ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ
ПРИКАЗ
от 10 июня 1993 года N 74
О порядке расходования средств на оказание финансовой помощи
работодателям на создание рабочих мест
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 августа 1994 года на основании
приказа Федеральной службы занятости Российской Федерации
от 25 июля 1994 года N 107 и
приказа Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2010 года N 1214
____________________________________________________________________
В целях обеспечения проведения единой политики занятости на рынке труда и усиления социальной защищенности лиц, особо нуждающихся в социальной защите путем финансирования создания рабочих мест органами федеральной государственной службы занятости населения, а также для упорядочения расходования средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и разработки соответствующих нормативно-методических документов,
приказываю:
1. Ввести в действие с 1 июня 1993 года "Временный порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан".
2. Установить, что заключенные до введения в действие "Временного порядка..." договоры на создание, сохранение рабочих мест подлежат исполнению в соответствии с содержащимися в них условиями до истечения сроков договоров в случаях не противоречащих условиям оказания финансовой помощи, устанавливаемых "Временным порядком...".
3. Руководителям Комитетов, Центров занятости республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
3.1. По действующим договорам на оказание финансовой помощи, на создание, сохранение рабочих мест, которые были заключены до 1 июля 1993 года и условия которых отличаются от условий оказания финансовой помощи работодателям на создание рабочих мест, устанавливаемых "Временным порядком...", принять меры, в рамках действующего законодательства, к заключению дополнительных соглашений к договорам, перезаключению договоров с целью приведения их условий к тем, что предусматриваются "Временным порядком...".
3.2. По договорам на передачу средств фонда занятости сторонним организациям, непосредственно не связанным с созданием рабочих мест (коммерческое использование средств фонда занятости), принять меры к возврату неправомерно переданных сторонним организациям средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (договоры должны быть прекращены выполнением по состоянию на 1 июля 1993 года (за исключением депозитных договоров и учредительных (соучредительных) договоров, заключенных с целью создания дополнительных рабочих мест).
Об исполнении доложить в Федеральную службу занятости России при представлении баланса за 3 квартал 1993 года с указанием причин невозврата и принятых мер по возврату средств в фонд занятости.
4. Управлению Государственного фонда занятости населения совместно со Сводно-аналитическим управлением и Управлением содействия трудоустройству и поддержки занятости, в 1 квартале 1994 года, по итогам работы в 1993 году службы занятости в соответствии с "Временным порядком...", проанализировать практику заключения и исполнения договоров на оказание финансовой помощи работодателям на создание рабочих мест и подготовить предложения по совершенствованию данного направления деятельности органов федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации и выпуску постояннодействующего нормативного документа.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Руководителя Федеральной службы занятости России О.А.Славуцкого.
Руководитель Федеральной
службы занятости России
Ф.Т.Прокопов
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы занятости России
Ф.Т.Прокопов
10 июня 1993 года
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
оказания финансовой помощи работодателям
на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства
и занятости граждан
Первый заместитель
Руководителя Федеральной
службы занятости
населения России
О.А.Славуцкий
1. Временный порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан разработан на основании Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года, с изменениями и дополнениями от 15 июня 1992 года, предусматривающего, что:
1.1. Статья 5: "государственная политика в области занятости населения предусматривает поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы", а также "проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы".
1.2. Статья 14: "в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает: осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной ... политики, ... и других мер, способствующих ... развитию системы рабочих мест".
2. "Временный порядок..." определяет условия и организацию предоставления органами службы занятости финансовой помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (в дальнейшем - фонд занятости) работодателям, создающим рабочие места по договорам со службой занятости.
3. "Временный порядок..." применяется органами федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации (в дальнейшем - службы занятости) при организации работы, планировании, учете и отчетности при выполнении функций службы, связанных с регулированием занятости путем частичного финансирования организации рабочих мест работодателями и, на этой основе, трудоустройства и обеспечения занятости граждан на организуемых рабочих местах, в первую очередь из числа лиц, объективно менее конкурентоспособных на рынке труда.
4. Под рабочим местом, для организации которого службой занятости оказывается финансовая помощь работодателю, для целей настоящего "Временного порядка...", понимается создание работодателем возможностей трудоустройства и обеспечение на постоянной или временной основе занятости гражданина, как правило, по направлению службы занятости, с обязательным заключением с гражданином трудового договора (контракта, соглашения).
5. Оказывать финансовую помощь за счет фонда занятости работодателям, организующим рабочие места по договорам со службой занятости имеет право орган службы занятости, наделенный правами юридического лица, которому вышестоящим органом службы занятости утверждены расходы на эти цели по соответствующей статье бюджета фонда занятости, находящегося в его распоряжении.
