Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 1994 года N 623


Об утверждении федеральной целевой программы
"Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1997 годы

 (с изменениями на 19 сентября 1997 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1206.

____________________________________________________________________



В целях осуществления мероприятий по предупреждению распространения и снижения уровня инфекционной заболеваемости, управляемой вакцинацией, Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1997 годы, подготовленную Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

____________________________________________________________________     

Сроки реализации федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" продлены на 1998 год - постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1206.

____________________________________________________________________     

2. Министерству финансов Российской Федерации обеспечить финансирование указанной в пункте 1 настоящего постановления программы в 1994 году и предусматривать ассигнования, необходимые для ее финансирования на 1995 - 1997 годы, при разработке проектов федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать с участием Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти региональные программы вакционопрофилактики, предусмотрев их финансирование в 1994 - 1997 годах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
 В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 1994 года N 623

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА"
НА 1993 - 1997 ГОДЫ

I. Обоснование федеральной целевой программы
"Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1997 годы

В Российской Федерации отмечается ухудшение эпидемиологической обстановки в отношении инфекционных заболеваний, против которых имеются эффективные средства профилактики - вакцины. Заболеваемость дифтерией с 1980 по 1992 годы возросла в 13 раз, соответственно резко увеличилось число вспышек дифтерии и смертельных исходов от этой инфекции. Ежегодно регистрируются 20 - 25 тыс.больных корью, не снижается число заболеваний паралитическими формами полиомиелита. Уровень распространения этих инфекций значительно превышает таковой в развитых странах, где, благодаря реализации расширенной программы иммунизации населения, принятой Всемирной организацией здравоохранения, практически ликвидированы заболевания полиомиелитом и дифтерией, а корью и коклюшем - сведены до единичных случаев.

Сложившаяся обстановка в Российской Федерации является следствием серьезных недостатков в системе вакционопрофилактики. В связи с неоправданно широкими противопоказаниями к проведению прививок, негативным отношением к ним многих специалистов педиатрической службы, особенно в условиях ухудшения показателей здоровья детей первого года жизни, произошло уменьшение охвата детей прививками и, как следствие, снижение уровня коллективного иммунитета населения. Этому в значительной степени способствовали также слабо поставленная санитарно-просветительная работа среди населения и необъективное освещение проблем вакцинопрофилактики в средствах массовой информации. В результате в 1992 году против полиомиелита было привито детей в возрасте одного года лишь 69 процентов, против дифтерии - 72,6, коклюша - 62, а против кори в возрасте двух лет - только 82,6 процента детей.

Серьезной проблемой остается нестабильность качества некоторых вакцин, перебои в их поставках учреждениям здравоохранения. Такое положение является следствием крайне слабой материальной базы и недостаточной технической оснащенности предприятий по производству медицинских иммунобиологических препаратов, отсутствия ряда необходимых для выпуска вакцин материалов, многие из которых в стране не производятся, а закупки их из-за отсутствия валютных ассигнований не осуществляются. На низком уровне осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции.

До сих пор не созданы должные условия транспортировки и хранения вакцин. В Российской Федерации не выпускаются термоконтейнеры и хладоэлементы к ним, термоиндикаторы. Ухудшилась обеспеченность учреждений здравоохранения стационарным холодильным оборудованием.

Медленно внедряются современные технологии эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией.

Недостаточна подготовка медицинских работников по этой проблеме. Не решены некоторые правовые вопросы вакцинопрофилактики.

Неудовлетворительно осуществляются научные исследования по совершенствованию существующих и разработке новых вакцин. До настоящего времени в Российской Федерации отсутствуют вакцины против краснухи, гепатита В, поликомпонентный препарат против кори и эпидемического паротита.

Проблема профилактики инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией, не может быть успешно решена путем осуществления лишь медицинских мероприятий. Для этого требуется разработка и проведение единой государственной политики, направленной на коренное улучшение вакцинопрофилактики, в рамках федеральной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 1993 - 1997 годы (далее именуется программа).

