ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1994 года N 1168
____________________________________________________________________
Утратило силу с 20 марта 2001 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 марта 2001 года N 160
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о среднем специальном учебном заведении в РСФСР.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1994 года N 1168
Типовое положение
об образовательном учреждении среднего профессионального
образования (среднем специальном учебном заведении)
I. Общие положения.
I. Образовательным учреждением среднего профессионального образования (далее - среднее специальное учебное заведение) в Российской Федерации является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
2. Главными задачами среднего специального учебного заведения являются:
удовлетворение потребностей личности в получении среднего профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности, интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;
удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах со среднем профессиональным образованием;
организация и проведение методических, научно-методических, опытно-конструкторских, а также творческих работ и исследований при наличии соответствующего материально-технического и кадрового обеспечения;
переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;
распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
3. К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) - основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж - самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Техникум-предприятие (учреждение) - самостоятельное образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования и осуществляющее профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.
Образовательные программы среднего профессионального образования могут реализовываться в других типах образовательных учреждений профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
4. Средние специальные учебные заведения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
5. Средние специальные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются:
федеральной подчиненности - федеральными органами исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление средним профессиональным образованием;
подчиненности субъектов Российской Федерации - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление средним профессиональным образованием;
муниципальные - соответствующими органами местного самоуправления с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление средним профессиональным образованием.
Негосударственные средние специальные учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируюся учредителем в установленном законодательством Российской Федерации порядке с последующим уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление средним профессиональным образованием.
6. Допускается совместное учредительство образовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а также собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц.
7. Средние специальные учебные заведения могут иметь филиалы, учебно-консультационные пункты, отделения, подготовительные курсы, учебны кабинеты и лаборатории, учебные и учено-производственные мастерские и хозяйства, ученые полигоны, отделения повышения квалификации и переподготовки специалистов и рабочих и другие структурные подразделения.
8. Создание структурных подразделений государственных, муниципальных средних специальных учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав среднего специального учебного заведения.
Филиалы средних специальных учебных заведений создаются учредителями.
9. Среднее специальное учебное заведение, включая его структурные подразделения, является единым учебно-производственным комплексом и имеет статус юридического лица.
10. Функционирование среднего специального учебного заведения обеспечивается:
обязательным участием всех структурных подразделений среднего специального учебного заведения в обучении студентов или в организации (обеспечении) образовательного процесса;
исполнением всеми структурными подразделениями решений совета и руководства среднего специального учебного заведения;
созданием в среднем специальном учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями. Порядок использования этих фондов устанавливается советом образовательного учреждения.
Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри среднего специального учебного заведения определяются его уставом.
11. Официальное наименование государственного и муниципального среднего специального учебного заведения устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться соответствующими государственными органами управления средним профессиональным образованием (учредителями) с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление средним профессиональным образованием, если это не влечет изменения его организационно-правовой формы и направления подготовки кадров.
Основанием изменения названия могут также служить результаты государственной аккредитации, повлекшие за собой изменение статуса образовательного учреждения.
Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании среднего специального учебного заведения не указываются.
Решение о присвоении или сохранении в официальном наименовании среднего специального учебного заведения ранее присвоенных имен принимает государственный орган управления средним профессиональным образованием (учредитель) по представлению совета среднего специального учебного заведения.
12. Среднее специальное учебное заведение получает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, с момента выдачи ему государственным органом управления образованием или по его поручению ведомственным, местным органом управления образованием лицензии (разрешения).
Лицензия может быть изъята у среднего специального учебного заведения государственным органом, выдавшим ее, в случае нарушения требований и нормативов, содержащихся а лицензии.
13. Среднее специальное учебное заведение создается, функционирует, реорганизуется и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом.
Для негосударственных средних специальных учебных заведений настоящее Положение является примерным.
14. Негосударственные средние специальные учебные заведения могут получить государственный статус после государственной аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. Прием в средние специальные учебные заведения.
15. Граждане Российской Федерации имеют право получить бесплатное среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных средних специальных учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые.
16. Среднее специальное учебное заведение самостоятельно устанавливает величину и структуру приема студентов в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в порядке, определяемом его уставом.
