АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 года N 605-А
Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 2012 годы"
Документ с изменениями внесёнными:
-постановлением Администрации автономного округа от 18.02.2010 N 85-А
-постановлением Правительства автономного округа от 27.01.2011 N 40-П
-постановлением Правительства автономного округа от 19.05.2011 N 318-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.07.2011 N 533-П
-постановлением Правительства автономного округа от 23.08.2011 N 603-П
-постановлением Правительства автономного округа от 26.09.2011 N 655-П
-постановлением Правительства автономного округа от 25.01.2012 N 11-П
-постановлением Правительства автономного округа от 24.12.2012 N 1150-П
В целях реализации Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа", дальнейшего совершенствования систем прогнозирования и стратегического планирования Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кима А.М.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В. Неёлов
от 11 ноября 2009 г. N 605-А
Ведомственная целевая программа "Развитие системы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы"
(в ред. от 19.05.2011 N 318-П)
Наименование субъекта бюджетного планирования | департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) |
Наименование программы | ведомственная целевая программа "Развитие систем ы прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на 2010 - 2012 годы" (далее – Программа) |
Цели и задачи | цель: |
Целевые индикаторы и показатели | степень выполнения годовых прогнозов по ключевым показателям социально-экономического развития автономного округа достигнет 95% |
Характеристика программных мероприятий | 1. Разработка законов и нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих процесс стратегического планирования. |
Сроки реализации | 2010 - 2012 годы |
Объемы финансирования - всего, в том числе текущая деятельность | всего - 67 640,0 тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в результате реализации Программы будут исполнены основные положения Закона автономного округа от 27 апреля 2011 года N 49-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа", начнет действовать целостная система стратегического планирования, позволяющая более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения автономного округа |
В 2009 году Указом Президента Российской Федерации была создана правовая основа стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, представляющая собой систему концептуальных положений по формированию основных направлений внешней и внутренней политики государства.
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, сформировавшая систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Таким образом, с учётом утверждённой Правительством Российской Федерации 17 ноября 2008 года Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года была образована комплексная система стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, подлежащая реализации на всей территории России федеральными и региональными органами государственной власти.
Система стратегического планирования предполагает формирование способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития, в связи с чем возникла необходимость создания на территории автономного округа полноценной системы стратегического планирования и механизмов реализации установленных стратегических целей и приоритетов. Система стратегического планирования в автономном округе начала создаваться в 2008 году, когда был принят основополагающий Закон автономного округа от 25 декабря 2008 года N 121-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа". В этом же году постановлением Государственной Думы автономного округа от 14 ноября 2008 года N 1541 утверждена Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и постановлением Администрации автономного округа от 18 июня 2009 года N 343-А утверждена Схема территориального планирования автономного округа. (с изм. от 19.05.2011 N 318-П)
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года N 49-ЗАО "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа" установлены основы стратегического планирования в автономном округе, система отношений и стратегических документов, посредством принятия и исполнения которых реализуются стратегические цели развития автономного округа. Создание полноценной, действующей системы стратегического планирования в автономном округе направлено на формирование долгосрочных решений и позволит: (с изм. от 19.05.2011 N 318-П)
- обеспечить стабильность в обществе;
- укрепить государственную и общественную безопасность;
- улучшить качество жизни населения;
- устойчиво развиваться экономике автономного округа;
- повысить конкурентоспособность региона.
Действующие в настоящее время в автономном округе методики прогнозирования основных макроэкономических показателей социально-экономического развития автономного округа в целях разработки проекта окружного бюджета путём индексирования и экспертных оценок не дают необходимой точности расчётов. Также недостаточно автоматизирована база данных статистических показателей, необходимая для анализа социально-экономических процессов, что затрудняет аналитическую работу.
Высокий уровень стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу требует внесения ежегодных корректировок в основные стратегические документы. Кроме этого, учитывая масштабность и значимость регионального стратегического пакета документов, требуется надлежащий уровень их проработки с участием научно-исследовательских институтов.
Поэтому органам власти и местного самоуправления автономного округа предстоит сформировать полноценную систему постоянного мониторинга и прогноза социально-экономического развития автономного округа, позволяющего своевременно отслеживать изменения, происходящие в мире и России, гибко и своевременно реагировать на новые вызовы времени путём внесения корректировок в стратегические документы автономного округа и последующей концентрации ресурсов на решении проблем в экономике и социальной сфере.