Программа разработана Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Российской академией медицинских наук совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом накопленного в стране опыта работы, рекомендаций Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу и Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Функции государственных заказчиков возлагаются на Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

II. Цели и задачи

Целями программы являются снижение уровня заболеваемости и смертности среди детей от инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией, и ликвидация этих заболеваний, в том числе:

снижение уровня заболеваемости дифтерией до единичных случаев к 2000 году, предупреждение к 1995 году летальных исходов от этой инфекции;

снижение уровня заболеваемости коклюшем до пяти случаев на 100 тыс.населения к 1997 году;

снижение уровня заболеваемости корью до трех случаев на 100 тыс.населения к 1997 году и до единичных случаев к - 2000 году;

ликвидация полиомиелита к 2000 году.

Для реализации поставленных целей предусматривается решение следующих задач:

достижение охвата детей в возрасте одного года прививками против полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, туберкулеза, а также детей в возрасте двух лет - против кори до уровня 95 процентов к 1997 году на всей территории Российской Федерации;

обеспечение современного уровня производства вакцин и контроля за их качеством;

создание эффективной системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики;

совершенствование информационно-аналитической системы эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией, а также за поствакцинальными осложнениями;

улучшение подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики;

проведение прикладных исследований для решения оперативных задач вакцинопрофилактики.

III. Достижение высокого уровня охвата детей
профилактическими прививками

Реальное снижение уровня заболеваемости и ликвидация инфекционных заболеваний, управляемых вакцинацией, могут быть достигнуты лишь при условии выработки устойчивого коллективного иммунитета у населения к этим заболеваниям.

Для решения поставленной задачи предусмотрены:

разработка в 1994 году проекта закона Российской Федерации о вакцинопрофилактике, определяющего государственную политику в этой области правового решения вопросов ответственности медицинских работников за непроведение прививок в установленные сроки при отсутствии обоснованных медицинских противопоказаний, приема детей в дошкольные учреждения и школы с учетом ранее проведенных профилактических прививок, обязательного государственного и других видов страхования от возможных осложнений после прививок, а также внедрение прививочного сертификата и разработка положения о нем;

разработка медико-иммунологических и санитарно-эпидемиологических правил вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний;

пересмотр в 1993 году медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок с целью их сокращения с учетом позиции Всемирной организации здравоохранения по этому вопросу;

совершенствование календаря профилактических прививок;

создание постоянной информационно-пропагандистской системы по вопросам эффективности вакцинации в профилактике инфекционных заболеваний, включающей разработку и выпуск массовым тиражом различных санитарно-просветительных материалов (плакатов - 1 млн. экземпляров, буклетов - 2 миллиона, памяток - 5 млн.экземпляров ежегодно), подготовку и проведение тематических радио- и телепередач, 20 видеоклипов, 10 тел- и кинофильмов, организацию их демонстрации в кинотеатрах, трансляции и показа по государственным, ведомственным и коммерческим каналам радиовещания и телевидения;

бесперебойное снабжение в требуемых количествах одноразовыми шприцами и необходимыми вакцинами всех лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих работу по вакцинации;

включение вопросов вакцинопрофилактики в квалификационные характеристики врачей и средних медицинских работников при проведении их аттестации;

совершенствование в 1993 - 1994 годах работы кабинетов иммунопрофилактики с целью максимального охвата прививками детей с отягощенным анамнезом;

совершенствование работы прививочных бригад для обеспечения вакцинопрофилактики в труднодоступных населенных пунктах, а также по эпидемиологическим показаниями, разработка в 1993 году типового положения об организации их работы.

Комплекс санитарно-просветительных мероприятий направлен на обеспечение заинтересованности родителей в проведении прививок их детям и сведения к минимуму отказов от вакцинации.

