КОМИТЕТ РФ ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ
ПРИКАЗ
от 24 августа 1993 года
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам
в системе местных Советов народных депутатов
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Госстроя России от 11 декабря 1997 года N 17-132.
____________________________________________________________________
Общие положения
Разграничение функций управления, прав собственности, хозяйственного ведения и пользования, а также соответствующего разделения прав и ответственности между предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, местными органами власти требует освоения договорных (контрактных) взаимоотношений между ними.
Эта система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономических и административных рычагов воздействия на комплекс жизнеобеспечивающих для данной территории подотраслей жилищно-коммунального хозяйства с целью его бесперебойного и качественного функционирования.
Нормативно-правовой и методической основой системы договорных взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве являются Законы Российской Федерации "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г., "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 24 декабря 1990 г., "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г.; Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23 мая 1992 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положение "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденное распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по улучшению координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов Министров республик в составе Российской Федерации, администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" от 27 мая 1993 г. N 490; Положение "О порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", утвержденное решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству 18 мая 1993 г. N 1-1, а также настоящая работа.
В соответствии с законом РСФСР "О собственности в РСФСР" и Постановлением Верховного совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности городов относятся: жилищный фонд и нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, городского транспорта, внешнего благоустройства и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей, а также жилищно-эксплуатационные, ремонтно-строительные и другие предприятия, осуществляющие обслуживание, содержание и ремонт объектов инженерной инфраструктуры).
Особенностью жилищно-коммунального хозяйства как отрасли является использование предприятиями ЖКХ разнородных основных фондов, т. е. как основных фондов, формирующих инженерную инфраструктуры городов (основное производство в водо-, тепло-, электро- и газоснабжении и ряд других), так и основных фондов, обеспечивающих обслуживание объектов инженерной инфрастурктуры (производственные базы, ремонтные мастерские, машины, вспомогательные механизмы и т. д.). Первые являются основными составляющими жизнеобеспечивающей системы территории, служат непосредственному удовлетворению потребностей в услугах жилищно-коммунального хозяйства. Следует отметить, что именно эта группа основных фондов обусловливает технологический монополизм большинства предприятий - производителей услуг ЖКХ. Таким образом представляется необходимым сохранение функций управления и контроля местных органов власти за состоянием и использование этой категории фондов. В то же самое время по отношению к основным фондам, используемым для обслуживания объектов инженерной инфраструктуры, предприятия ЖКХ могут и должны обладать значительной самостоятельностью, вплоть до возможности их приватизации, так как это в значительной мере предопределяет саму возможность формирования конкурентной среды на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая изложенное, является очевидной необходимость дифференцированного подхода при определении использования различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ, а также обеспечение координации всей работы по контролю за состоянием и использованием основных фондов, заключением договоров на обслуживание и качеством предоставляемых услуг, уровнем и своевременностью оплаты услуг потребителями и получением соответствующих средств предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства, которым основные фонды, предназначенные для эксплуатации и обслуживания жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, переданы в полное хозяйственное ведение, являются субъектом хозяйствования и "Подрядчиком" (исполнителем) по производству услуг ЖКХ "Подрядчиком" могут быть предприятия различных форм собственности.
Для реализации функций "Заказчика" целесообразным является придание создаваемым в структуре местных администраций в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по улучшению координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов Министров республик в составе Российской Федерации, администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения" от 27 мая 1993 г. N 490, комитетам по жилищному и коммунальному хозяйству функций "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги.
Возможность воздействия и контроля за выполнением предприятиями ЖКХ договорных обязательств (см. 4 на схеме 1) службой "Заказчика" определяется ее реальными имущественными правами на жилищный фонд, объекты инженерной инфрастурктуры и внешнего благоустройства. Это обусловливает необходимость передачи местными органами власти службе "Заказчика" указанных объектов в право полного хозяйственного ведения (см. 1 на схеме 1). В свою очередь объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (за исключением жилищного фонда, уже находящегося в пользовании жильцов) предаются службой "Заказчика" предприятиям ЖКХ по договору на обслуживание (см. 3 на схеме 1).
Учитывая изложенное, основные фонды, а также иное имущество, обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, передаются местными органами власти в полное хозяйственное ведение предприятиями ЖКХ по договору (см. 1 на схеме 1).
Важнейшей функцией службы "Заказчика" является заключение с предприятиями ЖКХ договоров на содержание и ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфрастурктуры и оказание услуг в соответствии с положение "О порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", утвержденным решением Коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 г. N 1-1. В целях эффективного выполнения определенных в соответствии с Положением "О службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам" (см. раздел III) задач в составе службы целесообразно предусмотреть следующие функциональные подразделения: финансовая, нормативно-правовая, лицензионная службы, коммунально-техническая инспекция (см. схему 2). По усмотрению местных органов власти в структуру службы "Заказчика" могут быть включены и другие функциональные подразделения, необходимые для осуществления возложенных на нее задач.
Организация службы "Заказчика" требует разработки и принятия местными органами власти и управлению следующих документов:
- Постановление "О разграничении компетенций и полномочий по уровням управления в решении задач жилищно-коммунального обслуживания" (см. раздел II);
- Положение "О службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам" (см. раздел III);
- Договор "О закреплении за предприятием ЖКХ муниципального имущества на праве полного хозяйственного ведения" (см. раздел IV);
- Договор "О передаче предприятию ЖКХ муниципального имущества на обслуживание" (раздел V).
