Недействующий

Об итоговом документе Совещания руководителей таможенных органов Российской Федерации (8-10 февраля 1994 года) (утратило силу на основании приказа ФТС России от 08.11.2006 N 1121)

Итоговый документ Совещания
руководителей таможенных органов
Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации "Об итогах развития таможенных органов России в 1993 году и задачах по реализации нового таможенного законодательства", доклады заместителей Председателя ГТК России, выступления руководителей подразделений центрального аппарата ГТК России, таможенных органов с мест по данному вопросу, Совещание руководителей таможенных органов Российской Федерации отмечает, что процесс становления и развития таможенной службы Российской Федерации протекал в нелегких условиях, отсутствия четко определенных и обустроенных границ России с бывшими союзными республиками, совершенствования правовой базы таможенного дела, недостаточной численности, низкого уровня развития таможенной инфраструктуры и материально-технической базы таможенных органов.

Несмотря на это, за истекший период таможенные органы России в основном справились с возложенными на них задачами по защите экономических интересов страны, борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, ведению таможенной статистики и содействия осуществлению валютного контроля, в первую очередь - за своевременной и полной репатриацией платежей, причитающихся за экспортированные товары.

На территории Российской Федерации создана разветвленная сеть таможенных учреждений, в целом удовлетворяющая потребностям экономики государства.

Заложены основы материально-технической базы таможенных органов и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

Создается законодательная база деятельности таможенных органов.

Разработан и внедряется в практику механизм, позволяющий осуществлять государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, страна происхождения товаров, таможенная стоимость, таможенные режимы, валютный контроль, таможенная статистика).

Функционирует система начисления, взимания и контроля за полнотой и своевременностью перечисления в Федеральный бюджет таможенных платежей.

Ведены новые институты, позволяющие более эффективно вести борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой в сфере внешнеэкономической деятельности.

Таможенная служба в основном укомплектована кадрами, имеющими необходимую подготовку для решения возложенных на нее задач. Численность сотрудников службы возросла в 4 раза с января 1992 г. и составляет к настоящему времени 30.927 человек. Созданы предпосылки для более радикального решения вопросов правовой и социальной защиты сотрудников таможенных органов.

Укрепились международные позиции российской таможенной службы. В 1993 году Россия получила статус постоянного члена Политической комиссии Совета таможенного сотрудничества, вошла в Финансовый комитет СТС. Создан и приступил к работе Совет руководителей таможенных служб стран-членов СНГ.

Регулярно осуществляются контакты с таможенными службами иностранных государств, нацеленные на решение вопросов взаимопомощи, унификации и гармонизации таможенных процедур, подготовки кадров, борьбу с правонарушениями.

В то же время Совещание считает, что в результате проделанной работы только заложена основа для дальнейшего развития таможенных органов и реализации задач, возложенных на службу Таможенным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Необходимо радикальным образом пересмотреть систему организации и управления таможенными органами. При реорганизации системы следует исходить из того, что таможенное оформление и контроль являются единым технологическим процессом, в осуществлении которого в равной степени участвуют все функциональные подразделения службы. Практика организации таможенного контроля требует предусмотреть различную специализацию подразделений, их гармоничное сочетание и взаимодействие при осуществлении таможенного оформления как по вертикали, так и по горизонтали. Функциональные подразделения должны сосредоточить свои усилия на методологическом и информационном обеспечении процесса таможенного оформления.

Ускоренное развитие таможенной инфраструктуры выявил ряд негативных моментов. В частности, создание таможенных органов на местах не всегда обосновывалось с точки зрения экономической целесообразности, наличия необходимых материальных и кадровых ресурсов. В результате чего более 20 учреждений в настоящее время не выполняют возложенных на них функций. Анализ показывает, что в предстоящий период больше внимания необходимо уделить оснащению действующих таможен и таможенных постов, а развитие таможенной инфраструктуры надлежит тесно увязывать с обустройством помещений, наличием складских помещений, подбором и обучением кадров, оснащением средствами связи и т.д.

