____________________________________________________________________
Фактически утратил силу. С 12 декабря 2002 года
действует Положение о государственном земельном контроле,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации
от 19 ноября 2002 года N 833
____________________________________________________________________
В соответствии с земельным законодательством и Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2162 Совет Министров Правительство Российской Федерации постановлением от 23 декабря 1993 года N 1362 утвердил Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, признав утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 594.
Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации
приказываю:
1. Принять Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации к руководству (Приложение N 1).
2. Утвердить форму удостоверения государственного инспектора (инспектора) по использованию и охране земель (Приложение N 2).
3. Управлению госземконтроля (Калинин) разработать и до 1 июня 1994 года представить на утверждение в Госкомстат Российской Федерации новую форму статистической отчетности о контроле за использованием земель.
Председатель Комитета
Н.В.Комов
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления государственного контроля за использованием
и охраной земель в Российской Федерации
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации (далее именуется - госземконтроль). Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическими лицами.
2. Госземконтроль осуществляется соответствующими органами представительной и исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством. Задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения всеми физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
3. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими госземконтроль, являются:
Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах;
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с органами представительной и исполнительной власти и между собой.
4. Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации является председатель Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а заместители председателя и начальник Управления государственного контроля за использованием и охраной земель Комитета - заместителями главного государственного инспектора по использованию и охране земель Российской Федерации.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители несут персональную ответственность за организацию и осуществление госземконтроля в Российской Федерации, а государственные инспектора по использованию и охране земель соответствующих территорий и их заместители - на этих территориях.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов и районов являются государственными инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий, а заместители председателей и начальники подразделений государственного контроля за использованием и охраной земель этих комитетов - заместителями соответствующих государственных инспекторов по использованию и охране земель.
Председатели комитетов по земельным ресурсам и землеустройству - государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству - главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти этих субъектов Российской Федерации.
Должностные лица и специалисты Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, городов и районов, на которых возложено осуществление госземконтроля, являются инспекторами по использованию и охране земель соответствующих территорий.
Главному государственному инспектору по использованию и охране земель Российской Федерации, государственным инспекторам и инспекторам по использованию и охране земель органами их исполнительной власти выдаются удостоверения установленного образца.
Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и государственные инспектора по использованию и охране земель имеют печать и бланки документов с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
5. Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации:
осуществляют госземконтроль в соответствии со своей компетенцией;
организуют проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений;
принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;
участвуют в подготовке нормативных и законодательных актов, касающихся использования и охраны земель;
вносят в установленном порядке предложения о консервации деградированных и загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к угрозе жизни и здоровью человека, чрезвычайным ситуациям, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природных ландшафтов, негативным экологическим последствиям и загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников;
информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель;
участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.
6. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
недопущением самовольного занятия земельных участков;
предоставлением сведений о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также о наличии свободного земельного фонда;
своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почвы, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и других процессов, вызывающих деградацию земель;
соблюдением установленных сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении им земельных участков;
установлением и сохранностью межевых знаков;
своевременным возвратом земель, предоставленных во временное пользование.
7. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
выполнением природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности;
соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологий и материалов для обработки почв, а также при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и других объектов;
предотвращением захламления земель, загрязнения почв сточными водами, пестицидами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами;
соблюдением установленного режима использования земель природоохранного, природо-заповедного и рекреационного назначения;
осуществлением предусмотренных проектами землеустройства и другими проектами мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и землеустройства;
соблюдением земельного законодательства в части охраны земель;
пресечением самовольного занятия земель природоохранного, природно-заповедного и рекреационного назначения;
выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
выполнением мероприятий по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы, деградации земель и консервации выведенных из оборота сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель.
8. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляют государственный контроль за:
соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства;
предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеваний.
9. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и его органы на местах осуществляют государственный контроль за:
соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в городах и других поселениях в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;
соблюдением норм и правил планировки и застройки городов и других поселений;
соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности;
предотвращением самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, вырубки зеленых насаждений общего пользования в городах и других поселениях;
предоставлением земельных участков в городах и других поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.
10. Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации и его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель и их заместители, должностные лица Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и их органов на местах, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с возложенными на них функциями по осуществлению госземконтроля и в пределах своей компетенции имеют право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агротехнических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим продородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством размеров штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда. Должностные лица Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации рассматривают дела о нарушениях земельного законодательства в порядке, установленном Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;