизи-
рованной системы Российской Феде-
рации "Выборы" на 1996-2000 годы
Основание для разработки - Указ Президента Российской Федера-
Программы ции от 28 февраля 1995 года N 227
"Об обеспечении создания, функцио-
нирования и развития Государствен-
ной автоматизированной системы
Российской Федерации "Выборы"
Государственный заказчик, - Центральная избирательная комиссия
директор Программы Российской Федерации
Основные разработчики - Центральная избирательная комиссия
Программы Российской Федерации, Комитет при
Президенте Российской Федерации по
политике информатизации, Федераль-
ный центр информатизации при Цент-
ральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Цели и задачи Программы, - развитие Государственной автомати-
важнейшие целевые зированной системы Российской Фе-
показатели дерации "Выборы", обеспечивающей
автоматизацию деятельности избира-
тельных комиссий всех уровней и
взаимодействие с другими государс-
твенными информационными системами
Сроки реализации - 1996-2000 годы
Исполнители подпрограмм - Комитет при Президенте Российской
и основных мероприятий по Федерации по политике информатиза-
реализации Программы ции - генеральный подрядчик, Феде-
ральный центр информатизации при
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации, Федеральная
служба геодезии и картографии Рос-
сии, Министерство связи Российской
Федерации, Федеральное агентство
правительственной связи и информа-
ции при Президенте Российской Фе-
дерации
федеральный бюджет - всего - 2280 млрд.рублей
в том числе 1996 год - 500,3 млрд.рублей
Ожидаемые конечные - полная автоматизация деятельности
результаты реализации избирательных комиссий всех уров-
Программы ней
Система контроля за - доклады о ходе реализации Програм-
исполнением Программы мы представляются в установленном
порядке
Проведение выборов является одной из наиболее важных процедур осуществления демократических прав граждан.
Основными проблемами при организации выборов являются:
большие сроки подготовки и подведения итогов выборов;
высокая стоимость организации выборов, являющаяся одним из основных факторов при решении вопроса об их проведении;
большое количество исполнителей, привлекаемых к организации выборов на временной основе;
достоверность поступающих из регионов статистических сведений.
Более того, мероприятия по организации выборов носят разовый характер, и вся инфраструктура проведения выборов создается каждый раз заново. Встает проблема такой организации этой инфраструктуры, которая допускала бы ее сохранение в периоды между выборами.
Изучение проблем совершенствования процедуры выборов привело к появлению возможности решения этих проблем в двух направлениях:
автоматизация избирательных комиссий всех уровней;
приоритетное развитие собственной постоянно функционирующей инфраструктуры вместо разовой, то есть создание информационной сети в рамках II очереди Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее именуется - система "Выборы").
При этом возможна экономия средств в результате повторного использования ранее созданной инфраструктуры либо использования созданной системы для реализации других государственных программ.
В то же время функционирование системы "Выборы" создает для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации новые возможности (например, проведение референдума по заранее составленному списку вопросов).
Проведение выборов в Российской Федерации в декабре 1993 года, а также изучение опыта зарубежных стран, в частности Германии и Канады, показали высокую эффективность применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций на всех этапах проведения избирательной кампании, начиная с автоматизированной подготовки и ведения списков избирателей и заканчивая статистической обработкой результатов голосования.
В ходе проведения избирательной кампании, связанной с выборами в Федеральное Собрание в декабре 1993 года, в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации уже была частично апробирована автоматизация таких процедур, как:
ведение списков кандидатов в депутаты, избирательных округов и участков;
централизованная рассылка нормативных и организационно-методических документов в окружные избирательные комиссии;
сбор, обработка и представление статистической информации об активности избирателей в день выборов, статистической информации о предварительных результатах по всем видам голосования;
обработка около 94 тыс. протоколов участковых избирательных комиссий о результатах голосования по общефедеральному округу и определение окончательных результатов выборов;
расчет распределения депутатских мандатов по общефедеральному округу;
подготовка и представление статистических сведений об итогах по всем видам голосования, о депутатском корпусе;
подготовка к публикации итоговой информации о результатах голосования и списков избранных депутатов;
обработка финансовых отчетов о проведении избирательной кампании региональных избирательных комиссий.
В ряде регионов в ходе проведения выборов в Федеральное Собрание, а также при проведении избирательных кампаний, связанных с выборами в представительные и исполнительные органы государственной власти в 1995 году, были автоматизированы такие процессы, как подготовка списков избирателей, передача информации о предварительных результатах голосования, подведение итогов голосования по округу и региону.
С декабря 1993 года по настоящее время существенно увеличилось количество субъектов Российской Федерации, в которых в той или иной мере практикуется компьютерная поддержка избирательной деятельности.
Решить поставленные задачи можно только на основе создания постоянно действующей телекоммуникационной сети.
Реализация Федеральной целевой программы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа) увязывается с решением таких задач, как учет населения, недвижимости и ряда других.
Дополнительными факторами в пользу создания Программы является необходимость:
межведомственной координации большого количества организаций;
кооперации с коммерческими российскими и зарубежными партнерами для решения задач, требующих привлечения дополнительных внебюджетных ресурсов;
объединения в рамках единого плана финансовых, организационных, научных, технических, нормотворческих и законодательных инициатив.
Программа подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 227 "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 228 "О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации", концепцией создания системы "Выборы", утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1994 года N 1454 "О разработке проекта федеральной целевой программы "Создание общегосударственной системы учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность".
Основной целью Программы является развитие системы "Выборы", в том числе автоматизация деятельности избирательных комиссий всех уровней, совершенствование телекоммуникационной среды, унификация организационного, методического, информационного, лингвистического, программного и технического видов обеспечения, а также учет интересов граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
сокращение сроков получения результатов голосования и подведения итогов выборов;
сокращение объемов трудоемких информационных работ на всех этапах проведения избирательной кампании по всем видам выборов и референдумов;
информационная поддержка деятельности органов, проводящих избирательную кампанию, в интересах исполнения ими законодательства Российской Федерации о выборах;
обеспечение достоверности получаемой информации;
усиление защищенности информации от несанкционированного доступа и фальсификации, в частности внедрение электронной подписи;
повышение уровня организации процессов подготовки и проведения выборов.
Программой предусматриваются проведение долгосрочных и оперативных мероприятий научно-исследовательского, опытно-конструкторского и организационного характера, направленных на дальнейшее развитие системы "Выборы", внедрение и отработку современных технологий избирательного процесса, проведение единой технической политики, а также совершенствование правового обеспечения избирательного процесса, широкое информирование избирателей через средства массовой информации об организационно-технологических принципах реализации избирательного процесса с применением системы "Выборы", о формах и методах контроля за всеми операциями технологии избирательного процесса, осуществляемыми этой системой.
Программа включает в себя проводимые на федеральном и региональном уровнях мероприятия по развитию и совершенствованию системы "Выборы".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года N 1723 "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" I очередь системы "Выборы" сдается в опытную эксплуатацию в I квартале 1996 года и завершается автоматизацией Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий.
В Программе предусмотрены следующие мероприятия по развитию системы "Выборы":
автоматизация участковых избирательных комиссий (до 95000 участков) с целью усовершенствования процедуры голосования;
сопряжение с другими государственными и ведомственными автоматизированными информационными системами, в том числе с системами Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации и органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации;
развитие и адаптация программного обеспечения системы "Выборы" для информационного сопряжения с разрабатываемой общегосударственной автоматизированной системой учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность;