Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 июня 1994 года N 624


Об утверждении Федеральной целевой программы
по охране территории Российской Федерации от завоза
и распространения особо опасных инфекционных заболеваний
людей, животных и растений, а также токсичных веществ
на 1994 - 1997 годы

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях обеспечения охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994 - 1997 годы, представленную Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию указанной программы на основе межотраслевой координации и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять в 1994 году, в виде исключения, финансирование указанной в пункте 1 настоящего постановления программы за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации предусматривать в проектах федерального бюджета на 1995 и последующие годы необходимые объемы финансирования на выполнение этой программы.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

разработать с участием Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации региональные программы по охране соответствующих территорий от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ и осуществить их финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

направлять часть средств, получаемых от предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также граждан в виде санкций за нарушения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных правил ввоза и реализации продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции, на развитие и оснащение учреждений санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля;

отнести учреждения, обеспечивающие санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитарный контроль в пунктах  пропуска через государственную границу Российской Федерации к числу организаций, для которых устанавливаются льготы по оплате услуг, в том числе за связь, электроэнергию, водо- и теплоснабжение, аренду помещений;

предоставить право на бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах и на железнодорожном транспорте пригородных и внутрирайонных линий специалистам санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной служб при исполнении ими служебных обязанностей по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации.

4. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечить бытовое обустройство специалистов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
 В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 июня 1994 года N 624

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по охране территории Российской Федерации от завоза
и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей,
животных и растений,а также токсичных веществ на 1994 - 1997 годы

1. Обоснование

В Российской Федерации в настоящее время одним из факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку, является существующая и возрастающая угроза завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, чем наносится значительный ущерб народному хозяйству и здоровью населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, начиная с 1990 года в мире резко активизировались эпидемические очаги особо опасных инфекционных заболеваний. В 1993 году в 52 государствах зарегистрировано более 350 тыс.больных холерой. Ежегодно регистрируется около 1200 случаев чумы и свыше 5 тыс.заболеваний желтой лихорадкой, обостряется обстановка по другим опасным инфекционным заболеваниям.

Положение усугубляется значительным притоком на территорию Российской Федерации из стран, не благополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям, лиц, ищущих убежища, на которых распространяется статус беженцев (в соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Протоколом к ней 1967 года).

Отмечается увеличение числа случаев завоза в страну инфекционных заболеваний людей, животных и растений, требующих для ликвидации последствий их распространения значительных финансовых и материальных затрат. Локализация и ликвидация последствий завоза одного случая заболевания холерой обходятся государству в 3 млн. рублей, в на ликвидацию последствий завоза карантинного вредителя капрового жука затраты составляют 1,4 млрд.рублей.

Значительно обострилось положение в связи с резко возросшим потоком поставок из-за рубежа в Российскую Федерацию продуктов питания и пищевого сырья, товаров народного потребления, которые представляют реальную и потенциальную опасность для здоровья населения и могут оказывать негативное влияние на санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную обстановку. При этом значительная часть российских и зарубежных поставщиков уклоняется от выполнения действующих санитарных, ветеринарных и фитосанитарных правил, определяющих порядок ввоза продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции, что усугубляется отсутствием действенной системы контроля.

Только в 1993 году зарегистрированы десятки случаев ввоза продуктов питания, опасных по своим качественным характеристикам, а в ряде случаев послуживших причиной тяжелых интоксикаций и заболеваний людей. В Москве в ноябре 1993 года зарегистрированы очаги ботулизма среди людей, вызванные использованием в пищу мясных консервов итальянского производства. Из консервов выделен токсин, установлена их промышленная нестерильность. Была запрещена реализация крупной партии тайваньского риса в связи с содержанием в нем высокоопасных пестицидов в концентрациях, превышающих предельно допустимые.

По неполным данным, в 1993 - 1994 годах органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации запрещена реализация более 1000 партий импортного продовольствия, в том числе поступившего по линии гуманитарной помощи, в связи с недоброкачественностью и отсутствием документов, подтверждающих качество товара.

Поставляемые по импорту виноводочные изделия в 18,2 процента случаев не соответствуют санитарным нормам, а консервная продукция в 7,3 процента от общего ее объема, поступаемого в Российскую Федерацию.

В результате деятельности частных предпринимателей, что особенно осложняет организацию контроля и надзора, страна наводнена огромным количеством всевозможных жевательных резинок и конфет, нередко крайне низкого качества с истекшими сроками реализации, содержащих порой не разрешенные в Российской Федерации пищевые добавки и опасные токсичные элементы.

Развитие в последние годы международных связей на федеральном, региональном и местном уровнях, значительно возросший уровень международных пассажирских и грузовых перевозок обусловили увеличение числа пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропортах, морских и речных портах, на железнодорожных путях и автострадах, которые должным образом не оборудованы.

Положение усугубляется тем, что на большом протяжении у Российской Федерации фактически отсутствует государственная граница с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, что позволяет ввозить грузы без должной оценки и досмотра, минуя соответствующие санитарно-карантинные пункты.

Указанные причины приводят к ухудшению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной обстановки.

В настоящее время охрана территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О ветеринарии" и возложена на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации, Государственную ветеринарную службу Российской Федерации, Государственную инспекцию по карантину растений (далее именуются государственные службы контроля), соответствующие службы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Принимаются меры по обеспечению санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации. К настоящему времени действуют 289 пограничных контрольно-пропускных пунктов. Кроме того, на границе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств открыто 106 пунктов таможенного контроля. Планируется открытие еще 50 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Действующие и вновь открываемые пункты пропуска не отвечают возросшим современным требованиям по материально-техническому и приборному оснащению, не укомплектованы достаточным количеством квалифицированного персонала и, как правило, не в должной мере решают вопросы санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Создание таких пунктов на государственной границе Российской Федерации осуществляется неудовлетворительными темпами из-за отсутствия необходимого финансирования их содержания и оборудования.

Предполагается создание системы организаций и учреждений санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации, координирующих свои усилия с таможенными органами Российской Федерации и Пограничными войсками Российской Федерации и оснащенных современными техническими средствами, позволяющей исключать возможность завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний, карантинных вредителей растений и токсичных веществ.

Одновременно планируется организация региональных центров лабораторного контроля, на которые будет возложено осуществление необходимых исследований с использованием современных технических средств и приборов.

Все это требует от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации укрепления организаций и учреждений государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации, совершенствования законодательства Российской Федерации по этим вопросам, создания необходимого материально-технического потенциала и системы межведомственного информационного обеспечения.

Для реализации этих целей и задач и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. N 437 "О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации" разработана Федеральная целевая программа по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ на 1994 - 1997 годы (далее именуется - программа). Программа предусматривает совершенствование организации системы организаций и учреждений государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации и в регионах Российской Федерации, разработку нормативной и правовой базы, улучшения материально-технического, научного и кадрового обеспечения работ по этому направлению. Финансовые средства на выполнение данной программы предусматриваются из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Реализация программы обеспечит сокращение ожидаемых прямых и косвенных потерь в результате предотвращения завоза и распространения на территории Российской Федерации особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, улучшение состояния здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного благополучия.

2. Цель и задачи

Основной целью программы является обеспечение охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ, промышленных отходов и других потенциально опасных грузов, которые могут оказывать вредное воздействие на здоровье населения, ухудшать санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную, фитосанитарную и экологическую обстановку.

Для достижения поставленной цели предусмотрена реализация следующих задач:

совершенствование системы организации государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе Российской Федерации;

научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля;

создание межведомственной автоматизированной информационной системы контроля (АИС "Санохрана") за поступлениями из-за рубежа;

приборное и материально-техническое развитие государственных служб контроля;

международное сотрудничество.

     

3. Совершенствование системы организации государственного
санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного
надзора и контроля на государственной границе
Российской Федерации

Основными направлениями совершенствования организационного построения, управления и взаимодействия соответствующих служб государственного санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного надзора и контроля на государственной границе Российской Федерации являются:

разработка подзаконных актов об охране территории Российской Федерации от завоза и распространения возбудителей и токсичных веществ в развитие Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Закона Российской Федерации "О ветеринарии";

разработка правовых и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность соответствующих государственных служб контроля и других заинтересованных организаций по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ;

создание и развитие системы организаций и учреждений, обеспечивающих государственный санитарно-эпидемиологический, ветеринарный и фитосанитарный надзор и контроль в местах пропуска на государственной границе Российской Федерации, а также в регионах Российской Федерации, где реализуются поступления из-за рубежа;

пересмотр действующих и разработка новых норм и правил размещения и оснащения организаций и учреждений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

разработка норм и правил, гарантирующих безопасность поступлений из-за рубежа и обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое, ветеринарное и фитосанитарное благополучие.

На федеральном уровне программой предусматривается:

подготовка проекта закона Российской Федерации "Об охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ";

разработка правовых и иных нормативных актов по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации;

разработка порядка ввоза импортной продовольственной, животноводческой и растениеводческой продукции и табеля оснащения приборами и оборудованием учреждений государственных служб контроля в местах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Исполнителями данного раздела являются: Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, Министерство путей сообщения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

4. Научное и кадровое обеспечение государственных служб контроля

В целях научного и кадрового обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации предусматривается:

разработка и совершенствование методов, в том числе экспресс-методов, диагностики и индикации особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных и других потенциально опасных веществ в поступлениях из-за рубежа;

совершенствование и разработка средств и методов обеззараживания в очагах эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, транспортных и технических средств, а также методов утилизации павших животных и токсичных веществ;

разработка нормативных документов, регламентов и положений о порядке санитарной, ветеринарной и фитосанитарной охраны территории Российской Федерации;

разработка нормативных затрат и необходимой фондовооруженности труда работников организаций и учреждений, непосредственно обеспечивающих санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную охрану территории Российской Федерации;

разработка планов и программ подготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов и работников организаций и учреждений государственных служб контроля на государственной границе Российской Федерации;

подготовка и переподготовка специалистов по вопросам организации государственного контроля за поступлением из-за рубежа в высших учебных заведениях, научно-исследовательских и других учреждениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»