IV. Обеспечение современного уровня производства вакцин
и  контроля за их качеством

Материальная база и техническая оснащенность предприятий по производству медицинских иммунобиологических препаратов неудовлетворительная, и, как следствие, существующие режимы производства вакцин не соответствуют не только международным требованиям, но и установленным для Российской Федерации санитарным нормам. В стране отсутствует промышленное производство технологического оборудования для выпуска вакцин на современном уровне, существуют проблемы со снабжением импортными реактивами, питательными средами, лабораторными животными, отмечается низкое качество ампулирования.

В целях устранения создавшегося положения программа предусматривает:

реконструкцию и технологическое переоснащение в 1993- 1995 годах предприятий по производству вакцин массового применения, создание совместных предприятий;

улучшение обеспечения указанных предприятий химическими реактивами, питательными средами, лабораторными животными, фильтровальными пластинами, планшетами, средствами укупорки и стеклоизделиями для фасовки готовых препаратов;

внедрение современных технологий путем закупки импортного оборудования для выпуска вакцин и развития отечественной промышленности, включая конверсированные предприятия, освоение производства новых видов и форм препаратов для вакцинопрофилактики, в том числе переход на выпуск продукции в одноразовой фасовке,в комплекте со стерильным одноразовым шприцем и иглой;

совершенствование нормативной базы по контролю за качеством препаратов вакцинопрофилактики, разработка в 1993 году санитарных правил по указанным вопросам;

совершенствование к 1995 году системы государственного контроля за качеством вакцин путем организации федерального центра и региональных отделений контроля на базе научно-исследовательских институтов и центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В целях экономического стимулирования производства вакцин предусматриваются льготы по налогу на прибыль и кредиты на льготных условиях.

V. Создание эффективной системы транспортировки и хранения
препаратов для вакцинопрофилактики

Температурные условия транспортировки и хранения препаратов для вакцинации ("холодовая цепь") в значительной степени определяют их качество и эффективность в процессе использования.

Для обеспечения "холодовой цепи" предусмотрены:

разработка в 1993 году санитарных правил хранения и транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов;

разработка и организация в 1993 - 1997 годах производства 275 тыс.термоконтейнеров одноразового и многоразового использования, хладоэлементов к ним, 800 тыс.термоиндикаторов, холодильников с альтернативными источниками энергии (газ, керосин);

целевое выделение в 1993 - 1995 годах учреждениям здравоохранения, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ПО "Фармация", аэропортам 16 тыс.единиц стационарного холодильного оборудования (морозильные камеры, холодильники) и специального рефрижераторного и высокопроходимого автотранспорта.

VI. Совершенствование информационно-аналитической базы системы
эпидемиологического надзора за инфекционными
заболеваниями, управляемыми вакцинацией

Разработанные и внедренные в практику системы эпидемиологического надзора за отдельными инфекционными заболеваниями требуют дальнейшего совершенствования.

Для этого предусмотрено проведение следующих мероприятий:

совершенствование в 1993 году системы сбора статистических данных по вакцинопрофилактике с целью повышения ее информативности и оперативности;

создание адекватной системы информационного обеспечения по этим вопросам органов и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы на федеральном, региональном и территориальном уровнях;

совершенствование в 1993 - 1994 годах системы контроля за уровнем охвата населения прививками, а также за состоянием коллективного иммунитета у населения с использованием эпидемиологических методов и серологических исследований;

оснащение санитарно-эпидемиологических учреждений компьютерной техникой, средствами телекоммуникационной связи, лабораторным оборудованием, диагностикумами и тест-системами.

VII. Совершенствование подготовки кадров по вопросам
вакцинопрофилактики

Для реализации организационных, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий по проблеме вакцинопрофилактики первостепенное значение имеет улучшение подготовки кадров.

В этих целях предусмотрены:

разработка и внедрение в 1993 - 1995 годах специальных дифференцированных учебных программ по вопросам вакцинопрофилактики для студентов медицинских и фармацевтических институтов и училищ, врачей, фармацевтов и средних медицинских работников в училищах, институтах, на факультетах повышения квалификации, курсах информации и стажировки, специалистов предприятий по производству медицинских иммунобиологических препаратов, работников аптечных складов на соответствующих квалификационных курсах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»