Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 24 ноября 1995 года N 01-13/16645


О применении ст.273 Таможенного кодекса Российской Федерации
за нарушения валютного законодательства, являющиеся
одновременно нарушениями таможенных правил

____________________________________________________________________
Документ не применяется в связи с отказом в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации -
Письмо Минюста РФ N 07-02-123-97 от 25 февраля 1997 года.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа ГТК России от 18 сентября 2000 года N 840
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего письма приостановлено в связи с отказом в государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации - приказ ГТК России от 4 июня 1998 года N 368.

____________________________________________________________________



Государственным таможенным комитетом Российской Федерации обобщена практика применения статьи 273 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) в части привлечения к административной ответственности за несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций, либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации (далее - зачисление валютной выручки).

Анализ материалов дел названной категории о нарушениях валютного и таможенного законодательства, практика рассмотрения арбитражными судами жалоб экспортеров, а также протестов прокуроров на постановления должностных лиц таможенных органов о привлечении к административной ответственности экспортеров за несоблюдение требования таможенного режима экспорта о зачислении валютной выручки подтверждает как отсутствие единообразного подхода к правовой оценке природы самого правонарушения, так и о наличии различных толкований обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. В целях устранения отмеченных недостатков и обеспечения единообразного применения таможенными органами валютного и таможенного законодательства

разъясняю:

I.I. Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Кроме того, Банку России, Минфину России и ГТК России предписано принять нормативные акты во исполнение этого Закона.

Статьей 11 данного Закона установлено, что органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля.

Полномочия органов и агентов валютного контроля определены в статье 12, в соответствии с которой органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, а также осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений и за соблюдением ими актов органов валютного контроля.

I.II. В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" "иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным Банком Российской Федерации" (ст.5).

Данное требование конкретизировано и усилено Указом Президента Российской Федерации "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" от 14.06.92 N 629: "Валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации" (п.8).

Таким образом, законодательными актами Российской Федерации установлено не только требование об обязательном зачислении резидентами валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, но и конкретизировано это требование применительно к экспорту товаров.

Законодательное определение экспорта товаров дано в статье 97 ТК России:

"Экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию".

I.III. С принятием в июле 1993 года ТК России валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК России статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов статусом агентов валютного контроля. Статья 199 ТК России определяет компетенцию таможенных органов в области валютного контроля:

"Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств."

При этом согласно статье 200 ТК России таможенные органы осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным и таможенным законодательством Российской Федерации применительно к таможенному контролю. То есть, при осуществлении таможенными органами валютного контроля используются формы, методы и правила проведения таможенного контроля, определенные таможенным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ТК России установлено, "При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, ... лица несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации" (ст.201 ТК России).

Таким образом, таможенные органы являются единственным государственным органом, правомочным решать вопрос о привлечении к ответственности лиц за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил, поскольку ни таможенным, ни административным, ни иным законодательством Российской Федерации не установлены другие органы, правомочные решать этот вопрос.

I.IV. Во исполнение Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и ТК России, Указов Президента Российской Федерации от 30.12.91 N 335 и от 14.06.92 N 629, а также постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.03.93 N 205 Банком России и ГТК России была утверждена Инструкция "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (приказ ГТК России от 03.11.93 N 449).

Пунктом 2.1. Инструкции определено: "Экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации".

То есть, действие данной Инструкции, установившей порядок осуществления таможенно-банковского контроля, распространяется на экспорт товаров с расчетами в валюте, иной чем валюта Российской Федерации, что соответствует требованию Указов Президента Российской Федерации от 30.12.91 N 335 (п.9) и от 14.06.92 N 629 (п.8).

II.I. В целях наиболее полной реализации перечисленных выше законодательных актов Российской Федерации ГТК России были изданы нормативные акты (приказы от 02.08.94 N 391-дсп и от 24.07.95 N 467; письма от 08.12.94 N 01-13/3976 и др.), дающие разъяснения по применению действующих норм валютного и таможенного законодательства Российской Федерации и регламентирующие служебную деятельность должностных лиц таможенных органов Российской Федерации.

II.II. Указанные нормативные акты ГТК России не являются актами законодательства, устанавливающими или усиливающими ответственность за нарушения таможенных правил, выразившиеся в несоблюдении требований таможенного режима экспорта в части обязательного зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные законодательством сроки исполнения текущих валютных операций, либо в сроки, определенные Центральным банком Российской Федерации.

Такая ответственность предусмотрена ТК России.

III. При решении вопроса о заведении, принятии к производству, расследовании и рассмотрении дел о нарушениях таможенных правил по ст.273 ТК России, выразившихся в несоблюдении требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении валютной выручки, таможенным органам следует исходить из того, что:

III.I. Для помещения под таможенный режим экспорта товаров и транспортных средств экспортер обязан произвести их таможенное оформление, уплатить таможенные платежи и предъявить по требованию таможенного органа Российской Федерации декларируемые товары и транспортные средства, а также представить грузовую таможенную декларацию, содержащую сведения, необходимые для контроля за зачислением валютной выручки, иные документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей (ст.173 ТК России), в число которых входит паспорт сделки, оформленный надлежащим образом и содержащий сведения, необходимые для осуществления таможенными органами валютного контроля. Без представления таможенному органу паспорта сделки (его копии) товары и транспортные средства, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым договорам купли-продажи, предусматривающим расчеты в валюте иной чем валюта Российской Федерации, не могут быть помещены под таможенный режим экспорта. Представление в таможенный орган паспорта сделки в качестве документа, необходимого для помещения товаров и транспортных средств под режим экспорта, является одним из юридических фактов, с которым связано возникновение правоотношения между экспортером и государством в лице таможенных органов, выражающегося в принятии экспортером обязанности об исполнении требования законодательства Российской Федерации о зачислении в уполномоченные банки всей валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки и возложении государством (согласно законодательству) на таможенные органы обязанности осуществить контроль за поступлением валюты.

