ПРИКАЗ
от 22 ноября 1993 года N 60
Об утверждении "Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг"
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с изданием
постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 609
____________________________________________________________________
приказываю:
1. Утвердить "Методику определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг", согласованную с Минэкономики России (Самощенко В.А.).
2. Институту экономики жилищно-коммунального хозяйства (Бычковский И.В.) издать указанную методику и довести ее до заинтересованных предприятий и организаций.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Главное управление экономических реформ в муниципальном хозяйстве (Чернышов Л.Н.).
Председатель
В.М.Долгов
УТВЕРЖДЕНА
приказом Комитета
Российской Федерации по
муниципальному хозяйству
от 22 ноября 1993 года N 60
МЕТОДИКА
определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг
--------------------------------------------------------------------
Действует в части, не противоречащей постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 707, отменившему постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 935.
--------------------------------------------------------------------
Настоящая Методика разработана в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг" и предназначена для использования в качестве временной методической основы при разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением - базы для определения размеров компенсаций и носит рекомендательный характер.
Необходимость разработки нормативов потребления услуг обусловлена тем, что Законом РФ "Об Основах федеральной жилищной политики" повышение размера оплаты жилья и коммунальных услуг предусмотрено одновременно с применением мер социальной защиты граждан в виде предоставления им компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Становление рыночных отношений в ЖКХ неизбежно приведет практически к отказу от дотаций в жилищно-коммунальной сфере и использованию экономически обоснованных тарифов в качестве единственного средства расчетов с потребителями и производителями услуг ЖКХ. Это вызовет многократное удорожание жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно болезненно для той весьма значительной его части, которая по тем или иным причинам попала в категорию социально незащищенных граждан и объективно не может самостоятельно изменить свой статус. В трудном положении оказались и службы "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам из-за недостатка финансовых средств для расчетов с предприятиями, обеспечивающими развитие и текущее функционирование отрасли.
Для нейтрализации негативных последствий процесса перехода к рынку необходимо создание гибкой и активной системы социальной защиты населения, обеспечивающей одновременно максимально возможное смягчение факторов социального риска и экономическую поддержку самой отрасли как системы жизнеобеспечения территорий.
Основная цель такой системы - непосредственное предоставление субсидий населению, компенсирующее затраты на жилье и коммунальные услуги ( в зависимости от объема их потребления и уровня доходов); общие принципы ее заключаются в следующем:
- адресно-дифференцированный подход к различным категориям населения в зависимости от возраста, трудоспособности, степени экономической самостоятельности, численности семьи, условий проживания и т. д. при установлении права на получение субсидий;
- использование нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг как формы государственных гарантий минимального уровня обеспеченности ими населения и базы для разработки стоимостного эквивалентна этих гарантий для социально незащищенных категорий граждан;
- использование в перспективе дифференцированных тарифов на жилье и коммунальные услуги для формирования дополнительных источников финансирования деятельности ЖКХ, крайне необходимых для вывода отрасли на нормальный режим функционирования и воспроизводства основных функций;
- учет разнообразия региональных условий деятельности предприятий ЖКХ при едином методологическом подходе к формированию системы социальной защиты населения.
Разработка нормативов является основой и важнейшей предпосылкой создания действенной системы социальной защиты населения.
Нормативы отражают тот минимальный, но достаточный для поддержания жизнедеятельности уровень потребления услуг населением, который должен быть обеспечен всем гражданам, исходя из принципа равнодоступности услуг, и с учетом социальных гарантий малоимущим.
Следуя требованиям дифференцированного подхода к выработке мер социальной защиты: нормативы должны разрабатываться для разных уровней благоустройства и типов жилищного фонда, численности и состава семей и других факторов, что отличает их от среднегородских показателей потребления тех или иных услуг, методика расчета которых нивелирует различия в условиях проживания и , следовательно, в уровне потребления.
Помимо применения нормативов в разработке системы социальной защиты, они могут быть использованы для формирования будущего рынка коммунальных услуг: объем потребления их сверх уровня норматива в дальнейшем может стать предметом коммерческой деятельности предприятий ЖКХ.
Еще одно важное направление использования нормативов - участие (в стоимостном выражении) в формировании минимальной потребительской корзины, а через нее - в определении минимальных уровней заработной платы: пенсий, пособий, других социальных выплат.
Таким образом, нормативы являются необходимым инструментом для решения задач, возникающих при переходе к новым социально-экономическим условиям. Однако разработка их в полном соответствии с изложенными принципами социальной защиты требует предварительного создания необходимой информационной базы по демографическому и социальному составу семей в увязке с их жилищной обеспеченностью и доходами, а практическое применение - внедрения квартирных счетчиков фактического расхода воды, теплоэнергии, газа.
