Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ОСНОВЫ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР и
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

(с изменениями на 2 декабря 1987 года)

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи введением в действие
с 1 октября 1972 года Водного кодекса РСФСР от 30 июня 1972 года.
С 23 ноября 1995 года следует руководствоваться
Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ.
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1984 года N 340-XI;

указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1987 года N 8089-XI (введен в действие с 1 января 1988 года).

____________________________________________________________________



УТВЕРЖДЕНЫ
Законом СССР
от 10 декабря 1970 года

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции воды, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа.

Государственная собственность на воды составляет основу водных отношений в СССР, создает благоприятные условия для осуществления планового и комплексного использования вод с наибольшим народнохозяйственным эффектом, позволяет обеспечить наилучшие условия труда, быта, отдыха и охраны здоровья советских людей.

Развитие общественного производства и градостроительства, рост материального благосостояния и культурного уровня населения увеличивают разносторонние потребности в воде и повышают значение рационального использования и охраны вод.

Советское водное законодательство призвано активно способствовать наиболее эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охране от загрязнения, засорения и истощения.

     

     

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Задачи советского водного законодательства

Задачами советского водного законодательства являются регулирование водных отношений в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области водных отношений.

Статья 2. Водное законодательство Союза ССР и союзных республик

Водные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законодательства Союза ССР, водными кодексами и иными актами водного законодательства союзных республик.

Земельные, лесные и горные отношения регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 3. Государственная собственность на воды в СССР

В соответствии с Конституцией СССР воды в Союзе Советских Социалистических Республик являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Воды в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.

Статья 4. Единый государственный водный фонд

Все воды (водные объекты) в СССР составляют единый государственный водный фонд.

Единый государственный водный фонд включает:

1) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;

2) подземные воды и ледники;

3) внутренние моря и другие внутренние морские воды СССР;

4) территориальные воды (территориальное море) СССР.

Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования водных
отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования водных отношений подлежат:

1) распоряжение единым государственным водным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР;

2) установление основных положений в области использования вод, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;

3) установление общесоюзных нормативов водопользования, качества вод и методов его оценки;

4) установление единых для Союза ССР систем государственного учета вод, их использования, регистрации водопользований и государственного водного кадастра;

5) утверждение схем комплексного использования и охраны вод, а также водохозяйственных балансов, имеющих общесоюзное значение;

6) планирование общесоюзных мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия;

7) государственный контроль за использованием и охраной вод и установление порядка его осуществления;

8) определение водных объектов, регулирование пользования которыми осуществляется органами Союза ССР.

Статья 6. Компетенция союзных республик в области регулирования
водных отношений

Ведению союзной республики в области регулирования водных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики; установление порядка пользования водами, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод; планирование мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия; утверждение схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод, а также регулирование водных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 7. Государственное управление в области использования и
охраны вод

Государственное управление в области использования и охраны вод осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 8. Государственный контроль за использованием
и охраной вод

Государственный контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.

Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется Советами депутатов трудящихся, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 9. Участие общественных организаций, трудовых коллективов
и граждан в осуществлении мероприятий, по рациональному
использованию и охране вод


Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод.

Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны вод, в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик, а также с уставами (положениями) общественных организаций.

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод.

(Статья в редакции указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1984 года N 340-XI. - См. предыдущую редакцию)

Статья 10. Размещение, проектирование, строительство и ввод в
эксплуатацию предприятий, сооружений и других
объектов, влияющих на состояние вод

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование вод при условии первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах должны быть, кроме того, своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбы, других водных животных и растений и условия для их воспроизводства.

Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовывается с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся, органами, осуществляющими государственный, санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с органами по регулированию использования и охране вод и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;

осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны.

Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.

Статья 11. Порядок производства работ на водных объектах и в
прибрежных полосах (зонах)

Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водных объектах или в прибрежных полосах (зонах) водоемов, влияющие на состояние вод, производятся по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Раздел II. Водопользование

Статья 12. Водопользователи

Водопользователями в СССР могут быть государственные, кооперативные и общественные предприятия, организации, учреждения и граждане СССР.

В случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, водопользователями могут быть и иные организации и лица.

Статья 13. Объекты водопользования

В пользование предоставляются водные объекты, перечисленные в статье 4 настоящих Основ.

Использование водных объектов, имеющих особое государственное значение либо особую научную или культурную ценность, может быть частично или полностью запрещено в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.

Статья 14. Виды водопользования

Водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении предусмотренных законом требований и условий для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных надобностей. Использование водных объектов для сброса сточных вод может допускаться лишь в случаях и при соблюдении специальных требований и условий, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик.

Различается общее водопользование - осуществляемое без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и специальное водопользование - осуществляемое с применением таких сооружений или устройств. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено пользование водными объектами без применения сооружений или технических устройств, но оказывающее влияние на состояние вод.

Перечень видов специального водопользования устанавливается органами по регулированию использования и охране вод.

Водные объекты могут состоять в совместном или обособленном пользовании.

Предприятия, организации и учреждения, которым водные объекты предоставлены в обособленное пользование - первичные водопользователи, в установленных законодательством Союза ССР и союзных республик случаях вправе разрешать другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам вторичное водопользование по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод.

Статья 15. Порядок и условия предоставления водных объектов в
пользование

Водные объекты предоставляются в пользование прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.

В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично на основании постановления Совета Министров союзной республики или Совета Министров автономной республики, решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся либо иного уполномоченного на то государственного органа в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами по регулированию использования и охране вод, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, - исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся. Такие разрешения выдаются после согласования с органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, а также с другими заинтересованными органами. Порядок согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование устанавливается Советом Министров СССР.

Общее водопользование осуществляется без разрешений в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование допускается на условиях, установленных первичным водопользователем по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, а при необходимости может быть запрещено.

Водопользование осуществляется бесплатно. Специальное водопользование подлежит оплате в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР. Порядок платы за специальное водопользование определяется Советом Министров СССР (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1988 года указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 декабря 1987 года N 8089-XI, - см. предыдущую редакцию).