Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

от 14 сентября 1993 года N ВГ-4-01/145Н


РАЗЪЯСНЕНИЯ
по отдельным вопросам, связанным с применением
налогового законодательства о налогообложении
прибыли (дохода) юридических лиц

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2002 года в связи с введением в действие главы 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации

на основании приказа МНС России от 3 июля 2002 года N БГ-3-02/336
____________________________________________________________________


Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в связи с поступающими с мест запросами разъясняет следующее:

1. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения должна учитываться разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации. Учитывая, что этот порядок до настоящего времени не установлен, можно ли при определении прибыли от реализации основных фондов применить вместо индекса инфляции коэффициент, использованный при проведении переоценки основных фондов?

Поскольку порядок увеличения на индекс инфляции Верховным Советом Российской Федерации не установлен, прибыль от реализации основных фондов следует исчислять как разницу между продажной и остаточной стоимостью.

2. Чем руководствоваться при определении рыночной стоимости производимой продукции, покупных товаров и основных средств при исчислении налогооблагаемой прибыли, если:

- вся производимая продукции реализована по цене ниже себестоимости, покупные товары - по цене ниже цены приобретения, а основные средства - по цене ниже балансовой стоимости;

- продукция и имущество реализованы в порядке прямого обмена?

Если вся производимая продукция реализуется или обменивается по ценам не выше ее себестоимости, для целей налогообложения прибыли следует принимать рыночную цену, сложившуюся в данном регионе по данному виду продукции, но при этом она должны быть выше себестоимости.

Аналогичный порядок определения цены для целей налогообложения при реализации покупных товаров, по которым применена цена реализации не выше цены их приобретения.

При осуществлении прямого обмена и реализации основных средств и иного имущества по ценам не выше балансовой стоимости сумма сделки для целей налогообложения определяется по рыночной цене, сложившейся в данном регионе, но при этом она должна быть выше балансовой стоимости имущества данного предприятия.

Во всех приведенных случаях должны применяться рыночные цены, действовавшие на момент исполнения сделок.

Регион - сфера обращения товара в данной местности, которая определяется исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на близлежащей по отношению к покупателю территории.

При этом под близлежащей территорией наряду с национально- и административно-территориальными, национально-государственными образованиями понимается конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований.

3. Согласно внесенным дополнениям в Закон Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"* с 01.01.93 в состав внереализационных доходов включаются суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности. Возникает вопрос - подлежит ли включению в состав вышеуказанных доходов предприятия суммы средств, полученные безвозмездно от физического лица, а также стоимость полученных безвозмездно от других предприятий основных средств, товаров и другого имущества, и по какой стоимости?

----------------

* В дальнейшем Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"

Согласно пункту 11 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом на прибыль. Указанные средства подлежат отражению на счете 88 "Фонды специального назначения" субсчет "Фонд пополнения оборотных средств".

Налогообложению подлежат не только денежные средства, полученные безвозмездно от других предприятий, но и другие виды средств (основные средства, товары, другое имущество).

При определении налогооблагаемой прибыли в расчет принимается стоимость основных средств, товаров и иного имущества не ниже их балансовой стоимости, числящейся у передающего предприятия.

В случае несоблюдения этого порядка предприятиям разрешается внести необходимые уточнения в расчеты по налогу на прибыль за 9 месяцев текущего года.

При выявлении налоговыми органами фактов занижения налогооблагаемой прибыли по указанной причине после представления таких расчетов штрафные санкции применяются в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством.

4. В 1992 году на увеличение уставного фонда ТОО отнесены суммы, перечисленные в качестве учредительного взноса или на развитие общества юридическими и физическими лицами, не являющимися учредителями. Правомерно ли учесть эти поступления при налогообложении прибыли?

В данном случае налогообложению подлежат только средства, перечисленные юридическими лицами, не являющимися учредителями.

5. Переоценка основных средств отражена в балансе на 01.10.92 года. Автомашина продана в августе 1992 года по старой цене. Следует ли переоценить ее и облагать налогом разницу?

Согласно письму Минфина России от 08.10.92 N 16-05/3 "Об отдельных вопросах по переоценке основных фондов (средств)" переоценке по состоянию на 01.07.92 подлежали основные средства, числящиеся на балансе предприятия на эту дату, т.е. и объекты, выбывшие у предприятия после 1 июля 1992 года. При этом разрешено результаты от выбытия (реализации) в период с 1 июля по 1 октября 1992 года объектов основных средств (включая оборудование к установке и незавершенное строительство), возникшие в связи с их переоценкой, относить не на результаты деятельности предприятия, а за счет фонда индексации имущества, учитываемого на счете 88 "Фонды специального назначения" субсчет "Фонд индексации имущества".

6. Возможна ли была реализация основных средств (транспорта) до 1 июля 1992 года по ценам ниже балансовой стоимости?

Указанные основные средства могут быть реализованы по любой цене, однако при реализации основных фондов по ценам ниже балансовой стоимости для целей налогообложения должна определяться выручка исходя из рыночных цен на эти средства, действовавшие на момент реализации.

7. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) на балансе предприятия, оказывает платные услуги населению. Надо ли эту прибыль включать в прибыль от прочих видов деятельности или на эту сумму уменьшать содержание самого ЖКХ?

Прибыль от оказания платных услуг должна учитываться в составе валовой прибыли предприятий и облагаться налогом.

8. Какие виды деятельности относятся к предпринимательской деятельности у бюджетных организаций?

Все виды деятельности (кроме основной) направленные на получение прибыли (дохода) и не запрещенные действующим законодательством.

9. Имеет ли право предприятие часть затрат которого покрывается ассигнованиями из бюджета, устанавливать метод определения выручки от реализации по бюджетным ассигнованиям, по выполненным работам, по хоздоговорам - по мере поступления средств на расчетный счет?

Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 20.03.92 N 10* предприятиями при принятии учетной политики на отчетный год устанавливается единый метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) независимо от источника финансирования производства и реализации продукции (работ, услуг). Пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552** установлено, что метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.

----------------

* В дальнейшем Положение о бухгалтерском учете и отчетности.

** В дальнейшем Положение о составе затрат

10. Каков порядок взаимоотношений с бюджетом организаций и учреждений, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности по средствам, полученным за выдачу лицензий?

Порядок взаимоотношений с бюджетом указанный организаций и учреждений по средствам, полученным за выдачу лицензий, устанавливается в каждом отдельном случае законами или постановлениями Правительства.

По вопросу лицензирования транспортной деятельности необходимо руководствоваться письмом Госналогслужбы России, Минфина России, Минтранса России от 06.11.92 N ВГ-4-01/72н/8-04-5/РТИ-14/568 "О средствах на выдачу лицензий" строительной деятельности - письмами Госналогслужбы России от 23.07.92 N 01-1 "О государственном лицензировании строительной деятельности на территории РСФСР", от 14.01.93 N ВГ-6-01/22 "О продлении сроков лицензирования строительной деятельности для организаций и предприятий, начавших свою деятельность после 1 января 1989 года" и от 09.03.93 N ВГ-4-01/28н "О продлении сроков лицензирования проектных подразделений Союза архитекторов России".

11. На балансе предприятия есть жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое отпускает на сторону пар, тепло. Кроме того, снабжает паром и теплом свои дома. Должен ли быть в этом случае раздельный учет доходов от реализации теплоэнергии и где должен найти отражение полученный доход?

Необходимо вести раздельный учет доходов от реализации теплоэнергии на сторону и содержания дома. Доход, полученный от отпуска теплоэнергии на сторону должен учитываться в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).

При исчислении льгот по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму затрат предприятия (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящегося на его балансе жилищного фонда.

12. Имеют ли право на получение льготы по отчислениям в резервный фонд товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО)?

Создание резервных фондов акционерными обществами (открытого и закрытого типов) предусмотрено постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах". Среди организационно-правовых форм предприятий, установленных Законом РСФСР от 25.12.90 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст.11), указано "акционерное общество закрытого типа (товарищество с ограниченной ответственностью)", следовательно, ТОО имеют право на получение упомянутой выше льготы при условии, что их уставы содержат положение о создании резервного фонда.

13. Распространяются ли права акционерных обществ по созданию резервного фонда на их филиалы?

Постановлением Совета Министров РСФСР "Об утверждении Положения об акционерных обществах" предусмотрено создание резервных фондов для акционерных обществ в размере не мене 10 процентов уставного капитала.

Формирование резервных фондов установлено для предприятий, по своей организационно-правовой форме зарегистрированных как акционерное общество, и связано с величиной его уставного капитала.

Поскольку сами филиалы по своей организационно-правовой форме не соответствуют условия регистрации и требованиям Положения об акционерных обществах, то вышеприведенный порядок формирования резервных фондов и предусмотренные в связи с этим льготы по налогообложению прибыли на них не распространяются.

14. Если участники совместной деятельности согласно договору решили не распределять полученную в результате этой деятельности прибыль, а использовать ее вновь в рамках совместной деятельности, то каков в этом случае порядок налогообложения?