Величина и структура приема студентов на обучение за счет средств соответствующих бюджетов определяются средним специальным учебным заведением в рамках заданий (контрольных цифр),устанавливаемых учредителем.
17. Прием в средние специальные учебные заведения проводится по личному заявлению граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации.
Для лиц, окончивших образовательное учреждение основного общего или среднего (полного) общего образования с медалью, а также окончивших образовательное учреждение начального профессионального образования с дипломом с отличием либо имеющих иные отличия в уровне подготовки, среднее специальное учебное заведение вправе устанавливать особые условия приема.
18. При приеме среднее специальное учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих.
Среднее специальное учебное заведение обязано ознакомить поступающих с уставом среднего специального учебного заведения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Средние специальные учебные заведения обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, определяющего статус образовательного учреждения.
19. Сроки приема заявлений, порядок проведения и система оценок приемных (вступительных) испытаний, подача и рассмотрение апелляций, условия конкурсного отбора и зачисления определяются правилами приема, утверждаемыми непосредственно средним специальным учебным заведением.
К приемным испытаниям могут быть отнесены: экзамен (в письменной или устной форме), собеседование, тестирование, другие формы контроля, определяющие качество подготовки абитуриентов и их способности.
20. От поступающих в государственные или муниципальное среднее специальное учебное заведение наряду с личным заявлением требуются документы, удостоверяющие его личность, документ государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании или начальном профессиональном образовании и необходимое количество фотографий.
Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или потребованы от поступающего при наличии ограничений на соответствующее среднее профессионально образование, установленных законодательством Российской Федерации.
21. В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения специально-экономических проблем средние специальные учебные заведения могут на договорной основе по согласованию с учредителем в пределах оговоренной лицензией квоты приема выделять определенное количество мест для целевого приема, организовывать на эти места отдельный конкурс.
22. Приемным комиссиям разрешается принимать на места, оставшиеся после зачисления всех выдержавших приемные испытания в данном учебном заведении, лиц не прошедших по конкурсу в другие средние специальные или высшие учебные заведения, на основании справок установленного образца.
III. Учебная деятельность среднего специального
учебного заведения.
23. Перечень специальностей среднего профессионального образования по подготовке и переподготовке специалистов определяется лицензией, выданной среднему специальному учебному заведению, и отражается в его уставе.
Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых специальностей в государственном, муниципальном среднем специальном учебном заведении определяются учредителем в пределах имеющихся у него средств.
Содержание образовательного процесса по специальности, в том числе при обучении по индивидуальным планам, определяется средним специальным учебным заведением на основе соответствующего государственного образовательного стандарта и утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление средним профессиональным образованием, примерных образовательных программ и примерных учебных планов.
24. Среднее специальное учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия студентам для освоения реализуемых в нем образовательных программ.
Технологическая и преддипломная производственная практика студентов и слушателей средних специальных учебных заведений проводится, как правило, на предприятиях, в организациях учреждениях различных организационно-правовых форм на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием, организацией и учреждением и средним специальным учебным заведением.
25. Учебный год начинается, как правило, 1 сентября и заканчивается согласно примерному учебному плану по данной специальности.
26. В средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, самостоятельная работа, консультация, практика, курсовое проектирование (курсовая работа). Средние специальные учебные заведения могут проводить и другие виды учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
27. Для студентов очной, заочной и вечерней форм обучения не менее двух раз в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью 8-11 недель, в том числе в летний период - от 6 до 9 недель.
28. Недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов. Сроки проведения различных видов учебных занятий и производственного обучения устанавливаются учебными планами.
Формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости разрабатываются на основе примерных учебных планов и выбираются образовательным учреждением самостоятельно.
29. Численность учебной группы в государственных, муниципальных средних специальных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных средств при очной форме обучения устанавливается 25-30 человек, при обучении без отрыва от производства - 15-20 человек.
При проведении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физическому воспитанию, учебных занятий по отдельным предметам, перечень которых определяется образовательным учреждением самостоятельно, а также при курсовом проектировании и производственном обучении в мастерских (на полигонах, в хозяйствах) учебная группа в государственных, муниципальных средних специальных учебных заведениях при финансировании подготовки за счет бюджетных средств может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.