Недействующий

ВОДНЫЙ КОДЕКС РСФСР

(в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 года)
(с изменениями на 5 января 1988 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 23 ноября 1995 года
на основании Федерального закона от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 4, 24 января 1985 года);

Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 5 января 1988 года (введен в действие с 1 января 1988 года).

____________________________________________________________________


В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции воды, как и другие природные богатства в нашей стране, были национализированы и стали достоянием народа.

Государственная собственность на воды составляет основу водных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, создает благоприятные условия для осуществления планового и комплексного использования вод с наибольшим народнохозяйственным эффектом, позволяет обеспечить наилучшие условия труда, быта, отдыха и охраны здоровья советских людей.

Развитие общественного производства и градостроительства, рост материального благосостояния и культурного уровня населения увеличивают разносторонние потребности в воде и повышают значение рационального использования и охраны вод.

Советское водное законодательство призванно активно способствовать наиболее эффективному, научно обоснованному использованию вод и их охране от загрязнения, засорения и истощения.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи водного законодательства РСФСР

Задачами водного законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование водных отношений в целях обеспечения в интересах настоящего и будущих поколений научно обоснованного, рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охраны вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепление законности в области водных отношений (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Статья 2. Водное законодательство Союза ССР и РСФСР

Водные отношения в РСФСР регулируются Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами водного законодательства Союза ССР, Водным кодексом РСФСР и иными актами водного законодательства РСФСР.

Настоящий Кодекс в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует водные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Земельные, лесные и горные отношения в РСФСР регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 3. Государственная (общенародная) собственность на воды

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа.

Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Статья 4. Единый государственный водный фонд

В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик все воды (водные объекты) в РСФСР входят в состав единого государственного водного фонда.

Единый государственный водный фонд включает:

1) реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов;

2) подземные воды и ледники;

3) внутренние моря и другие внутренние морские воды СССР;

4) территориальные воды (территориальное море) СССР.

Статья 5. Компетенция Союза ССР в области регулирования
водных отношений

В соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования водных отношений подлежат:

1) распоряжение единым государственным водным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССр в соответствии с Конституцией СССР;

2) установление основных положений в области использования вод, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;

3) установление общесоюзных нормативов водопользования, качества вод и методов его оценки;

4) установление единых для Союза ССР систем государственного учета вод, их использования, регистрации водопользований и государственного водного кадастра;

5) утверждение схем комплексного использования и охраны вод, а также водохозяйственных балансов, имеющих общесоюзное значение;

6) планирование общесоюзных мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия;

7) государственный контроль за использованием и охраной вод и установление порядка его осуществления;

8) определение водных объектов, регулирование пользования которыми осуществляется органами Союза ССР;

9) регулирование других вопросов общесоюзного значения в области использования и охраны вод в соответствии с Конституцией СССР и Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Статья 6. Компетенция РСФСР в области регулирования
водных отношений

Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования водных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики; установление порядка пользования водами, охраны их от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод; планирование мероприятий по использованию, охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия; утверждение схем комплексного использования и охраны вод, водохозяйственных балансов; осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод, а также регулирование водных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 7. Компетенция автономных советских социалистических
республик в области регулирования водных отношений

Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования водных отношений подлежат распоряжение единым государственным водным фондом на территории республики, осуществление руководства и государственного контроля за использованием и охраной вод в соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и АССР.

Глава II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД

Статья 8. Государственное управление в области использования и
охраны вод

Согласно Основам водного законодательства Союза ССр и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Специально уполномоченными государственными органами по регулированию использования и охране вод являются Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР и его органы на местах в пределах их компетенции (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Статья 9. Государственный контроль за использованием и охраной вод

Государственный контроль за использованием и охраной вод имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.

Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Глава III

УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ВОД

(название главы в редакции, введенной в действие с 24 января 1985 года
Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации
от 18 января 1985 года
, - см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Содействие государственным органам в осуществлении
мероприятий по рациональному использованию и охране вод

Профессиональные союзы, организации молодежи, общество охраны природы, научные общества и другие общественные организации, трудовые коллективы, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод (статья дополнена с 24 января 1985 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года, - см. предыдущую редакцию).

.

Статья 11. Порядок участия общественных организаций,
трудовых коллективов и граждан в мероприятиях по
рациональному использованию и охране вод

Общественные организации и трудовые коллективы принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение рационального использования и охраны вод в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, а также с уставами (положениями) общественных организаций.

Граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод путем непосредственного участия в проведении необходимых работ, внесения предложений об улучшении использования и охраны вод, сообщения об известных им нарушениях правил их использования и охраны.

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций, трудовых коллективов и граждан при осуществлении мероприятий по рациональному исполнению и охране вод.

(Статья в редакции, введенной в действие с 24 января 1985 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 18 января 1985 года, - см. предыдущую редакцию)

Глава IV

РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО
И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ,
СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ВОД

Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства
и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений
и других объектов, влияющих на состояние вод

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод, должно обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований охраны здоровья и первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.

При строительстве предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, в зависимости от природных и хозяйственных условий учитываются возможности пользования водными объектами для отдыха и спорта (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Статья  13. Условия размещения, проектирования, строительства и
ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и
других объектов на рыбохозяйственных водоемах

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, наряду с выполнением требований, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие охрану рыбы, других водных животных и растений и условия для их воспроизводства.

Статья 14. Согласование мест и проектов строительства
предприятий, сооружений и других объектов,
влияющих на состояние вод

Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, согласовывается с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с органами по регулированию использования и охране вод и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 марта 1980 г. - Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 12, ст. 304).

Статья 15. условия запрещения ввода в эксплуатацию
предприятий, сооружений и других объектов, влияющих
на состояние вод

Запрещается ввод в эксплуатацию:

новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;

осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами; буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны; самоходных и несамоходных судов без устройств по сбору подсланевых и других сточных вод, образующихся на судах. Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.

Глава V

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
И В ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ (ЗОНАХ)

Статья 16. Порядок производства работ на водных объектах
и в прибрежных полосах (зонах)

Строительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и другие работы на водных объектах или в прибрежных полосах (зонах) водоемов, влияющие на состояние вод, производятся по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»