Создание полноценной действующей системы стратегического планирования включает: (с изм. от 19.05.2011 N 318-П)
- создание программно-аппаратных комплексов по мониторингу и прогнозу событий в социально-экономической жизни региона с учётом событий в России и мире;
- подготовку высококвалифицированных кадров в органах государственной власти автономного округа и муниципальных образований;
- подготовку нормативно-правовой базы по формированию и исполнению стратегических документов, контроля и ответственности за их исполнение;
- привлечение научно-исследовательских институтов, экспертных организаций для формирования прогнозов и приоритетов.
Решение данных проблем на настоящем этапе наиболее эффективно может быть осуществлено в рамках ведомственной целевой программы.
(раздел в ред. от 19.05.2011 N 318-П)
Цель Программы: повышение качества прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития автономного округа.
Задачи Программы:
- нормативное и правовое обеспечение процессов прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития автономного округа;
- совершенствование методической, информационной, технической и кадровой поддержки процесса стратегического планирования.
Основным критерием оценки эффективности выполнения Программы является качественная подготовка документов по стратегическому планированию социально-экономического развития.
Эффективная реализация поставленных задач позволит сформировать качественный пакет стратегических документов социально-экономического развития региона, позволяющий оценить основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, своевременно вносить необходимые изменения в принятые стратегические документы, уточнять ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа.
В результате Программа позволит создать целостную систему стратегического управления социально-экономическим развитием автономного округа, позволяющую более эффективно использовать государственные ресурсы на развитие автономного округа и повышение благосостояния населения.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в таблице 1.
Перечень программных мероприятий
(тыс. руб.)
N | Наименование программного мероприятия | 2010 год | 2011 год | 2012 год | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Разработка законов и нормативных правовых актов автономного округа, регламентирующих процесс стратегического планирования | ||||
2. | Выполнение работ по корректировке Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и разработке Программы социально-экономического развития автономного округа до 2020 года | ||||
3. | Обеспечение среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях | 11 000,0 | 5 000,0 | 16 000,0 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
планирования потребностей в | |||||
4. | Создание системы мониторинга и анализа социально-экономического развития автономного округа ("Мониторинг Ямал") | 35 000,0 | 35 000,0 | ||
5. | Приобретение аппаратной платформы для функционирования системы "Мониторинг Ямал" | 2 955,0 | 2 985,0 | 5 940,0 | |
6. | Обеспечение эксплуатации и развитие системы мониторинга и анализа социально-экономического развития автономного округа ("Мониторинг Ямал") | 10 500,0 | 10 500,0 | ||
7. | Изготовление и распространение типографской, видео- и иной продукции о стратегических документах автономного округа | 200,0 | 200,0 | ||
Итого | 48 955,0 | 18 685,0 | 67 640,0 |
(раздел в ред. от 19.05.2011 N 318-П)
1. Разработка законов и нормативных правовых актов, необходимых в процессе стратегического планировании и исполнения стратегических документов.
Одним из основных мероприятий Программы, способствующим развитию системы прогнозирования и стратегического планирования, является разработка и совершенствование правовой базы автономного округа в сфере стратегического планирования. Развитие правовой базы будет осуществляться на протяжении всего периода реализации Программы и направлено на создание условий для качественного и своевременного составления стратегических документов.
Важным звеном в реализации стратегических приоритетов автономного округа будет являться их бюджетная обеспеченность, в связи с чем, планируется участвовать в реализуемой Министерством финансов Российской Федерации Программе реформирования региональных финансов субъектов Российской Федерации.
2. Выполнение работ по корректировке стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, в т.ч. системы стратегических целей и важнейших направлений (приоритетов) социально-экономической политики органов государственной власти автономного округа, будет производиться с учетом полученных результатов по прогнозам развития ситуации по основным тематическим разделам стратегии.
Корректировка Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года с учетом последних изменений в общественно-политической и экономической сферах позволит более качественно подготовить Программу социально-экономического развития автономного округа до 2020 года.
3. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 09 июня 2009 года N Пр-1468 о мерах по совершенствованию разработки баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики намечена реализация мероприятия, направленного на обеспечение среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования для нужд экономики автономного округа".(в ред. от 23.08.2011 N 603-П)
Средства на реализацию данного мероприятия могут передаваться некоммерческим организациям, осуществляющим аналогичные мероприятия, в соответствии с действующим бюджетным законодательством и нормативными правовыми актами автономного округа. (в ред. от 28.07.2011 N 533-П)
4. Создание графической модели социально-экономического развития автономного округа.
Целью реализации мероприятия является информационно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений региональными органами власти и состоит в решении следующего комплекса задач:
- визуализация мониторинга социально-экономических и финансовых показателей с целью контроля и комплексного анализа текущей социально-экономической ситуации на региональном уровне;