Поэтому на первоначальном этапе перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг рассчитываются укрупненные нормативы потребления коммунальных услуг с учетом фактических показателей, что и нашло отражение в данной Методике.
Это обусловлено также тем, что на этом этапе речь будет идти в большей мере о повышении оплаты жилья, т. к. тарифы на коммунальные услуги в условиях либерализации цен на энергоносители, хотя и в недостаточном объеме, были повышены в 1992 -1993 гг.
В дальнейшем по мере приближения уровня оплаты к экономически обоснованным ставкам и тарифам и в целях экономии энергетических и других ресурсов должен быть использован дифференцированный метод расчета указанных нормативов с учетом местных условий, состава семей и др. факторов.
1.1. Под нормативами (в рамках задач данной Методики) понимается группа показателей, характеризующих необходимый на текущий период минимальный объем потребления жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению, в пределах социальной нормы площади жилья и оплачивается ими за счет собственных средств, а также за счет целевых компенсаций (субсидий), предоставляемых малоимущим для оплаты жилья и коммунальных услуг.
1.2. Нормативы измеряются количеством материального носителя услуги (площади жилья, воды, энергии) соответствующего качества, которые необходимо предоставить населению для удовлетворения минимума той или иной потребности; единицей измерения нормативов является удельный объем, т. е. количество материального носителя, приходящееся на 1 чел., обеспеченного данной услугой, в разных условиях проживания (например, с централизованным горячим водоснабжением или газовыми колонками, с электрическими или газовыми плитами и тд.), и на 1 чел. в среднем по территории.
1.3. Уровни нормативов могут меняться в любую сторону, в зависимости от динамики социально-экономической ситуации, изменений демографического характера, проводимых мероприятий по экономии ресурсов и т. д., и должны периодически пересматриваться.
1.4. Величина нормативов в значительной степени определяется конкретными местными условиями (климатическими, экономическими, состоянием основных фондов и др.), в связи с чем они должны разрабатываться на местах, с использованием настоящих методических положений и необходимой корректировкой исходных данных, положенных в основу приводимых примеров.
1.5. В соответствии с поставленной задачей в данной методике рассматриваются услуги ЖКХ, которые оказываются непосредственно населению в пределах жилищного фонда и оплачиваются им из личных доходов. Сюда относятся услуги жилищного хозяйства, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, по вывозу жидких нечистот в неканализованном жилом фонде.
Кроме того, по решению местных органов власти из оплаты жилья могут быть выделены услуги по вывозу твердых бытовых отходов и для них определены соответственно нормативы потребления.
1.6. Согласно Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и упомянутому Постановлению Совета Министров Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 935 социальная норма площади жилья утверждается органами государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а нормативы потребления коммунальных услуг местной администрацией.
1.7. Расчет нормативов на коммунальные услуги в данной Методике учитывает полный уровень благоустройства (централизованные системы водоснабжения и канализации, отопления и горячего водоснабжения, газовые и электрические плиты для пищеприготовления). В случае пониженного уровня благоустройства нормативы потребления могут приниматься на уровне действующих или по фактическим расходам.
2.1. Социальная норма площади жилья - это, как следует их Закона РФ "Об Основах федеральной жилищной политики", размер площади жилья, приходящейся на одного человека , в пределах которого осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Социальная норма площади эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается в кв. метрах общей площади квартиры, в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи и др.
2.2. Социальная норма должна создавать определенные гарантии гражданам как в обеспечении их жильем, так и в обеспечении возможности его оплаты, в т.ч. и для малоимущих - за счет субсидий, т. е. уровень норматива должен быть достаточным для создания нормальных условий проживания (с учетом сложившегося показателя жилищной обеспеченности на территории), а также для обеспечения жильем граждан - очередников на улучшение жилищных условий. С другой стороны, в пределах этой нормы должны предоставляться субсидии отдельным низкообеспеченным категориям граждан. При этом субсидии семьям с низкими доходами должны выплачиваться в основном без привлечения дополнительных бюджетных средств (учитывая дефицит бюджета), средств предприятий и организаций.
В этих условиях величину социальной нормы площади, жилья целесообразно устанавливать не выше достигнутой (средней) жилищной обепеченности на территории. Установление указанной нормы в пределах достигнутой (средней) жилищной обеспеченности (на уровне или ниже) позволит при повышении размеров оплаты за жилье обеспечить выплату субсидий семьям с низкими доходами, в том числе за счет использования дополнительной выручки, полученной от семей, имеющих площадь, превышающую социальную норму.