Таможенный режим экспорта может быть завершен надлежащим образом только после зачисления валютной выручки от экспорта товаров.

III.II. Данные о незачислении участником ВЭД всей или части валютной выручки от экспорта товаров, полученные таможенными органами от уполномоченных банков, свидетельствуют о наличии признаков нарушения таможенных правил; предусмотренного статьей 273 ТК России и выразившегося в несоблюдении требования таможенного режима экспорта. Заведению дела о нарушении таможенных правил должна предшествовать проверка такого участника ВЭД.

III.III. Не могут быть признаны нарушениями таможенных правил факты незачисления всей экспортной валютной выручки или ее соответствующей части, связанные:

- с возвратом в сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта товара в Российскую Федерацию - при условии подтверждения факта ввоза таможенными органами;

- с поступлением экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк - при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которым осуществляется валютный контроль;

- с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС России органов, либо ТПП России (далее - уполномоченные органы). При этом, если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в том случае, если риск повреждения товара нес экспортер в соответствии с базисными условиями поставки товара, определенного контрактом;

- с несоответствием количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товаро-сопроводительных документах, подтверждаемое коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то незачисление валютной выручки должно соответствовать объему убыли, определяемому действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего товара;

- с несоответствием стоимости, указанной в ГТД, фактически уплаченной цене товара, из-за изменения стоимости товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта - при подтверждении уполномоченными органами;

- с оплатой банковских расходов и комиссий - при условии выполнения установленных Банком России и ГТК России требований;

- с невывозом товара или его части с таможенной территории Российской Федерации после завершения таможенного оформления (в ГТД отметка "выпуск разрешен") - при подтверждении данного факта таможенными органами;

- с оплатой транспортных и иных расходов, связанных с изменением базисных условий поставок, - при наличии дополнения к контракту и документов, подтверждающих факт оплаты;

- с иными случаями, если это прямо вытекает из законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров, участником которых является Российская Федерация.

- Обязательным условием признания перечисленных случаев обстоятельствами, исключающими производство по делу о нарушении таможенных правил, является их документальное подтверждение, а также возможность проверки таможенными органами достоверности представленных документов.

III.IV. К числу обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, относятся принятые экспортером меры для обеспечения зачисления экспортной валютной выручки в установленные сроки, такие как:

а) на стадии предконтрактной подготовки: выяснение через ТПП, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;

б) на стадии заключения соглашения:

- внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (банковская гарантия, поручительство третьей стороны, залог, задаток и т.д.);

- применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск незачисления экспортной валютной выручки (предоплата, аккредитив и т.д.);

- разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;

- использование страхования коммерческих рисков;

в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, но до выявления факта незачисления валютной выручки таможенными органами:

- ведение претензионной работы (переписка по факту незачисления валютной выручки по контракту с иностранной стороной, предъявление претензии);

- предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о взыскании с контрагента неуплаченной суммы;

- обращение в Банк России за получением лицензии о продлении срока поступления экспортной валютной выручки;

- обращение в уполномоченные органы за получением заключения об обоснованности незачисления экспортной валютной выручки.

Письменное заключение об обоснованности незачисления валютной выручки, выданное уполномоченными органами, оценивается наряду с другими доказательствами по делу о нарушении таможенных правил.

Принятие экспортером указанных мер, не повлекших зачисления валютной выручки, не может оцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии события или состава правонарушения данной категории, но учитывается при определении размера взыскания.

III.V. Состав нарушения таможенных правил, предусмотренного ст.273 ТК России и выразившегося в несоблюдении требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении всей валютной выручки, характеризуется следующим:

- субъектом рассматриваемого правонарушения могут быть только российские предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации;

- объектом правонарушения являются экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости пополнения валютного резерва государства и предотвращении "бегства" капитала за рубеж;

- непосредственным объектом нарушения таможенных правил являются товары и транспортные средства, помещенные под таможенный режим экспорта с условием исполнения экспортером требования этого режима об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от их экспорта в установленные сроки;

- данное правонарушение может быть совершено как путем бездействия (экспортер не принял мер, обеспечивающих зачисление валютной выручки), так и путем совершения действий, недостаточных для обеспечения зачисления в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров и транспортных средств в установленные сроки либо прямо повлекших за собой возможность для покупателя уклониться от выполнения предусмотренных договором условий платежа (см. п.III.IV.);

- состав правонарушений данной категории дел о нарушении таможенных правил является формальным (общественно опасные последствия лежат за пределами доказывания);

- наличие или отсутствие у должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также у лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вины в форме неосторожности или умысла, имеет значение лишь при решении вопросов об их привлечении к административной (по ст.288 ТК России) или уголовной ответственности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»