УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
гражданской авиации СССР
от 8 апреля 1985 года N 77
НАСТАВЛЕНИЕ
по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85)
(Извлечение)
(с изменениями на 15 мая 2006 года)
____________________________________________________________________
Не применяется на территории Российской Федерации с 15 сентября 2009 года
на основании приказа Минтранса России от 17 июля 2008 года N 108
(с изменениями, внесенными приказами Минтранса России
от 27 ноября 2008 года N 197, от 23 июня 2009 года N 100);
с 9 ноября 2009 года на основании
приказа Минтранса России от 6 ноября 2009 года N 198
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 20 января 2006 года N 10.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N ГКПИ06-472.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
С 1 января 2005 года приказом Минобороны России от 24 сентября 2004 года N 275 утверждены и введены в действие Федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Общие положения
2.1.1. Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР для авиации всех ведомств и соответствующих нормативных актов, а также Чикагской конвенции 1944 года и других международных договоров СССР.
_______________________________________________________________
Воздушный кодекс Союза ССР не применяется на территории Российской Федерации в связи с введением в действие с 1 апреля 1997 года Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ.
- Примечание изготовителя базы данных.
_______________________________________________________________
2.1.2. НПП ГА является основным нормативным актом Министерства гражданской авиации СССР, регламентирующим правила, организацию, обеспечение и выполнение полетов, а также управление воздушным движением. Все другие нормативные акты МГА по перечисленным вопросам разрабатываются и издаются в соответствии с требованиями настоящего Наставления.
2.1.3. Действие НПП ГА распространяется на авиацию, находящуюся в ведении Министерства гражданской авиации СССР, и на авиацию других министерств и ведомств при полетах по воздушным трассам СССР, местным воздушным линиям, установленным маршрутам, а также в районах аэродромов. Действие НПП ГА распространяется на все гражданские воздушные суда Советского Союза во время их нахождения за пределами СССР, если законы страны пребывания воздушного судна не требуют иного.
2.1.4. Гражданская авиация СССР используется в целях:
перевозок пассажиров, багажа, груза и почты;
выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.);
оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий;
проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ;
проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий;
проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и оказания помощи при стихийных бедствиях.
2.1.5. Порядок использования воздушного пространства СССР регулируется Воздушным кодексом Союза ССР, другими актами законодательства, а также утверждаемым в порядке, определенном Советом Министров СССР, Положением об использовании воздушного пространства СССР для авиации всех ведомств и иными нормативными актами.
2.1.6. Требования НПП ГА являются обязательными для всего авиационного персонала.
Выполнение требований НПП ГА обеспечивается:
постоянной целенаправленной организаторской, политико-воспитательной и методической работой руководящего, командно-летного состава и общественных организаций с авиационным персоналом;
высокой профессиональной подготовкой специалистов и постоянным ее совершенствованием;
поддержанием порядка и организованности в трудовых коллективах, высокой трудовой и технологической дисциплиной, эффективным использованием мер общественного воздействия и действующего законодательства;
воспитанием у авиационного персонала личной ответственности за обеспечение безопасности и регулярности полетов, а также высоких морально-политических и волевых качеств, бдительности, инициативы и мужества при исполнении служебных обязанностей;
осуществлением постоянного контроля за исполнением настоящего Наставления;
глубоким знанием деловых качеств авиационного персонала, проведением с ним индивидуальной работы, направленной на обеспечение безопасности полетов и укрепление дисциплины;
организацией социалистического соревнования за эффективное и качественное выполнение каждого полета, обобщение и внедрение передового опыта.
2.1.7. Авиационный персонал обязан знать требования НПП ГА в части, его касающейся, и несет личную ответственность за выполнение его требований. Каждый случай нарушения НПП ГА подлежит расследованию в установленном порядке.
За нарушение НПП ГА виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, а в надлежащих случаях и к уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством СССР и союзных республик.
2.1.8. В целях повышения безопасности полетов, усиления охраны жизни и здоровья пассажиров и экипажей воздушных судов законодательством СССР установлена уголовная ответственность за угон воздушного судна.
2.1.9. При организации полетов, связанных со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, начальники управлений ГА и командиры (начальники) авиапредприятий в случаях, не терпящих отлагательства, имеют право под свою личную ответственность допускать отступления от порядка и правил полетов, изложенных в настоящем Наставлении, и норм летного и рабочего времени.
О своих действиях эти должностные лица немедленно информируют ЦПДУ ГА.
2.1.10. Государственный надзор за обеспечением безопасности полетов гражданских воздушных судов осуществляет Государственная комиссия по безопасности полетов гражданской авиации СССР (Госавианадзор СССР). Государственный надзор за соответствием гражданских воздушных судов, гражданских аэродромов и их оборудования нормам, определяющим годность их к эксплуатации в СССР, осуществляет Государственный авиационный регистр гражданской авиации (Госавиарегистр СССР).
2.1.11. Инспекция МГА и ее органы на местах осуществляют постоянный контроль:
за обеспечением безопасности полетов на предприятиях, в учреждениях и организациях гражданской авиации;
за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями гражданской авиации требований Воздушного кодекса Союза ССР, законов СССР, иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, постановлений Госавианадзора СССР и решений его Президиума, наставлений, руководств и других нормативных актов по вопросам обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов;
за разработкой и проведением в установленные сроки мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и повышению безопасности полетов.