В таблице 6 в качестве примера представлено соотношение размеров средств, полученных отраслью в виде платежей населения и ассигнований из бюджета при различной величине социальной нормы площади жилья.
В качестве примера приняты 4 варианта норматива 12, 15, 18, 21 кв. метр общей площади на человека. Интервал показателя принят по данным статотчетности за 1992 год, которые фиксируют разброс средних значений жилищной обеспеченности по территории России.
В отличие от действующего до настоящего времени Жилищного кодекса РСФСР социальная норма площади жилья определяется по единой для всей территории России, а устанавливается, как уже указывалось, региональными органами государственной власти в зависимости от местных условий.
Наиболее целесообразно социальную норму площади жилья устанавливать на одного человека (кв. метров общей площади на -человека.
При этом при решении вопроса о выплате субсидий семьям с низкими доходами должны учитываться особые обстоятельства, в т. ч. состав семьи. Так, для одиноких граждан, являющихся пенсионерами, инвалидами и др., социальная норма площади может быть увеличена до размера площади фактически занимаемой однокомнатной квартиры в домах жилищного фонда социального использования на данной территории. С этой целью Законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что органы местного самоуправления могут представлять льготы гражданам по оплате жилья при площади, превышающей социальную норму.
Порядок расчета социальной нормы площади через количество кв. метров общей площади квартиры на человека с учетом имеющихся льгот и других заслуживающих внимания обстоятельств является наиболее простым и справедливым. Удельный норматив является более достоверным и сопоставимым показателем, поскольку не зависит от меняющейся структуры населения по численности и составу семей.
Кроме того, при установлении социальной нормы в кв. метрах общей площади на человека может быть использован ныне действующий институт дополнительной площади в новом качестве. Иначе говоря, нормативные акты по дополнительной площади могут быть учтены при регламентации вопросов предоставления гражданам льгот по оплате жилья при площади, превышающей социальную норму, а также при обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
В то же время по решению региональных и местных администраций социальная норма площади жилья может быть установлена, исходя из иных критериев, в частности, определяться предельными размерами квартир, занимаемых различными категориями семей.
Социальная норма площади жилья (кв. м общей площади на 1 человека ) является базой для расчетов нормативов потребления коммунальных услуг (см. соответствующие разделы данной Методики).
Таблица 6
Изменение совокупного объема средств,
полученных отраслью в виде платежей населения
и ассигнований из бюджета при различной величине
социальной нормы площади жилья*
+----------------------------------------------------------------------------+
¦Установ- ¦Доля покрытия реальных¦ Дополни- ¦Средства, ¦ Совокупные средства,¦
¦ленная ¦затрат за счет средств¦тельная ¦полученные¦ полученные отраслью ¦
¦величина ¦ населения,% ¦выручка, ¦отраслью ¦ за счет платежей ¦
¦социаль- ¦ ¦полученная¦из бюдже- ¦ населения и ассигно-¦
¦ной нор- ¦ ¦отраслью в¦ та, ¦ ваний из бюджета, ¦
¦мы жилья ¦ ¦виде пла- ¦% от по- ¦ % от потребности ¦
¦(кв. м ¦----------------------¦тежей на- ¦требности ¦---------------------¦
¦общей ¦существу- ¦принятая в ¦селения, ¦( принята ¦ существу-¦ принятые ¦
¦площади ¦ ющая ¦ расчете ¦% к реаль-¦на факти- ¦ ющие ус- ¦ в расчет ¦
¦на че- ¦ ¦ ¦ным затра-¦ ческом ¦ ловия ¦ ¦
¦ловека) ¦ ¦ ¦ там ¦ уровне) ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------+
12 3,8 20 19,8 30 33,8 49,8
15 3,8 20 18,2 30 33,8 48,2
18 3,8 20 14,2 30 33,8 44,2
21 3,8 20 9,5 30 33,8 39,5
* В расчете принята совокупная доля дохода семьи на оплату жилья и коммунальных услуг - 10%.
3.1. Норматив водопотребления включает внутриквартальные расходы воды для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей населения, а также внеквартирные расходы в пределах жилищного фонда и потери воды в системах внутреннего сантехоборудования и внутриквартальных сетях.
3.2. Формирование минимального уровня норматива базируется на учете расходов воды по основным наиболее типичным процедурам ее использования в быту и некотором снижении неоправданных утечек и потерь воды, происходящих не по вине потребителей, но оплачиваемых ими. Такой подход позволяет установить нижний предел норматива, который может быть использован для определения размера субсидий при недостаточности финансовых средств; верхним пределом является фактический расход воды в полностью благоустроенном фонде, оплачиваемый населением в настоящее время.