Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 1994 года N 498


О некоторых мерах по реализации законодательства
о несостоятельности (банкротстве) предприятий

(с изменениями на 3 октября 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 4 мая 2003 года на основании  
постановления Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2003 года N 218

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Действие настоящего постановления в части предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям за счет средств федерального бюджета приостановлено:

с 1 января 1998 года по 31 декабря 1998 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1998 года N 839;

с 1 января 1999 года по 31 декабря 1999 года - постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 966;

в 2000 году - постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года N 891;

в 2001 году - постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 года N 449;

в 2002 году - постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.

____________________________________________________________________


В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией неплатежеспособных предприятий и предприятий, признанных несостоятельными (банкротами), и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2264 "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, ст.5070) Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность, согласно приложению N 1.

Установить, что на основании указанной системы критериев принимаются решения:

о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;

о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Указанные решения принимаются вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия (здесь и далее термин "предприятия" используется в определении Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").

Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное управление).

2. Утвердить Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий согласно приложению N 2.

Уполномочить Федеральное управление осуществлять в установленном порядке контроль за целевым расходованием средств, выделяемых в форме государственной финансовой поддержки, в том числе за возвратностью средств, выделяемых на кредитной основе.

3. Установить, что неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:

наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и(или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;

наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 1, ст.2);

безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.

Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка.

4. Утвердить Положение о порядке принятия решений о добровольной ликвидации предприятий-должников согласно приложению N 3.

5. Установить, что Федеральное управление принимает решения по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего постановления, в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов.

До создания органа независимой экспертизы возложить на Федеральное управление подготовку заключений по вопросам, перечисленным в пункте 1 настоящего постановления, а также о наличии признаков умышленного или фиктивного банкротства по поручениям (запросам) арбитражных судов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий в отношении предприятий любых форм собственности.

В случае делегирования Федеральному управлению соответствующими органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления права представления интересов собственника при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий, основанных на государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, а также предприятий, в капитале которых имеется доля (вклад) государственной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, Федеральное управление вправе осуществлять возложенные на него функции в отношении указанных предприятий при условии передачи ему соответствующих полномочий и финансирования его деятельности за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации или местного бюджета.

6. Установить, что средства, направляемые из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий, отражаются в бюджете по статье дотации Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета выделение средств на финансирование указанных мероприятий в соответствующих объемах.

7. Поручить Федеральному управлению выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды.

8. Возложить на Федеральное управление организацию подбора, подготовки и аттестацию лиц для назначения арбитражными и конкурсными управляющими, а также совместно с Российским фондом федерального имущества - осуществление лицензирования (сертификации) деятельности юридических и физических лиц, связанной с продажей имущества предприятий-должников).

Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование указанных мероприятий на основании сметы расходов, представляемой Федеральным управлением. Разрешить Федеральному управлению привлекать средства внебюджетных источников для дополнительного финансирования указанной деятельности.

9. Федеральному управлению в срок до 1 июля 1994 года приступить к ведению перечня неплатежеспособных предприятий.

10. Установить, что предприятия, органы исполнительной власти и их должностные лица обязаны по запросу Федерального управления представлять документы и иную информацию, необходимую для осуществления Федеральным управлением функций, отнесенных к его компетенции.

11. Поручить Федеральному управлению координацию работ по подготовке проектов нормативных документов по вопросам несостоятельности (банкротства).

12. Федеральному управлению в 3-месячный срок:

разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и утвердить типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), предусматривающего предоставление государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий, порядок его согласования, типовой договор на предоставление государственной финансовой поддержки, а также методические рекомендации по разработке планов финансового оздоровления;

разработать по согласованию с Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, с участием Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации предложения по включению в порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок лицензирования (сертификации) деятельности аудиторских фирм по обеспечению реализации актов о несостоятельности (банкротстве) положений, регулирующих особенности аудита неплатежеспособных предприятий;

разработать с участием Министерства экономики Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по промышленной политике методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой поддержки, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью;

подготовить с участием заинтересованных министерств, ведомств Российской Федерации и организаций предложения по созданию органа независимой экспертизы.

13. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по промышленной политике и Федеральным управлением при подготовке расчетов к проектам федерального бюджета на соответствующие годы обеспечить своевременное представление обоснований необходимых объемов средств, направляемых из федерального бюджета на оказание государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям в целях восстановления платежеспособности, поддержания эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирования реорганизационных или ликвидационных мероприятий.


     Председатель Правительства
     Российской Федерации
                          В.Черномырдин

     

Приложение N 1



СИСТЕМА
критериев для определения неудовлетворительной
структуры баланса неплатежеспособных предприятий

1. Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственными средствами;

коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

2. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).

3. Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).

4. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на установленный период восстановления (утраты) платежеспособности.

5. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

6. При наличии установленных в пункте 5 настоящего приложения оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода восстановления платежеспособности, равного шести месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение больше единицы, может быть принято решение о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность.

При отсутствии установленных в пункте 5 настоящего приложения оснований для признания структуры баланса неудовлетворительной, в случае, если коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, определенный исходя из значения периода утраты платежеспособности, равного трем месяцам, и установленного значения коэффициента текущей ликвидности, равного двум, имеет значение меньше единицы, может быть принято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособности предприятия).

7. Решение о признании структуры баланса неудовлетворительной по основаниям, установленным пунктом 5 настоящего приложения, может быть отложено на срок, определяемый Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России, если в порядке, определенном абзацем 1 пункта 6 настоящего приложения, установлено наличие реальной возможности восстановления платежеспособности предприятия.

8. Анализ баланса предприятия производится на основании:

баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает в датой окончания последнего отчетного периода), представляемых руководством предприятия и заверенных в установленном порядке;

баланса предприятия за последний отчетный период, представляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Информация, содержащаяся в полученных в указанном порядке документах, является достаточной для принятия решения по определению неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Приложение N 2


ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления государственной финансовой
поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования
средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых
внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации
неплатежеспособных предприятий

1. Настоящее Положение определяет порядок представления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий.

2. В порядке, определенном настоящим Положением, осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»