5. Финансовая помощь для организации рабочих мест и обеспечения занятости граждан оказывается органами службы занятости на основе заключаемых с работодателями договоров, как правило, на конкурсной основе.
7. Оказание финансовой помощи работодателям, организующим рабочие места по договорам с органами службы занятости, осуществляется за счет средств и в пределах статьи бюджета фонда занятости "Расходы на поощрение работодателей за организацию дополнительных рабочих мест", утвержденного вышестоящим органом службы занятости.
8. По решениям органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, местного самоуправления городов и районов, за счет средств соответствующих бюджетов, в том числе перечисляемых в фонд занятости, могут устанавливаться иные, более льготные, формы, условия, размеры, сроки оказания финансовой помощи работодателям и категории граждан, занятость которых обеспечивается путем организации рабочих мест.
9. По решению Федеральной службы занятости России, принимаемому в пределах ее компетенции самостоятельно или по представлению регионального органа службы занятости могут также устанавливаться дополнительные формы, иные условия, размеры, сроки оказания финансовой помощи и категории граждан, занятость которых обеспечивается путем организации рабочих мест.
10. Со средств, поступивших в качестве платы за пользование финансовой помощью работодателям органами службы занятости производится уплата налогов в соответствии с действующим законодательством.
После уплаты соответствующих налогов, остающаяся в распоряжении органа службы занятости часть средств полностью направляется в фонд занятости.
11. Ответственность за планирование и целевое расходование средств на оказание финансовой помощи за счет фонда занятости работодателями, организующими рабочие места по договорам со службой занятости, возлагается на руководителей органов службы занятости, за учет и отчетность по расходованию средств - на руководителей и главных бухгалтеров.
12. Выдача коммерческих и иных ссуд и кредитов из фонда занятости юридическим и физическим лицам, непосредственно не связанная с организацией рабочих мест по соответствующим договорам с органами службы занятости, в том числе на пополнение оборотных средств предприятий, финансирование коммерческих, торгово-закупочных операций, выдача ссуд на выплату заработной платы и т.п., на иные цели, не предусмотренные законодательством о занятости, не допускается.
13. Средства, направляемые на оказание финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест должны использоваться в соответствии с приоритетами государственной федеральной и региональной политики занятости, устанавливаемыми соответствующими программами содействия занятости населения.
14. При решении вопроса об оказании финансовой помощи органы службы занятости должны учитывать, что при прочих равных условиях, преимущественное право на получение финансовой помощи должны иметь работодатели:
14.1. Организующие рабочие места, в которых имеется потребность в данной местности с учетом перспектив развития экономической инфраструктуры и рынка труда региона или территории в течение срока действия предполагаемого договора.
14.2. Организующие рабочие места, в которых имеется потребность согласно данным о зарегистрированных в службе занятости гражданах, ищущих работу, безработных, особенно из числа лиц с ограниченной трудоспособностью и лиц, объективно менее конкурентоспособных на рынке труда, а также согласно данным о высвобождаемых, других категориях лиц, испытывающих потребность в трудоустройстве, которые могут быть трудоустроены на создаваемые рабочие места.
14.3. Организующие рабочие места на предприятиях, которые в данной местности, с учетом транспортной доступности рабочих мест, являются градообразующими в данном населенном пункте, местности.
14.4. Организующие рабочие места, на предприятиях, осуществляющих утвержденные в установленном порядке конверсионные мероприятия.
15. Оказание финансовой помощи работодателям на организацию рабочих мест за счет фонда занятости по договорам со службой занятости, осуществляется в следующих формах:
15.1. Прямое финансирование организации рабочих мест, то есть частичное возмещение работодателю службой занятости затрат, непосредственно связанных с созданием рабочих мест на безвозвратной и безвозмездной основе.
15.2. Возвратное финансирование организации рабочих мест, то есть частичное возмещение работодателю на срочной, возвратной и платной (или беспроцентной) основе затрат, непосредственно связанных с организацией рабочих мест, с установлением срока возврата, платы (процента) за пользование финансовой помощью и санкций за невыполнение работодателем условий договора.
16. Органы службы занятости могут оказывать финансовую помощь на организацию рабочих мест предприятиям, организациям и учреждениям (работодателям) независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности при соблюдении основных приоритетов и условий, изложенных в разделах I и II настоящего "Временного порядка...", а также следующих дополнительных условий:
16.1. Работодатель своевременно и в полном объеме уплачивал страховые взносы в Фонд занятости в течение года, предшествующего оказанию финансовой помощи или с момента государственной регистрации предприятия и регистрации в службе занятости в качестве плательщика страховых взносов, если этот срок составляет менее 12 месяцев до обращения работодателя за оказанием финансовой помощи.
