Перечень видов и объемов медицинской помощи, входящих в Базовую Программу обязательного медицинского страхования - в дальнейшем "Перечень" построен в полном соответствии с законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и постановлением Правительства России от 23.01.92 года N 41 "О мерах по выполнению Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
Требуемые объемы медицинской помощи гражданам России и необходимые для этого ассигнования определялись на основе изучения закономерностей потребления медицинских услуг в различных возрастно-половых группах населения в связи с уровнем и динамикой заболеваемости населения России за последние 3 года.
Принцип построения "Перечня", включенного в программу обязательного медицинского страхования - территориальный, основанный на нормативно-балансовом методе расчета требуемых ресурсов при традиционно-сложившейся технологии организации медицинской помощи.
Системный, территориальный подход позволяет рассматривать в комплексе весь объем необходимой медицинской помощи населению, а сеть ЛПУ территорий как "единый функционирующий организм", призванный обеспечить максимальную доступность и своевременность оказания медицинской помощи.
Экономическое обоснование "Перечня" представляет собой научно обоснованные пропорции объемов амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи по 29 медицинским специальностям, и требуемых для их реализации ресурсов (больничных коек, врачей и финансовых средств).
ПО ДОГОСПИТАЛЬНОМУ, АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ "ПЕРЕЧЕНЬ" предусматривает:
первичную медико-социальную помощь, диагностику и лечение в амбулаторных условиях (включая доврачебную, неотложную и скорую медицинскую помощь), осуществление мероприятий по профилактике заболеваний населению из расчета в среднем:
- 8.9 посещения к врачам (и врачами на дому) на одного жителя в год,
- 8.5 посещений на одного ребенка до 14 лет;
- 9 посещений на одного жителя старше трудоспособного (пенсионного) возраста;
- 8.9 на одного взрослого жителя трудоспособного возраста (при достаточном поступлении взносов от работодателей, в противном случае этот уровень может составить посещения в год, а посещений будут обеспечиваться за счет добровольного страхования или платных услуг).
ПО СТАЦИОНАРНОМУ РАЗДЕЛУ медицинской помощи населению гарантируется госпитализация больных с:
- острыми заболеваниями и обострением хронических заболеваний;
- травмами, ожогами, отравлениями;
- инфекционными и онкологическими заболеваниями;
- при беременности и родах;
- абортах по медицинским и социальным показаниям, а также плановую госпитализацию нуждающихся в обследовании и лечении.
Объем стационарной помощи составит:
- 230.0 госпитализации в среднем на 1000 жителей в стационары всех типов, включая ведомственные, стационары дневного пребывания при больницах и поликлиниках, "стационары на дому", а также госпитализацию в дома сестринского ухода.
При этом расчетная потребность в коечном фонде больниц составит 97.06 койки на 10 тыс. жителей, а с учетом коек по медико-социальному уходу 109.44.
"Перечень" ориентирован на значительную интенсификацию использования материальной базы и оптимизацию структуры сети больниц и поликлиник, как по профилям коек, так и по типам, учреждений.
Сокращена кратность ранее декларировавшихся диспансерных посещений, и частота повторных посещений и т. д.
Сопоставление показателей Базовой программы с данными фактической статистики показывает значительные резервы для повышения фондовооруженности и фондоемкости труда медперсонала, как за счет сокращения числа коек и врачебных должностей, так и за счет оптимизации структуры сети и кадров ЛПУ. Предстоит структурная более технологическая и более дорогостоящая перестройка.
Расчетные данные представлены в приложении N 1 к данным "Методическим рекомендациям" в виде сложной комбинационной таблицы, в которой все показатели требуемых объемов внебольничной и стационарной медицинской помощи по контингентам населения, а также необходимые для этого ресурсы, сведены к конкретной специальности в виде относительных показателей (на 1000 соответствующего (по возрасту) населения и в среднем на 10 тыс. жителей, а также в абсолютных данных (стоимость медицинской помощи в рублях).
При экономическом обосновании Базовой Программы обязательного медицинского страхования учтены оптимальные параметры распределения коечного фонда на различных уровнях иерархии оказания медицинской помощи, структура коечного фонда, число больных, пролеченных на одной койке и другие показатели, послужившие основой для разработки.
Предусмотренные "Перечнем" показатели объемов медицинской помощи являются средними, расчетными по территории России и НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НОРМОЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОНКРЕТНОГО ПАЦИЕНТА.
Они используются как рычаги государственного управления средствами по оказанию медицинской помощи. Кроме того они служат ориентиром для соблюдения принципа "общественной целесообразности и общественной солидарности" при медицинском страховании различных групп населения. При этом отдельный пациент не должен быть ущемлен и получить тот объем помощи, который соответствует диагнозу и тяжести его заболевания.
Расчет СТОИМОСТИ Базовой программы основывался на изучении потребности в объемах медицинской помощи и расходах на единицу медицhнских услуг с последующей индексацией расходов в связи с ростом цен (инфляцией) и принятыми государственными актами по упорядочению оплаты труда в здравоохранении.
В соответствии со статьей 24 Закона о медицинском страховании граждан России были также учтены возможные затраты на организацию страхового дела в стране и минимальный уровень рентабельности медицинских услуг.