ВОДНЫЙ КОДЕКС РСФСР
(в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года)
(с изменениями на 5 января 1988 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 ноября 1995 года
на основании Федерального закона от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 4, 24 января 1985 года);
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года (введен в действие с 1 января 1988 года).
____________________________________________________________________
В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции воды, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа.
Государственная собственность на воды составляет основу водных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, создает благоприятные условия для осуществления планового и комплексного использования вод с наибольшим народнохозяйственным эффектом, позволяет обеспечить наилучшие условия труда, быта, отдыха и охраны здоровья советских людей.
Развитие общественного производства и градостроительства, рост материального благосостояния и культурного уровня населения увеличивают разносторонние потребности в воде и повышают значение рационального использования и охраны вод.
Советское водное законодательство призванно активно способствовать наиболее эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охране от загрязнения, засорения и истощения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Задачами водного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование водных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области водных отношений (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
Водные отношения в РСФСР регулируются Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законодательства Союза ССР, Водным кодексом РСФСР и иными актами водного законодательства РСФСР.
Настоящий Кодекс в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует водные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Земельные, лесные и горные отношения в РСФСР регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.
Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик все воды (водные объекты) в РСФСР входят в состав единого государственного водного фонда.
Единый государственный водный фонд включает:
1) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;
2) подземные воды и ледники;
3) внутренние моря и другие внутренние морские воды СССР;
4) территориальные воды (территориальное море) СССР.
В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования водных отношений подлежат:
1) распоряжение единым государственным водным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССр в соответствии с Конституцией СССР;
2) установление основных положений в области использования вод, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;
3) установление общесоюзных нормативов водопользования, качества вод и методов его оценки;
4) установление единых для Союза ССР систем государственного учета вод, их использования, регистрации водопользований и государственного водного кадастра;
5) утверждение схем комплексного использования и охраны вод, а также водохозяйственных балансов, имеющих общесоюзное значение;
6) планирование общесоюзных мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия;
7) государственный контроль за использованием и охраной вод и установление порядка его осуществления;
8) определение водных объектов, регулирование пользования которыми осуществляется органами Союза ССР;
9) регулирование других вопросов общесоюзного значения в области использования и охраны вод в соответствии с Конституцией СССР и Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования водных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики; установление порядка пользования водами, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод; планирование мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия; утверждение схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод, а также регулирование водных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.
Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования водных отношений подлежат распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики, осуществление руководства и государственного контроля за использованием и охраной вод в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и АССР.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
Согласно Основам водного законодательства Союза ССр и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
Специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования и охране вод являются Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР и его органы на местах в пределах их компетенции (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
Государственный контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.
Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ВОД
(название главы в редакции, введенной в действие с 24 января 1985 года
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации
от 18 января 1985 года, - см. предыдущую редакцию)
Профессиональные союзы, организации молодежи, общество охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод (статья дополнена с 24 января 1985 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года, - см. предыдущую редакцию).
.
Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны вод в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций.
Граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод путем непосредственного участия в проведении необходимых работ, внесения предложений об улучшении использования и охраны вод, сообщения об известных им нарушениях правил их использования и охраны.
Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по рациональному исполнению и охране вод.
(Статья в редакции, введенной в действие с 24 января 1985 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года, - см. предыдущую редакцию)
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований охраны здоровья и первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.
При строительстве предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, в зависимости от природных и хозяйственных условий учитываются возможности пользования водными объектами для отдыха и спорта (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, наряду с выполнением требований, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбы, других водных животных и растений и условия для их воспроизводства.
Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовывается с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с органами по регулированию использования и охране вод и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).
Запрещается ввод в эксплуатацию:
новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;
осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;
водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;
гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами; буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны; самоходных и несамоходных судов без устройств по сбору подсланевых и других сточных вод, образующихся на судах. Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
И В ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ (ЗОНАХ)
Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водных объектах или в прибрежных полосах (зонах) водоемов, влияющие на состояние вод, производятся по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.