ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ ПО ДЕЛАМ
О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 августа 1994 года N 31-р
Об утверждении Методических положений по оценке
финансового состояния предприятий и установлению
неудовлетворительной структуры предприятия
(с изменениями на 12 сентября 1994 года)
____________________________________________________________________
См. также распоряжение Федерального управления от 11 октября 1994 года N 67-р.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единого методического подхода при проведении Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и его территориальными агентствами анализа финансового состояния предприятий и оценки структуры их балансов, а также принятии на основе результатов данного анализа решений, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114 "О продаже государственных предприятий-должников":
1. Утвердить Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса.
2. Утратил силу - распоряжение Федерального управления России по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 12 сентября 1994 года N 56-р.
3. Департаменту регионального развития (Н.В. Богаенко) обеспечить рассылку Методических положений территориальным агентствам, а также контроль за их исполнением.
И.о. генерального директора Г.Таль
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Федерального управления
России по делам о несостоятельности
(банкротстве) предприятий
N 31-р от 12 августа 1994 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
по оценке финансового состояния предприятий и установлению
неудовлетворительной структуры баланса
Основной целью проведения предварительного анализа финансового состояния предприятия является обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным в соответствии с системой критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Источники информации: форма N 1 "Баланс предприятия"; форма N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании"; справка к форме N 2 "Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании".
1. Определение неудовлетворительной структуры
баланса предприятия
1.1. Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе показателей:
- коэффициента текущей ликвидности;
- коэффициента обеспеченности собственными средствами.
1.2. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:
- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
1.3. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле 1 как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).
IIA + IIIA
K1 = --------------------------------------- [1]
IIП - (стр.500 + 510 + 730 + 735 + 740)
где: IIA - итог раздела II актива баланса;
IIIA - итог раздела III актива баланса;
IIП - итог раздела II пассива баланса.
Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 1 (см.приложение).
1.4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется по формуле 2 как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).
IП - IA
K2 = ---------- [2]
IIA + IIIA
где: IП -итог раздела I пассива баланса;
IA - итог раздела I актива баланса;
IIA - итог раздела II актива баланса;
IIIA - итог раздела III актива баланса.
Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 2.
2. Анализ и оценка реальных возможностей
восстановления платежеспособных предприятий
2.1. Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.
В том случае, если хотя бы один из коэффициентов, перечисленных в разделе I, имеет значение менее указанных в пункте 1.2, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам.
В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам.
2.2. Коэффициент восстановления платежеспособности определяется по формуле (3.а) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.
К1ф + 6/Т (К1ф - К1н)
K3 = --------------------- [3.a]
2
где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода)
коэффициента текущей ликвидности (К1);
К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале
отчетного периода;
К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности,
К1норм = 2;
6 - период восстановления платежеспособности в месяцах;
Т - отчетный период в месяцах.
Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 3.
Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.
Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
2.3. Коэффициент утраты платежеспособности определяется по формуле (3.б) как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам.
К1ф + 3/Т (К1ф - К1н)
K3 = --------------------- [3.б]
К1норм
где: К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода)
коэффициента текущей ликвидности (К1);
К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале
отчетного периода;
К1норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
К1норм = 2;
3 - период утраты платежеспособности предприятия в
месяцах;
Т - отчетный период в месяцах.
Результаты расчетов заносятся в таблицу 1, строка 3.
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность.
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.
3. Выводы
3.1. Принятие решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным осуществляется в случае наличия оснований, перечисленных в разделе п.1.2 данных Методических положений, а также отсутствия у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность, что выявлено на основе анализа показателей раздела 2 данных Методических положений.
3.2. При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отложении признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным на срок до 6 месяцев.
3.3. При отсутствии оснований, перечисленных в разделе 1, с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности, осуществляется принятие одного из двух следующих решений:
- при значении КЗ больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не может быть принято;
- при значении КЗ меньше 1, решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным не принимается, однако ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет в Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.
3.4. Решения (действия) в соответствии с пп.3.1 - 3.3 данных Методических положений принимаются (осуществляются) Федеральным управлением в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.
В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, решения (действия) в соответствии с пп.3.1 - 3.3 принимаются (осуществляются) Федеральным управлением также в отношении указанных предприятий.
3.5. Подготовка заключений для арбитражных судов по вопросам оценки финансового состояния предприятий и структуры их балансов осуществляется в соответствии с данными Методическими положениями в отношении предприятий любых форм собственности.
3.6. После принятия решения в соответствии с п.3.1 у предприятия запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансово-хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его платежеспособности или ликвидационных мероприятий.
4. Установление связи неплатежеспособности
предприятия с задолженностью государства перед ним
4.1. В случае признания в соответствии с п.3.1 структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным осуществляется анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. В целях указанного анализа под задолженностью государства перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого предприятие в силу законодательства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации не вправе отказаться (являющегося обязательным для исполнения предприятием).
4.2. Анализ проводится на основании следующих материалов, запрашиваемых у руководства предприятия в соответствии с п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498:
- справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед предприятием (по форме табл.5 Приложения);
- документов, подтверждающих наличие данной задолженности (договоров, распоряжений полномочных органов государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
В случае, если в устанавливаемый в запросе срок (но не позднее двух недель со дня получения запроса предприятием) указанные документы, оформленные надлежащим образом, не представлены, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается неустановленной.
4.3. На основании представленных документов по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств определяются объемы государственной задолженности и сроки их возникновения. Под датой возникновения задолженности понимается дата оплаты размещенного государственного заказа, установленная соответствующим договором или распорядительным актом полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия указанной даты моментом возникновения государственной задолженности считается дата окончания исполнения, заказа (или соответствующего документально оформленного этапа работ по государственному заказу).
Полученные данные заносятся в таблицу 5.
В случае, если представленными документами наличие не исполненных в срок государственных обязательств не доказано, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается неустановленной.
4.4. На основании данных таблицы 5 производится расчет коэффициента текущей ликвидности предприятия из предложения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием. При расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарных дебиторской и кредиторской задолженностей предприятия.
4.4.1. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных в срок государственных обязательств, дисконтированной по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:
n
Z = E Pi х ti x Si/100/360, [4]
i=1
где: Z - сумма платежей по обслуживанию задолженности государства
перед предприятием;
Pi - объем государственной задолженности по i-тому не
исполненному в срок обязательству государства;
ti - период задолженности по i-тому не исполненному в срок
обязательству государства;
Si - годовая учетная ставка ЦБ на момент возникновения
задолженности.