Схема 1
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ДОГОВОРНЫЕ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И
ОРГАНИЗАЦИЙ - УЧАСТНИКОВ ЖИЛИЩНО-
КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
+------------------------+ +-------------------------+
¦ Местные органы власти +--------->¦ Служба "Заказчика" ¦
¦ (собственник) ¦ ¦ (Положение о службе ¦
+------------------------+ ¦ "Заказчика" ¦
¦ +-------------------------+
¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦ +--------------------------+<----+ ¦
+->¦ Предприятие ЖКХ ¦<----------+
+--------------------------+
1 - Постановление "О разграничении компетенции и полномочий по уровням управления и решении задач жилищно-коммунального обслуживания" (передача объектов инженерной инфрастурктуры в полное хозяйственное ведение службе "Заказчика").
2 - Договор " О закреплении за предприятием имущества на праве полного хозяйственного ведения".
3 - Договор "О передаче прдприятию муниципального имущества на обслуживание".
4 - Договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Схема 2
СТРУКТУРА СЛУЖБЫ "ЗАКАЗЧИКА"
Структурные подразделения Основные функции
Финансовая служба - формирование источников
финансирования;
- разработка финансовых
планов.
Нормативно-правовая служба - заключение договоров с
предприятиями ЖКХ на
обслуживание жилищного
фонда, объектов инженерной
инфраструктуры и внешнего
благоустройства.
Лицензионная служба - выдача лицензий предприятиям
ЖКХ на право проведения
работ и оказание услуг
жилищно-коммунального
назначения.
Коммунально-техническая - контроль за соблюдением
инспекция предприятиями ЖКХ
установленных в договорах
показателей качества,
объемов услуг, сроков
выполнения договоров;
- контроль за состоянием
находящихся в полном
хозяйственном ведении
службы "Заказчика" объектов
жилищно-коммунального
назначения;
- инспекционные обследования
по обращениям потребителей
и заинтересованных
организаций;
- инспектирование жилищно-
коммунальных предприятий
на наличие лицензий.
РАЗДЕЛ II
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
_________________________________________
(наименование соответствующего
Совета народных депутатов)
" " 1993 г.
"О РАЗГРАНИЧЕНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ
ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ"
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91, изменениями и дополнениями, внесенными 23.05.92 "О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республики в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Постановлением СМ - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. N 490 "О некоторых мерах по усилению координации деятельности министерств и ведомств РФ, Советом Министров республик в составе РФ, администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального назначения", а также в целях упорядочения полномочий и компетенций территориально-отраслевых органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечения бесперебойного и качественного жилищно-коммунального обслуживания потребителей _______________________________________________________
(Наименование соответствующего Совета народных депутатов)
постановляют:
1. Органам территориального управления:
1.1. Осуществить в срок до ___________ создание Комитета по жилищному и коммунальному хозяйству - службы "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги, одновременно внеся изменения в структуру управления жилищно-коммунального хозяйства местными органами власти*.
________________________
* На усмотрение местных органов власти служба "Заказчика" может создаваться и как самостоятельное подразделение в структуре местной администрации.
1.2. Утвердить Положение о службе "Заказчика*.
________________________
* Положение "О службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам" см. в разделе III.
2. Комитету по имуществу:
2.1. Передать в полное хозяйственное ведение службам "Заказчика" муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, находящиеся в собственности местных органов управления.
2.2. Передать в полное хозяйственное ведение предприятиям ЖКХ движимое и недвижимое имуществе (основные и оборотные средства и их источники), используемое для обслуживания муниципального жилищного фонда, объектов инженерной инфрастурктуры и внешнего благоустройства, находящихся в собственности местных органов власти*.
________________________
* Договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве полного хозяйственного ведения см. в разделе IV.
2.3. Утвердить Уставы предприятий ЖКХ и заключить Контракты с их руководителями по согласованию со службой "Заказчика".
3. Поручить службе "Заказчика" передать по договору на обслуживание соответствующим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства переданные ей согласно п. 2.1. настоящего Постановления в полное хозяйственное ведение жилищный фонд, объекты инженерной инфрастурктуры и внешнего благоустройства*.
________________________
* Договор "О передаче предприятию муниципального имущества на обслуживание см. в разделе V.
4. Утвердить численность службы "Заказчика" в составе _________ человек. Фонд заработной платы в размере ___________________ руб./мес.
5. Обязать территориальные службы водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации всех форм собственности, которым службой "Заказчика" переданы в пользование объекты, заключить договор со службой "Заказчика" на предоставление услуг и обслуживание потребителей согласно утвержденному решением Коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 г. "Положению о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве".
6. Ввести в практику утверждение цен на жилищно-коммунальные услуги в двух уровнях:
- соответствующий стоимости оптимального уровня услуг ЖКХ, определенного исходя из экономически обоснованных затрат на их производство и разумной суммы прибыли;
- предназначенный для оплаты услуг населением.
7. Установить, что плата за жилищно-коммунальные услуги, бюджетные ассигнования, выделенные в местном бюджете на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, поступают на расчетный счет службы "Заказчика".
8. Служба "Заказчика" обеспечивает статистическую и бухгалтерскую отчетность, программы и прогнозы выполняемых работ по реконструкции и капитальному ремонту подведомственных объектов и совместно с финансовым управлением формирует требуемые средства на их содержание.
9. Утвердить пакет типовых документов, необходимых для разграничения компетенций и полномочий в решении задач жилищно-коммунального обслуживания по уровням управления и перехода на экономические формы взаимодействия организацией - участников жилищно-коммунального обслуживания потребителей: