Недействующий

Об утверждении краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году"

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 15.01.2009 N 8

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году"


{ По тексту краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году" слова "общественные и временные работы" заменены словами "общественные работы и временное трудоустройство"; слова "организация общественных и временных работ в организациях края и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения" заменены словами "организация общественных работ и временного трудоустройства в организациях (на предприятиях) края и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения" в соответствующем падеже на основании постановления Администрации Алтайского края от 6 августа 2009 года N 349. }

Наименование
 программы

Краевая целевая программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году" (далее - Программа)

Основание для
 разработки программы

http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199100242.html "О занятости населения в Российской Федерации";

 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2009 г. N 436) { в редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900441.doc }

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

управление Алтайского края по труду и занятости населения

Цель программы

снижение напряженности на рынке труда края в условиях финансово-экономического кризиса

Задачи программы

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

 стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

 развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 развитие территориальной трудовой мобильности населения края

Целевой показатель программы

сдерживание роста зарегистрированной безработицы от численности экономически активного населения края на уровне не выше 4,3 % в среднегодовом исчислении { в редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900486.doc }

Сроки реализации программы

200 9 год

Основные мероприятия Программы

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, а также при установлении неполного рабочего времени, временной приостановке работ, вынужденном предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников;

 организация общественных работ и временного трудоустройства в организациях (на предприятиях) края и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

 содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера

Исполнители
 основных
 мероприятий
 программы

органы исполнительной власти Алтайского края;

 органы местного самоуправления;

 краевые государственные учреждения центры занятости населения;

 работодатели

Объемы и источники финансирования программы

субсидия из федерального бюджета - 829,9 млн. рублей;

 краевой бюджет - 44,5 млн. рублей
 { в редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900441.doc }

Ожидаемые результаты реализации программы

прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировка на новом рабочем месте) 4,9 тысячи работников организаций, находящихся под риском увольнения;

 создание 22,6 тысячи временных рабочих мест в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства 52,0 тысяч работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан;

 создание 2,7 тысячи новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

 оказание адресной поддержки 955 гражданам, переезжающим в другую местность в целях трудоустройства

{ В редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900441.doc . }

Контроль за реализацией программы

Администрация Алтайского края

В течение ряда последних лет в Алтайском крае отмечался экономический подъем, который стимулировал рост экономической активности населения и привел к увеличению численности занятых в экономике. В 2008 году средний уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения края достиг своего минимального значения за последние 4 года - 3,7 %.

Вместе с тем с октября 2008 года на рынке труда Алтайского края наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников. На начало 2009 года 19 организаций края заявили о проведенном и предстоящем массовом высвобождении 4,8 тыс. человек;

активное введение режимов неполной занятости в организациях. По состоянию на 15.01.2009 95 организаций края заявили о переводе 15,3 тыс. работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем (ФКП "Бийский олеумный завод" (1022 чел.), ОАО "Бийский котельный завод" (1800 чел.), ОАО "Алтайхимпром", г. Яровое (720 чел.), ОАО "ХК "Барнаултрансмаш" (2300 чел.); ОАО ПО "Алтайский моторный завод" (1580 чел.); ОАО "Барнаульский аппаратурно-механический завод" (670 чел.); ООО "Алтайская топливная аппаратура", г. Барнаул (617 чел) и др.;

остается высокой сумма просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января 2009 года она составила 93,0 млн. рублей. Основная сумма долга приходится на предприятие машиностроения - ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" - 57,1 млн. рублей, или 61,0 %. Кроме того, 31,1 млн. рублей, или 33,0 % долга приходится на 8 предприятий, находящихся в процессе банкротства, по которым вероятность выплаты заработной платы остается минимальной;

в октябре-декабре 2008 года на 42,0 % сократилось количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, - с 10,9 тысячи до 6,3 тысячи единиц;

численность обратившихся за содействием в поиске подходящей работы граждан увеличилась с 9,4 тыс. человек в сентябре до 12,1 тыс. в декабре;

численность безработных граждан за ноябрь-декабрь 2008 года возросла на 19,6 % - с 35,2 тыс. человек до 42,1 тысячи;

уровень регистрируемой безработицы соответственно возрос на 0,5 процентных пункта - с 2,8 % на 01.11.2008 до 3,2 % на 01.01.2009.

Данные негативные процессы усиливают уже имеющиеся объективные сложности на краевом рынке труда, такие как:

несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Более 70,0 % безработных граждан края проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0 % свободных вакансий. На рабочие профессии приходится 85,0 % от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 31,0 % имеет высшее или среднее профессиональное образование. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 33,0 %;

высокая доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Среди официально зарегистрированных безработных, по-прежнему, преобладают женщины - более 60,0 %. Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет среди безработных, состоящих на учете в органах службы занятости края, составляет 21,0 %. В общей численности безработных доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, составляет 30,0 %;

отсутствие в 303 населенных пунктах работодателей- товаропроизводителей;

высокий уровень регистрируемой безработицы. По состоянию на начало 2009 года среди 83 субъектов Российской Федерации Алтайский край занимает 74 место.

Анализ показывает, что наиболее острой проблемой в настоящее время является обеспечение занятости граждан, потерявших работу или находящихся под риском увольнения.

Определенное влияние на рост безработицы окажет увеличение количества обратившихся в центры занятости граждан из числа сезонных работников, работающих вахтовым методом, жителей сельской местности в связи с увеличением максимального размера пособия по безработице до 4900 рублей.

По прогнозу в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях края может сократиться на 38,6 тыс. человек. Наиболее крупное высвобождение прогнозируется в строительстве и стройиндустрии (порядка 7,0 тыс. человек), машиностроительном комплексе (19,3 тыс. человек), в сфере транспорта и связи (3,2 тыс. человек).

Увольнения работников в связи с проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников на январь-февраль 2009 года уже заявлены в объеме 3,0 тыс. человек, или в 1,8 раза больше, чем уволено по данному основанию в 1 квартале 2008 года (1,6 тыс. человек).

Наиболее крупные объемы высвобождения планируют ОАО ПО "Алтайский моторный завод" (453 чел.); ОАО "Алтайвагон" (620 чел.), ООО "Алтайская топливная аппаратура" (199 чел.); ЗАО "Бийский сахарный завод" (173 чел.); ОАО "Бийский котельный завод" (171 чел.).

Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости населения в целях поиска работы, может увеличиться до 121,1 тыс. человек, или на 20,5 % по сравнению с 2008 годом, доля высвобожденных работников среди них может достичь 21,0 %.

При этом ситуация может значительно усложниться в территориях:

с моноэкономической структурой производства (г. Заринск - градообразующее предприятие ОАО "Алтай-кокс", г. Новоалтайск - ОАО "Алтайвагон", г. Рубцовск - ОАО "Алттрак", г. Яровое - ОАО "Алтайхимпром", Заринский район - ОАО "Цемент");

трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных районах (Баевский, Косихинский, Ребрихинский, Славгородский, Троицкий и другие районы).