ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2011 года N 163-ПП
г.Екатеринбург
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044), от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343), а также в целях создания условий повышения уровня комфортности проживания населения в Свердловской области в многоквартирных домах, создания благоприятных условий для развития детей различного возрастного уровня за счет строительства и реконструкции детских игровых и спортивных площадок, плоскостных сооружений Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Одобрить Концепцию областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы (далее -Программа).
2. Определить заказчиком Программы Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.) обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в Правительство Свердловской области до 1 марта 2011 года.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Шевелева Ю.П.
5.Настоящее постановление "публиковать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
А.Л.Гредин
Концепция областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы
Концепция областной целевой программы "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области -"Тысяча дворов" на 2011-2015 годы разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведева и во исполнение поручения Губернатора Свердловской области А.С.Мишарина о создании условий повышения уровня комфортности проживания населения, благоприятных достойных условий для развития детско-юношеского и спортивного воспитания, а также в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ" ("Областная газета", 2010, 24 сентября, N 342-343).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 926-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2009, N 8-1, ст.1044), от 29.12.2010 N 1910-ПП ("Областная газета", 2011, 18 января, N 7), создание комфортной среды проживания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства является приоритетным направлением развития Свердловской области, развития человеческого потенциала.
Формирование благоприятной среды жизнедеятельности является основной целью градостроительной политики, осуществляемой в пределах жилых территорий органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Наряду с градостроительными, архитектурными, техническими аспектами важное значение для формирования высоких архитектурно-художественных, функционально-планировочных, социально-бытовых, санитарно-гигиенических и экологических качеств имеет благоустройство территорий. Жилье не может считаться комфортным, если окружение здания не благоустроено.
Благоустройство жилых территорий является комплексной многоаспектной задачей. Понятие "благоустройство" включает комплекс мероприятий: поинженерному благоустройству (инженерная подготовка и инженерное оборудование, искусственное освещение), социально-бытовому благоустройству, внешнему благоустройству (озеленение, организация движения транспорта и пешеходов, оснащение территории малыми архитектурными формами и элементами благоустройства).
Областная целевая программа "Комплексное благоустройство дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области - "Тысяча дворов" на 2011-2015 годы (далее - Программа) позволит органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области выполнить мероприятия в сфере благоустройства. При ее реализации появится возможность повышения уровня благоустройства населения, проживающего в городах и иных населенных пунктах в Свердловской области, создания достойных условий для развития подрастающего поколения, привлечения новых идей в сферу архитектуры и реализации дизайнерских решений по комплексному благоустройству дворовых территорий.
Комфортность проживания в многоквартирных жилых домах также определяется уровнем благоустройства придомовых территорий с учетом организации во дворах дорожно-тропиночной сети, реконструкции озеленения, устройства газонов и цветников, освещения территории двора, размещения элементов и малых архитектурных форм, детских спортивно-игровых площадок, комплектации дворов элементами городской мебели, организации площадок для выгула собак, устройства хозяйственных площадок для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода, упорядочения парковки индивидуального транспорта, обустройства мест сбора мусора.
Следует также отметить наличие проблем и в части технического содержания имеющихся дворовых сооружений и зеленых насаждений. В городах и населенных пунктах существуют бесхозяйные детские игровые и спортивные площадки, имеющие, как правило, высокий процент износа и представляющие опасность для жизни и здоровья.
В настоящее время 75 процентов спортивных сооружений от их общего количества имеют разрушение бортового камня и покрытия, 63 процента детских игровых площадок из размещенных во дворах Свердловской области не имеют ограждений от внутриквартальных проездов, 50 процентов оборудованных и обустроенных дворовых территорий от общего их количества не отвечают требованиям и решениям современного комплексного благоустройства. Имеются многочисленные обращения граждан по вопросам затененности жилых помещений и разрушения строительных конструкций жилых домов разросшимися зелеными насаждениями. На протяжении десятилетий не решаются вопросы организации внутридворовых автостоянок.
Одной из причин неблагоустроенности дворовых территорий является дефицит средств в местных бюджетах муниципальных образований в Свердловской области, ежегодно выделяемых на новое строительство и содержание объектов внешнего благоустройства.
Проблемой для решения вопроса комплексного благоустройства дворовых территорий является также застройка населенных пунктов жилыми домами средней и малой этажности, которая характеризуется небольшими расстояниями между зданиями, дробностью открытых пространств, высокой плотностью строений. На таких территориях население обеспечивается лишь минимальным комплексом функционально совместимых элементов благоустройства, не выдерживаются нормы, предъявляемые к размещению автостоянок и парковок (минимальное удаление от окон зданий составляет от 10 до 35 метров).
Изменение требований жителей к комфортности городского образа жизни и острота проблем, накопившихся в сфере благоустройства придомовых территорий, предполагают выведение этих вопросов в разряд первостепенных.
При этом использование программно-целевого метода для решения задач, направленных на повышение уровня благоустроенности дворов, определяется тем, что данные задачи:
входят в число приоритетов при формировании федеральных целевых программ;
требуют значительных бюджетных расходов и сроков реализации, превышающих один год;
носят комплексный характер;
их решение оказывает существенное влияние на социальное благополучие общества, позволяет создать условия для повышения уровня комфортности проживания за счет грамотного функционального зонирования территорий, решения вопросов озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и
подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.
При использовании программно-целевого метода возможно достижение соответствия нормативным показателям принятых решений и запланированных мероприятий по благоустройству, обеспечивающим:
полноту предоставления услуг в сфере социально-бытового благоустройства;
номенклатуру малых архитектурных форм и планировочных элементов, их размеры и доступность;
требуемые санитарно-гигиенические и экологические условия;
возможность создания условий, отвечающих современным требованиям, для физического и эстетического развития подрастающего поколения.
В настоящее время площадь жилищного фонда Свердловской области составляет более 97,8 млн. квадратных метров, в том числе более 80,5 млн. квадратных метров, или 82,3 процента, в городах и поселках городского типа и 17,3 млн. квадратных метров, или 17,7 процента, в сельской местности.
На территории Свердловской области насчитывается около 109 тыс. многоквартирных домов, более 37 тыс. дворов.
Согласно данным, поступившим от муниципальных образований в Свердловской области, о состоянии и обеспеченности детскими игровыми и спортивными комплексами в настоящее время детскими игровыми площадками оборудовано около 5 тыс. дворов, что составляет 14 процентов от их общего количества.
В населенных пунктах в Свердловской области имеются 59 площадок для выгула домашних животных, расположенных вне территории дворов с учетом обеспечения их доступности, что составляет менее одного процента от требуемого количества (7000 площадок).
На протяжении десятилетий не решаются вопросы организации внутридворовых автостоянок.
В соответствии с методиками, применяемыми для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам и установления критериев выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности, стоимость расходных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области на мероприятия по благоустройству в 2009 году составляла 211,9 рубля на одного человека, в 2010 году - 148,7 рубля
на одного человека, в 2011 году планируется в размере 156, 3 рубля на одного человека.
Если не использовать программно-целевой метод, в населенных пунктах в муниципальных образованиях в Свердловской области могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением муниципальных программных мероприятий, невыполнением муниципальными образованиями в Свердловской области принятых обязательств по финансированию мероприятий, запланированных в муниципальных целевых программах по благоустройству дворовых территорий, что может привести к созданию не завершённых строительством объектов, невыполнению программных целей.
Способами ограничения рисков, связанных с недостаточным ресурсным обеспечением муниципальных программных мероприятий, являются: осуществление постоянного мониторинга реализации программных мероприятий, своевременная корректировка мероприятий, показателей и индикаторов Программы, перераспределение финансовых ресурсов с учётом приоритетности мероприятий и в зависимости от темпов достижения поставленных целей, распределение функций, полномочий и ответственности исполнителей мероприятий Программы.
Выполнение Программы предполагается осуществлять с 1 апреля 2011 года по 31 декабря 2015 года.
Организация выполнения Программы не требует выделения отдельных этапов ее реализации.
Программа предполагает достижение повышения уровня благоустройства и комфортности проживания населения в Свердловской области к 2015 году.
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения результатов реализации мероприятий по комплексному благоустройству дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной среды в муниципальных образованиях в Свердловской области.
Целью Программы является создание условий для повышения уровня комфортности проживания за счет грамотного функционального зонирования территорий, решения вопросов озеленения, цветочного оформления, размещения игровых и спортивно-оздоровительных комплексов для детей и подростков разных возрастных групп, площадок для отдыха взрослых, выгула и дрессировки собак, организации дорожно-тропиночной сети, упорядочения размещения легкового автотранспорта на дворовых территориях.
Задачей Программы, направленной на достижение цели, связанной с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере благоустройства, является предоставление государственной поддержки муниципальным образованиям в Свердловской области на реализацию аналогичных муниципальных программ по комплексному благоустройству дворовых территорий за счет средств областного бюджета. Целевыми показателями и индикаторами Программы являются:
обеспечение государственной поддержки муниципальных образований в Свердловской области в реализации первоочередных мероприятий для повышения уровня комфортности проживания граждан за счет функционального зонирования дворовых территорий;
увеличение удельного веса площади дворовых территорий, оборудованных детскими игровыми площадками.
В целях объективной оценки достижения поставленных целей, выполнения основных задач и мероприятий Программы будут установлены количественные значения целевых показателей (индикаторов), которые определяются расчетным методом.
По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования Программы на 2011-2015 годы составляет более 1, 5 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета, средств бюджетов муниципальных образований в Свердловской области.
Объемы финансирования, включенные в Программу, за счет всех перечисленных выше источников, предполагается направить на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства дворовых территорий в муниципальных образованиях в Свердловской области.
При уменьшении объема финансирования инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства по результатам торгов объем субсидии из областного бюджета
местным бюджетам на софинансирование инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства подлежит уменьшению в той же сумме.