2.1.12. Гражданская авиация, находящаяся в ведении Министерства гражданской авиации СССР, - Аэрофлот имеет единый флаг и эмблему.
2.1.13. Международные полеты гражданских воздушных судов СССР совершаются под Государственным флагом Союза Советских Социалистических Республик.
2.2.1. Гражданскими воздушными судами СССР считаются воздушные суда, занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР и используемые в целях, указанных в п.2.1.4 настоящего Наставления.
2.2.2. По занесении воздушного судна в Государственный реестр Инспекцией МГА выдается свидетельство о его регистрации.
Порядок занесения воздушных судов в Государственный реестр определяется Правилами государственной регистрации и выдачи удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полетам.
2.2.3. При занесении воздушного судна в Государственный реестр ему присваивается государственный регистрационный опознавательный знак, который наносится на судно. Опознавательные знаки и порядок их нанесения определяются Правилами государственной регистрации и выдачи удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полетам.
На воздушные суда, предназначенные для медико-санитарной службы, кроме опознавательных знаков наносится изображение красного креста или полумесяца.
2.2.4. Гражданское воздушное судно исключается из Государственного реестра в случаях:
списания или снятия его с эксплуатации;
продажи или передачи судна в установленном порядке.
2.2.5. Гражданское воздушное судно может быть допущено к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что оно соответствует нормам летной годности. В соответствии с этим:
воздушное судно новой конструкции (нового типа) должно пройти заводские, государственные и эксплуатационные испытания, и, если по результатам проведенных испытаний будет установлено, что воздушное судно соответствует нормам летной годности, Госавиарегистр СССР выдает на него сертификат летной годности;
каждое воздушное судно принятой конструкции проходит в установленном порядке необходимые испытания и проверки, на основании которых выдается удостоверение о годности к полетам;
в случае изменения конструкции воздушного судна, при котором не требуется получения нового сертификата летной годности, а также после ремонта или по прекращении серийного производства либо эксплуатации судно подлежит испытанию в установленном порядке.
Поддержание каждого воздушного судна в процессе эксплуатации в состоянии, отвечающем требованиям норм летной годности, возлагается на предприятия, учреждения и организации, осуществляющие эксплуатацию судна.
2.2.6. Выдача, замена или продление срока действия удостоверения о годности воздушного судна к полетам производится инспекцией УГА на время эксплуатации воздушного судна до очередного ремонта, но не более чем на два года, при наличии действующего сертификата летной годности и свидетельства о регистрации в соответствии с Правилами государственной регистрации и выдачи удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полетам.
Действие требования о наличии сертификата летной годности не распространяется на типы самолетов (вертолетов), допущенных к эксплуатации в гражданской авиации СССР, до введения в действие Правил сертификации гражданских воздушных судов.
2.2.7. До получения постоянного удостоверения о годности к полетам воздушное судно может эксплуатироваться на основании временного удостоверения о годности к полетам, выданного представителем заказчика на предприятии-изготовителе сроком на два месяца.
Временное удостоверение о годности к полетам сроком на один месяц имеет право выдавать начальник инспекции УГА, начальник АТБ предприятия-владельца, директор ремонтного завода.
Основанием для перегонки воздушного судна на авиапредприятие после капитального ремонта является приемо-сдаточный акт.
2.2.8. Полеты воздушных судов без действующего свидетельства о регистрации и удостоверения о годности к полетам, а также без государственно-регистрационных опознавательных знаков запрещаются, за исключением воздушных судов, проходящих заводские, государственные и эксплуатационные испытания.
2.2.9. На гражданском воздушном судне должны находиться следующие судовые документы:
свидетельство о регистрации судна;
удостоверение о годности судна к полетам;
бортовые журналы (бортовой журнал самолета, вертолета, санитарный бортовой журнал самолета);
разрешение на бортовые радиостанции;
руководство по летной эксплуатации;
другие судовые документы, предусмотренные Министерством гражданской авиации СССР.
Разрешение на бортовые радиостанции может быть оформлены в виде записи телефонного и телеграфного позывных сигналов, присвоенных воздушному судну, в свидетельстве о регистрации воздушного судна (удостоверении о годности воздушного судна к полетам).
2.2.10. В зависимости от максимальной взлетной массы воздушным судам присваиваются классы:
+------------------------------------------------------------------+
¦ Класс ¦ Максимальная взлетная масса, т ¦
¦ ¦--------------------------------------------------------¦
¦ ¦ самолеты ¦ вертолеты ¦
+------------------------------------------------------------------+
1 75 и более 10 и более
2 от 30 до 75 от 5 до 10
3 от 10 до 30 от 2 до 5
4 до 10 до 2
2.2.11. В зависимости от скорости, высоты, дальности полета и оснащенности оборудованием воздушным судам отдельных типов приказом Министра гражданской авиации могут присваиваться повышенные классы.
2.2.12. По дальности полета самолеты подразделяются на:
магистральные дальние - 6000 км и более;
магистральные средние - от 2500 до 6000 км;