Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА 2010 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 31.07.2012)


2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в районах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Алтайского края. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными, либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности сейсмических воздействий, в частности, землетрясение мощностью 9 баллов на Алтае в 2003 году.

С целью уточнения сейсмической опасности территории страны Российской академией наук путем использования усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97). В соответствии с новыми картами сейсмологическая опасность на территории многих субъектов Российской Федерации была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3 балла, то есть уровень риска на этих территориях значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.

В таблице 1 представлены муниципальные образования Алтайского края, на территории которых баллы по карте ОСР-97 - от 7 баллов и выше.

Таблица 1

N п/п

 Муниципальное образование       

 1  

 2                    

1.   

г. Алейск                              

2.   

г. Барнаул                             

3.   

г. Белокуриха                          

4.   

г. Бийск                               

5.   

Алейский район                         

6.   

Алтайский район                        

7.   

Бийский район                          

8.   

Быстроистокский район                  

9.   

Ельцовский район                       

10.  

Заринский район                        

11.  

Змеиногорский район                    

12.  

Зональный район                        

13.  

Калманский район                       

14.  

Косихинский район                      

15.  

Красногорский район                    

16.  

Краснощековский район                  

17.  

Курьинский район                       

18.  

Кытмановский район                     

19.  

Локтевский район                       

20.  

Первомайский район                     

21.  

Петропавловский район                  

22.  

Поспелихинский район                   

23.  

Рубцовский район                       

24.  

Смоленский район                       

25.  

Советский район                        

26.  

Солонешенский район                    

27.  

Солтонский район                       

28.  

Тогульский район                       

29.  

Топчихинский район                     

30.  

Третьяковский район                    

31.  

Троицкий район                         

32.  

Усть-Калманский район                  

33.  

Усть-Пристанский район                 

34.  

Целинный район                         

35.  

Чарышский район                        

36.  

Шипуновский район                      


Список населенных пунктов Алтайского края с указанием интенсивности сейсмического воздействия в баллах приведен в приложении 5 к нормативам градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 14 октября 2009 года N 431. На их территории площадью 93275 кв. км, что составляет 56% всей территории Алтайского края, проживают 1564,2 тыс. человек, или 63% всего населения края. Вместе с тем застройка территорий этих городов и районов велась без учета такого уровня сейсмической активности. По предварительным экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности до 50% объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы, находящихся на этих территориях, а обобщенное значение сейсмического риска для территории Алтайского края составляет 1,4 (при минимальном значении 0,1).

Разрушение жилых домов, иных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений может привести к значительным людским и материальным потерям. Комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий осуществляет Российская академия наук. В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1, реализован ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью. Системы сейсмометрических наблюдений и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное прогнозирование землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность данного природного явления затрудняет достижение высокой достоверности краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.

На органы исполнительной власти Алтайского края и местного самоуправления в рамках соответствующих полномочий возложена ответственность за реализацию комплексных превентивных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности территорий муниципальных образований, сейсмостойкости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, включая строительство новых зданий и сооружений взамен тех, восстанавливать и усиливать которые экономически нецелесообразно.

С целью активизации работ в данном направлении принята федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365), предусматривающая выделение из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, реализующим региональные программы, субсидий на усиление существующих объектов и строительство новых. Приоритетными направлениями в ближайшей и среднесрочной перспективе является проведение комплексных мероприятий по минимизации потерь вследствие разрушительных землетрясений и создание необходимых условий для бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их последствий.

(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 07.10.2010 N 443)

Эффективность решения поставленных задач определяется следующим:

четкое следование установленным целям и задачам для достижения ожидаемых конечных результатов и показателей социально-экономической эффективности;

применение системного подхода к планированию и выполнению целевых мероприятий, с учетом определенных приоритетов и необходимости решения первоочередных задач;

эффективное взаимодействие и координация действий органов исполнительной власти и местного самоуправления;

привлечение средств в установленных объемах за счет из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.

Все это может быть обеспечено на основе применения программно-целевого метода с использованием организационно-финансовых механизмов взаимодействия, а также путем координации усилий и концентрации финансовых ресурсов.