Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в районах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Алтайского края. В последние годы на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в районах, традиционно считавшихся сейсмически неопасными, либо, по прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности сейсмических воздействий, в частности, землетрясение мощностью 9 баллов на Алтае в 2003 году.
С целью уточнения сейсмической опасности территории страны Российской академией наук путем использования усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97). В соответствии с новыми картами сейсмологическая опасность на территории многих субъектов Российской Федерации была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3 балла, то есть уровень риска на этих территориях значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.
В таблице 1 представлены муниципальные образования Алтайского края, на территории которых баллы по карте ОСР-97 - от 7 баллов и выше.
Таблица 1
N п/п | Муниципальное образование |
1 | 2 |
1. | г. Алейск |
2. | г. Барнаул |
3. | г. Белокуриха |
4. | г. Бийск |
5. | Алейский район |
6. | Алтайский район |
7. | Бийский район |
8. | Быстроистокский район |
9. | Ельцовский район |
10. | Заринский район |
11. | Змеиногорский район |
12. | Зональный район |
13. | Калманский район |
14. | Косихинский район |
15. | Красногорский район |
16. | Краснощековский район |
17. | Курьинский район |
18. | Кытмановский район |
19. | Локтевский район |
20. | Первомайский район |
21. | Петропавловский район |
22. | Поспелихинский район |
23. | Рубцовский район |
24. | Смоленский район |
25. | Советский район |
26. | Солонешенский район |
27. | Солтонский район |
28. | Тогульский район |
29. | Топчихинский район |
30. | Третьяковский район |
31. | Троицкий район |
32. | Усть-Калманский район |
33. | Усть-Пристанский район |
34. | Целинный район |
35. | Чарышский район |
36. | Шипуновский район |
Список населенных пунктов Алтайского края с указанием интенсивности сейсмического воздействия в баллах приведен в приложении 5 к нормативам градостроительного проектирования Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 14 октября 2009 года N 431. На их территории площадью 93275 кв. км, что составляет 56% всей территории Алтайского края, проживают 1564,2 тыс. человек, или 63% всего населения края. Вместе с тем застройка территорий этих городов и районов велась без учета такого уровня сейсмической активности. По предварительным экспертным оценкам, имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности до 50% объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы, находящихся на этих территориях, а обобщенное значение сейсмического риска для территории Алтайского края составляет 1,4 (при минимальном значении 0,1).
Разрушение жилых домов, иных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений может привести к значительным людским и материальным потерям. Комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий осуществляет Российская академия наук. В рамках федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1, реализован ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью. Системы сейсмометрических наблюдений и прогнозирования чрезвычайных ситуаций позволяют обеспечить достаточно надежное прогнозирование землетрясений на среднесрочную перспективу. Однако сложность данного природного явления затрудняет достижение высокой достоверности краткосрочного прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.
На органы исполнительной власти Алтайского края и местного самоуправления в рамках соответствующих полномочий возложена ответственность за реализацию комплексных превентивных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности территорий муниципальных образований, сейсмостойкости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, включая строительство новых зданий и сооружений взамен тех, восстанавливать и усиливать которые экономически нецелесообразно.
С целью активизации работ в данном направлении принята федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2014 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365), предусматривающая выделение из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, реализующим региональные программы, субсидий на усиление существующих объектов и строительство новых. Приоритетными направлениями в ближайшей и среднесрочной перспективе является проведение комплексных мероприятий по минимизации потерь вследствие разрушительных землетрясений и создание необходимых условий для бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их последствий.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 07.10.2010 N 443)
Эффективность решения поставленных задач определяется следующим:
четкое следование установленным целям и задачам для достижения ожидаемых конечных результатов и показателей социально-экономической эффективности;
применение системного подхода к планированию и выполнению целевых мероприятий, с учетом определенных приоритетов и необходимости решения первоочередных задач;
эффективное взаимодействие и координация действий органов исполнительной власти и местного самоуправления;
привлечение средств в установленных объемах за счет из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников.
Все это может быть обеспечено на основе применения программно-целевого метода с использованием организационно-финансовых механизмов взаимодействия, а также путем координации усилий и концентрации финансовых ресурсов.