16.2. Работодатель инвестирует в проект по организации рабочих мест не менее 51% собственных средств, в том числе банковских и иных кредитов, средств сторонних организаций.
16.3. Работодатель обязуется в результате использования финансовой помощи организовать рабочие места и, на этой основе, обеспечить занятость граждан, в определенном в договоре со службой занятости количестве, по определенной номенклатуре профессий и на определенный срок.
16.4. Работодатель обязан представить в службу занятости:
а) Проект организации рабочих мест с технико-экономическим обоснованием (бизнес-планом) затрат на организацию рабочего места, предусматривающим эффективное использование средств создаваемых рабочих мест. В бизнес-плане обязательно указание:
- контингента и количества граждан, занятость которых обеспечивается путем организации рабочих мест,
- номенклатуры организуемых рабочих мест и профессий,
- периода, на который обеспечивается занятость граждан на организуемых рабочих местах,
- план ввода рабочих мест в действие.
Если финансовая помощь оказывается в форме возвратного финансирования, работодателем дополнительно представляется расчет возврата финансовой помощи с указанием источников погашения полученных средств и платы за пользование ими.
б) Гарантии банка, иного финансово-кредитного учреждения, финансового органа администрации или другого платежеспособного юридического лица по возврату запрашиваемой финансовой помощи, платы за ее пользование или, в случае нецелевого использования работодателем финансовой помощи, санкций за нарушение установленных договором условий.
В случае отсутствия гарантийных обязательств должен быть представлен проект договора залога на имущество работодателя в обеспечение оказываемой финансовой помощи или поставлено условие о том, что договор вступает в силу после страхования финансовой помощи (дополнительно, после заключения договора работодателем представляется страховой полис).
17. Оказание финансовой помощи работодателям в форме прямого финансирования может быть осуществлено для частичного возмещения следующих затрат работодателя на организацию рабочих мест:
17.1. На организацию рабочих мест, приобретение, монтаж и наладку оборудования, специальных устройств и приспособлений для создания специализированных рабочих мест для инвалидов, трудоустраиваемых работодателем по направлениям службы занятости, при условии их занятости на созданных рабочих местах не менее одного года.
17.2. На возмещение затрат по оплате труда инвалидов, принимаемых работодателем на работу по направлениям службы занятости, при условии обеспечения работодателем их занятости в течение не менее 6 месяцев.
17.3. На покрытие издержек по организации ученических рабочих мест для обучения инвалидов и молодежи, завершившей обучение в школе и не имеющей профессии, по направлениям службы занятости, при условии их занятости на данных ученических местах от 3 месяцев и выше.
17.4. На покрытие издержек на организацию учебных рабочих мест для повышения квалификации, переобучения лиц, подлежащих высвобождению, по профессиям и специальностям, определяемым в договоре со службой занятости, в случаях массового увольнения работников с предприятия, о котором служба занятости уведомлена в установленном законодательством о занятости порядке, при условии их занятости на данных учебных местах от 6 месяцев и выше.
18. Оказание финансовой помощи работодателям в форме возвратного финансирования, без установления платы (процентов) за ее пользование может быть осуществлено для частичного возмещения следующих затрат работодателя, в следующих размерах:
18.1. На покрытие издержек по оплате сырья, комплектующих изделий, оборудования, предназначенных для организации, переоснащения рабочих мест, в случаях предотвращения на срок до 6 месяцев массового увольнения работников с предприятия, о котором служба занятости уведомлена в установленном законодательством о занятости порядке, в количестве не менее 25% от числа работников, намеченных к увольнению, при условии, что срок возврата финансовой помощи не превышает двух месяцев.
18.2. На частичное покрытие издержек на оплату труда граждан особо нуждающихся в социальной защите (безработных одиноких родителей, имеющих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, безработной молодежи, окончившей средние профессионально-технические учебные заведения, безработных лиц предпенсионного возраста), трудоустраиваемых работодателем по направлениям службы занятости на срок от 6 месяцев и выше.
19. Оказание финансовой помощи работодателям в форме возвратного финансирования, с установлением сроков возврата и платы (процентов) за ее пользование не ниже 50% средней банковской ставки по ссудам, выдаваемым ими на аналогичные цели на данной территории, может быть осуществлено при условии трудоустройства на срок от 6 месяцев безработных граждан из числа лиц особо нуждающихся в социальной защите по направлениям службы занятости, а именно:
- одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
- лиц, продолжительное время (более 6 мес.) не имеющих работы;