Имеются серьезные недостатки в области обеспечения таможенного контроля необходимой нормативной базой, вытекающей из нового таможенного законодательства. Крайне медленно идет работа по введению подзаконных и ведомственных актов, обеспечивающих применение таможенных режимов, порядка проведения таможенного контроля (технологии) и других документов, без которых невозможна реализация таможенного законодательства в полном объеме. Это наносит определенный ущерб как хозяйствующим субъектам, так и таможенной службе. Необходимо до конца 1994 года завершить разработку всех нормативных актов, вытекающих из Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

Имеются существенные упущения в работе таможенных органов по реализации задач в экономической сфере деятельности. В результате слабого контроля за доставкой товаров в таможни назначения и режимами транзита и реэкспорта товаров Федеральный бюджет не добрал значительные суммы. От неполного поступления сборов за таможенное оформление несет ущерб и служба в целом. Отсутствуют четкие инструкции и методики по определению размеров сборов за оформление, контроля за правильностью начисления, взимания за поступлением в Федеральный бюджет таможенных платежей.

Имеют место случаи предоставления необоснованных освобождений и отсрочек от уплаты таможенных платежей. В качестве гуманитарной помощи (а, значит, беспошлинно) оформляются товары, которые не могут быть отнесены к таковым. Не взимается плата за предоставление отсрочек, пени за просрочку платежей, не контролируются фактические сроки предоставления отсрочек.

Переход на промышленную эксплуатацию автоматизированной подсистемы сбора формирования исходных данных таможенной статистики, а также их публикация невозможны без получения достоверной информации о внешнеторговых операциях, что пока является слабым местом в деятельности таможенных органов.

Несмотря на достигнутые определенные положительные результаты в деле борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил во внешнеторговом обороте, продолжают иметь место серьезные недостатки в работе по борьбе с этими проявлениями в неторговом обороте. Такое положение порождает у нарушителей таможенных правил чувство безнаказанности и поощряет их на совершение новых правонарушений.

Моральный и материальный ущерб, который несет государство от деятельности преступных группировок в сфере внешней торговли, обязывает таможенные органы активизировать эту работу, поставить ее на новый, более высокий качественный уровень. В 1994 году предстоит завершить всю подготовительную работу и приступить к практической реализации в полной мере функций дознания и оперативно-розыскной деятельности.

Резкое увеличение штатной численности при относительно невысоком уровне заработной платы и социального обеспечения привело к тому, что в таможенные органы стали проникать люди, ставящие перед собою цели личного обогащения. Они вступают в сговор с подконтрольными лицами, берут взятки. Имеют место факты внедрения преступными группировками на работу в таможенную службу своих людей для сбора информации и незаконного оформления товаров.

Не на должном уровне находится и система подготовки кадров. Недостаточное количество учебных заведений, учебных программ, невысокий профессиональный уровень преподавательского состава зачастую становятся причинами низкого качества подготовки кадров, что в свою очередь влияет на работу таможенных органов.

Борьба за чистоту рядов и повышение профессионального мастерства сотрудников таможенных органов должны быть определяющими на этом направлении в предстоящий период.

Совещание руководителей таможенных органов Российской Федерации считает целесообразным дальнейшее развитие таможенных органов осуществлять не только за счет количественного увеличения, а также и за счет улучшения качественных показателей роста таможенной службы, выражающихся в повышении уровня организации таможенного оформления и контроля путем создания мощной материальной базы, компьютеризации, создания современных систем связи, усиления ответственности должностных лиц таможенных органов и повышения уровня их профессиональной подготовки.

В целях устранения имеющихся недостатков, дальнейшего совершенствования работы таможенных органов, наиболее полного и своевременного решения задач, вытекающих из нового таможенного законодательства, сконцентрировать усилия на решении следующих вопросов.