Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 апреля 1997 года N 11-12/6879


О направлении обзора деятельности Чкаловской таможни
по итогам комплексной проверки

____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 8 сентября 2003 года N 996
____________________________________________________________________

Направляем Вам для анализа и практического применения обзор деятельности Чкаловской таможни, подготовленный по итогам проведенной с 24 февраля 1997 года по 1 апреля 1997 года внеплановой комплексной проверки.

В данном обзоре указаны основные недостатки и упущения в деятельности Чкаловской таможни, вскрытые комиссией ГТК России, а также причины, их породившие.

В связи с тем, что некоторые из указанных недостатков и упущений могут быть типичными для таможенных органов Российской Федерации, прошу Вас проанализировать информацию, приведенную в обзоре, и принять соответствующие меры для недопущения возникновения подобных фактов в подведомственных Вам таможенных органах.

Начальник
 Организационно-инспекторского управления
                                 В.В.Шпагин


ОБЗОР
деятельности Чкаловской таможни по итогам
внеплановой комплексной проверки

На основании приказа ГТК России от 21 февраля 1997 года N 74 "О комплексной проверке Чкаловской таможни" с 24 февраля по 1 апреля 1997 года комиссией ГТК России проведена внеплановая комплексная проверка Чкаловской таможни в соответствии с утвержденным заданием.

Целью данного мероприятия являлась проверка выполнения коллективом Чкаловской таможни основных задач и функций, определенных Общим положением о таможне Российской Федерации (приказ ГТК России от 10 января 1996 года N 12), а также реализации руководящим составом таможни нормативных актов ГТК России при организации таможенного оформления и таможенного контроля.

В ходе проведения проверки комиссией отмечено отсутствие нововведений, которые можно было бы рекомендовать для внедрения в работу других таможенных органов. Анализируя основные недостатки и упущения в работе Чкаловской таможни, можно сделать следующие выводы.

Сегодня деятельность Чкаловской таможни характеризуется отсутствием взаимодействия и координации усилий среди функциональных отделов на приоритетных направлениях деятельности, а также контроля со стороны должностных лиц за результатами своей работы.

Существующее распределение обязанностей и сфер компетенции между руководящим составом таможни не позволило оперативно и качественно осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений.

Отсутствие четкого механизма управления деятельностью оперативных подразделений со стороны руководящего состава привело к созданию обстановки, при которой ОТОиТК Чкаловской таможни попали в зависимость от деятельности декларантов и владельцев складов. Контроль за товарами, перемещаемыми через них, осуществлялся сотрудниками ОТОиТК бессистемно, в нарушение действующих нормативных документов.

Комиссией был отмечен факт отсутствия на момент проведения проверки документа, определяющего закрепление конкретных складов временного хранения за отделами таможенного оформления.

В части контроля за деятельностью СВХ комиссией выявлен ряд нарушений Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом ГТК России от 07.10.93 N 388 и иных нормативных актов, регламентирующих их деятельность.

Так:

- со стороны ряда отделов таможенного оформления и таможенного контроля не осуществлялся должный контроль за помещением и учетом товаров и транспортных средств на СВХ;

- территории практически всех складов временного хранения не имеют обозначенных зон таможенного контроля;

- периодические проверки деятельности владельцев складов руководством таможенного органа не проводились;

- оборудование складов не отвечает нормативным требованиям в части их обустройства (отсутствуют охранная сигнализация, средства пожаротушения, связи, помещения для работников таможни, мебель и т.д.);

- на территории ряда СВХ комиссией вскрыты факты хранения товаров, не перемещавшихся через таможенную границу Российской Федерации (российские товары), а также товаров, помещенных под основной таможенный режим, с превышением установленных сроков их хранения;

- большинство владельцев складов не знакомы с положениями приказа ГТК России от 07.10.93 N 388.

По выявленным при проверке комиссией нарушениям на трех складах временного хранения были заведены дела о НТП, по двум из которых были вынесены постановления о наложении взысканий в виде штрафных санкций с отзывом лицензий на учреждение СВХ.

В качестве вывода следует отметить, что склады временного хранения, лицензии на учреждение которых выданы Чкаловской таможней, в той или иной степени не отвечают требованиям положения о временном хранении (складах временного хранения), иным нормативным актам ГТК России, регламентирующим процедуру временного хранения.