Налогоплательщики - участники совместной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством могут направлять на совместную деятельность средства только после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, т.е. после распределения прибыли от этой деятельности и налогообложения ее у каждого из участников в установленном порядке.

15. Какой уставный фонд следует принимать при определении суммы отчислений в резервный фонд предусмотренный учредительными документами или фактически сформированный?

Резервный фонд не должен превышать 25 процентов от средств, фактически перечисленных в уставный фонд.

16. Утвержден ли на 1993 год особый порядок расчетов с бюджетом по налогу на прибыль по предприятиям (основной деятельности) воздушного транспорта Департамента воздушного транспорта и предприятиям (основной деятельности) Минсвязи России?

Установленный порядок расчетов по налогу на прибыль в 1993 году по предприятиям Департамента воздушного транспорта доведен до налоговых органов письмом Госналогслужбы России от 11.03.93 N ВГ-6-01/110 "О порядке расчетов с бюджетом предприятий основной деятельности воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации с 1993 года", а по предприятиям связи основной деятельности Минсвязи России - письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 21.04.93 N ВГ-4-01/61н, 16.04.93 N 48 "Об особенностях применения предприятиями связи основной деятельности Министерства связи Российской Федерации, управлениями и учреждениями почтовой связи при Минсвязи России Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 года N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

--------------------------------------------------------------------

С 1 января 1996 года налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной отменен - см.Федеральный закон N 64-ФЗ от 25 апреля 1995 года.

--------------------------------------------------------------------

17. Предприятия и организации, осуществляющие хозрасчетную деятельность, но по оплате труда приравненные документами Правительства Российской Федерации к бюджетным организациям, в случае превышения фактических расходов по оплате труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), по сравнению с их нормируемой величиной должны ли уплачивать в бюджет налог с суммы этого превышения?

Предприятия и организации, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" являются плательщиками налога на прибыль (кроме полностью освобожденных от уплаты налога), а также предприятия, получившие убыток от хозяйственной деятельности, должны уплачивать в бюджет налог с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной.

18. Учитываются ли при исчислении налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной среднесписочная численность и расходы по оплате труда студентов и учащихся, проходящих производственную практику на предприятии?

Согласно п.14.6 Инструкции по статистике численность и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР от 17.09.87 N 17-10-0370 студенты и учащиеся в указанном случае не включаются в среднесписочную численность.

Учитывая, что оплата их труда включается в фонд оплаты труда (п.7 Положения о составе затрат) при исчислении нормируемой величины расходов на оплату труда в среднесписочную численность работников предприятия для целей налогообложения следует включать студентов и учащихся, проходящих производственную практику.

19. Объектом налогообложения является превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции по сравнению с их нормируемой величиной; как быть, если на предприятии подсобные цеха не входят в основную деятельность, учитывать ли при налогообложении оплату труда работников этих цехов?

При определении превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, подлежащих налогообложению, следует учитывать расходы на оплату труда, включенные в себестоимость продукции (работ, услуг).

20. Включаются ли надбавки к заработной плате за разъездной, подвижной характер работ в фактические расходы на оплату труда и увеличивается ли на эту сумму нормируемая величина расходов на оплату труда?

В соответствии с п.7 (абзац 6) Положения о составе затрат выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, включаются в состав затрат на оплату труда и относятся на себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно инструкции Госкомстата России от 13.10.92 N 6-3/124 "О составе затрат, направляемых на потребление" к компенсирующим выплатам относится надбавка за подвижной и разъездной характер работ для работников, непосредственно занятых на строительстве, реконструкции и капитальном ремонте. Нормы и порядок возмещения указанных расходов установлены постановлением Минтруда России от 03.03.93 N 44 с учетом изменений и дополнений от 28.06.93 N 127, доведенных до налоговых органов письмами Госналогслужбы России соответственно от 19.04.93 N ЮУ-6-10/48 и от 24.08.93 N ЮУ-6-10/285. Нормируемая величина расходов на оплату труда на эти расходы не увеличивается, поскольку это не предусмотрено постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

21. При проверках правильности определения расходов на оплату труда, принимаемых при исчислении налога на убыточных предприятиях, обнаруживаются значительные суммы доначислений в бюджет. За счет каких источников указанные предприятия должны производить расчеты с бюджетом по доначисленным суммам?

Уплата в бюджет налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной по таким предприятиям производится за счет их собственных средств.

22. Многие предприятия с 1993 года часть расходов на оплату труда производят за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, включают в фонд потребления натуральные выплаты, в т.ч. приобретение путевок, проездных билетов. Следует ли учитывать указанные расходы в расчете налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной?

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»