По результатам проверки организации работы отделов таможенного оформления отмечены следующие недостатки: имеющиеся положения об отделах, должностные инструкции, распределение обязанностей по этапам контроля составлены формально и представляют собой типовые документы, рекомендованные ГТК России, без учета конкретных условий деятельности данных отделов. Должностные инструкции не персонифицированы и представляют собой формальный документ. Номенклатура дел отделов, как правило, не соответствует установленному Положению о деятельности отдела.

Не отработан порядок уведомления о прибытии транспортных средств.

Существующий порядок учета товаров, транспортных средств, а также регистрация физических лиц не отвечают задачам и функциям, возложенным на отделы таможенного оформления и таможенного контроля. Так, предусмотренные нормативными документами журналы учета и регистрации, как правило, не соответствуют установленным формам и ведутся крайне небрежно, не прошиты и не пронумерованы в установленном порядке. Данные учета не соответствуют фактическим данным.

Руководящим составом таможни не уделялось должного внимания вопросам контроля за проведением досмотровых операций и процедурой доставки товаров, что позволило недобросовестным участникам ВЭД безнаказанно нарушать таможенные правила.

Комиссией вскрыты многочисленные факты переадресовок товаров из Чкаловской таможни в адрес МАГТ МТУ с нарушением предъявляемых требований к процедуре доставки товаров под таможенным контролем. Доставка указанных товаров осуществлялась под таможенным сопровождением:

- без принятия решения руководством таможни;

- без надлежащей организации таможенного сопровождения;

- без уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров;

- с отсутствием контроля за завершением процедуры доставки товаров в таможни назначения (МАГТ) и достоверностью представленных в таможенный орган документов.

Данные нарушения повлекли за собой 100%-ную недоставку товара в МАГТ и непоступление в федеральный бюджет и в фонд развития таможенной системы значительных сумм, причитающихся к уплате таможенных платежей и сборов за таможенное сопровождение.

В части организации работы по начислению и взиманию таможенных платежей комиссией отмечено, что контроль со стороны руководства функциональных отделов таможни за правильностью начисления таможенных платежей, произведенных сотрудниками ОТОиТК, практически не ведется.

Так, при проверке таможенного оформления автотранспортных средств физических лиц были вскрыты факты необоснованного представления льгот, а также неправильного начисления таможенных платежей:

- при таможенном оформлении автотранспортных средств физических лиц имеют место случаи начисления платежей по единой ставке вместо взимания совокупного таможенного платежа;

- при расчете совокупного таможенного платежа в отношении транспортных средств физических лиц, ввозимых в личных целях, таможенные сборы за таможенное оформление начислялись в размере не 0,1% от таможенной стоимости, а в размере 0,15%.

При проверке осуществления функциональными отделами Чкаловской таможни контроля за определением таможенной стоимости декларируемых товаров, то в данном вопросе также были допущены грубейшие ошибки.

Нарушения требований нормативных документов ГТК России в части определения таможенной стоимости в аспекте идентификации реквизитов в предъявляемых таможенному органу документах с оформляемой поставкой привели к занижению приблизительно на 50% таможенной стоимости при оформлении значительного количества легковых автомобилей иностранного производства, что привело к непоступлению в федеральный бюджет значительных сумм причитающихся таможенных платежей.

Комиссией отмечено, что отделом таможенной стоимости и валютного контроля таможни слабо проводилась работа по осуществлению документального контроля таможенной стоимости, оформленных в отделах таможенного оформления товаров и проведению внешних проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, требующих повышенного внимания.

Большое количество нарушений, выявленных в результате проверки, связано с недостоверным декларированием товаров. Необоснованное применение декларантами кодов товаров по ТН ВЭД, неточность его описания, отсутствие должного контроля за достоверностью сведений о количественных и качественных показателях стали причиной значительных недоначислений таможенных платежей.

Со стороны отдела нетарифного и экспортного контроля таможни, осуществляющего в Чкаловской таможне контроль сведений о происхождении товаров, были допущены грубейшие ошибки в части обоснованности представления тарифных преференций.

Комиссией установлен факт оформления значительного количества ГТД с необоснованным представлением таможней тарифных преференций по товарам, заявленным как товары лаосского происхождения.

Проведенная Таможенно-тарифным управлением ГТК России экспертиза всех сертификатов происхождения формы "А", выданных Министерством торговли Лаосской Народно-Демократической Республики и предъявленных для оформления Чкаловской таможне в целях получения тарифных льгот, выявила фальсификацию указанных документов.

Данные сертификаты, не соответствующие установленному образцу, не могли признаваться Чкаловской таможней в качестве основания для представления тарифных преференций.

Таким образом, значительные суммы причитающихся к уплате таможенных платежей в федеральный бюджет не поступили.

Комиссия отмечает наличие задолженности участников ВЭД по уплате таможенных платежей.

Большую роль в реализации задач, стоящих перед таможенными органами, должны играть подразделения правоохранительного блока.

Работу Чкаловской таможни на этом направлении комиссия также отмечает неэффективной.

Анализ наложения и взыскания штрафных санкций по совершенным правонарушениям за 1996 год показывает, что сумма взыскания штрафных санкций составила лишь 17% от причитающейся, отсутствует учет дел о НТП, находящихся в производстве.

В процессе проведения проверки дел о НТП выявлено множество нарушений применения процессуальных норм и положений Таможенного кодекса Российской Федерации.

Так:

- передача дел о нарушении таможенных правил внутри таможни часто производится без письменной санкции начальника таможни или его заместителя. При передаче дел не составляются передаточные акты и постраничные описи передаваемых дел, оригиналы документов заменяются копиями;

- отсутствие утвержденных технологических схем и планов взаимодействия отдела таможенных расследований и дознания с отделом борьбы с таможенными правонарушениями и отделами таможенного оформления;

- нарушения требований статьи 385 Таможенного кодекса Российской Федерации при составлении актов о наложении взыскания по упрощенной форме: не указывается, в чем именно выражалось нарушение таможенных правил, кто конкретно привлекается к ответственности, краткие сведения о лице, совершившем нарушение таможенных правил и его представителе. В случаях представления доверенности не указываются полные сведения о доверителе, копия доверенности не прилагается;

- отсутствие учета обнаруженных наркотических средств;

- привлечение экспертов проводится в редких случаях.

В 1996 году товароведческая экспертиза качества и способов определения потребительской стоимости товаров проводилась только при рассмотрении 10 дел о НТП из общего количества заведенных.

При проверке деятельности Чкаловской таможни по организации контроля за принимаемыми решениями комиссией отмечено, что руководство таможни недостаточно внимания уделяло вопросам ведения делопроизводства. Отмечены нарушения утвержденных ГТК России норм и правил, особенно на следующих направлениях:

- рассмотрение почты руководством таможни и подготовка резолюций;

- подготовка и оформление приказов, а также формирование их в дела;

- передача документов между структурными подразделениями и внутри отделов;

- организация хранения специальной таможенной документации;

- организация работы архива таможни не соответствует утвержденному Положению об архиве.

Имеются также факты подписания писем начальниками структурных подразделений без прямого указания начальника таможни.

Руководством Чкаловской таможни не уделяется должное внимание работе по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Формальный подход к работе с кадрами не позволяет воспитывать у должностных лиц таможенного органа высокие нравственные психологические качества. Основные усилия кадровых служб таможни не были сосредоточены на совершенствовании профессиональной подготовки личного состава.

Таким образом, по результатам проведенной проверки можно констатировать, что Чкаловская таможня как орган, решающий фискальные задачи, на сегодняшний день не занимает активную позицию по безусловному выполнению заданий по формированию федерального бюджета.

Отсутствие персональной ответственности должностных лиц, обезличенность принятых решений привели к безнаказанности и значительным недостаткам в работе таможни.

На основании материалов проверки деятельность Чкаловской таможни по выполнению основных задач и функций, определенных Общим положением о таможне Российской Федерации (приказ ГТК России от 10.01.96 N 12), а также реализация руководящим составом таможни нормативных актов ГТК России при организации таможенного оформления и таможенного контроля комиссией признаны неудовлетворительными.


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»