Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2009 года N 8

Об утверждении краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году"

Документ утратил силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 10 марта 2011 года N 109 "О некоторых актах Администрации края".

{ Изменения:
1. Постановление Администрации Алтайского края от 17 апреля 2009 года N 170;
2. Постановление Администрации Алтайского края от 6 августа 2009 года N 349;
3. Постановление Администрации Алтайского края от 3 сентября 2009 года N 380;
4. Постановление Администрации Алтайского края от 26 октября 2009 года N 440.
}

{ Новая редакция с изменениями от 26 октября 2009 года. }

В целях обеспечения занятости населения, снижения напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2009 г. N 436) постановляю { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 6 августа 2009 года N 349 }:

1. Утвердить краевую целевую программу "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году" (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Черепанова Н.П.

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 15.01.2009 N 8

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году"


{ По тексту краевой целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году" слова "общественные и временные работы" заменены словами "общественные работы и временное трудоустройство"; слова "организация общественных и временных работ в организациях края и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения" заменены словами "организация общественных работ и временного трудоустройства в организациях (на предприятиях) края и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения" в соответствующем падеже на основании постановления Администрации Алтайского края от 6 августа 2009 года N 349. }

Наименование
 программы

Краевая целевая программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году" (далее - Программа)

Основание для
 разработки программы

http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199100242.html "О занятости населения в Российской Федерации";

 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2009 г. N 436) { в редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900441.doc }

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти

управление Алтайского края по труду и занятости населения

Цель программы

снижение напряженности на рынке труда края в условиях финансово-экономического кризиса

Задачи программы

повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;

 стимулирование сохранения и создания рабочих мест;

 развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 развитие территориальной трудовой мобильности населения края

Целевой показатель программы

сдерживание роста зарегистрированной безработицы от численности экономически активного населения края на уровне не выше 4,3 % в среднегодовом исчислении { в редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900486.doc }

Сроки реализации программы

200 9 год

Основные мероприятия Программы

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, а также при установлении неполного рабочего времени, временной приостановке работ, вынужденном предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников;

 организация общественных работ и временного трудоустройства в организациях (на предприятиях) края и на социально значимых объектах для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

 содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

 адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера

Исполнители
 основных
 мероприятий
 программы

органы исполнительной власти Алтайского края;

 органы местного самоуправления;

 краевые государственные учреждения центры занятости населения;

 работодатели

Объемы и источники финансирования программы

субсидия из федерального бюджета - 829,9 млн. рублей;

 краевой бюджет - 44,5 млн. рублей
 { в редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900441.doc }

Ожидаемые результаты реализации программы

прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии, стажировка на новом рабочем месте) 4,9 тысячи работников организаций, находящихся под риском увольнения;

 создание 22,6 тысячи временных рабочих мест в рамках организации общественных работ и временного трудоустройства 52,0 тысяч работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан;

 создание 2,7 тысячи новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

 оказание адресной поддержки 955 гражданам, переезжающим в другую местность в целях трудоустройства

{ В редакции http://srv2009:8080/content/ngr/RU22DMJ200900441.doc . }

Контроль за реализацией программы

Администрация Алтайского края

В течение ряда последних лет в Алтайском крае отмечался экономический подъем, который стимулировал рост экономической активности населения и привел к увеличению численности занятых в экономике. В 2008 году средний уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения края достиг своего минимального значения за последние 4 года - 3,7 %.

Вместе с тем с октября 2008 года на рынке труда Алтайского края наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников. На начало 2009 года 19 организаций края заявили о проведенном и предстоящем массовом высвобождении 4,8 тыс. человек;

активное введение режимов неполной занятости в организациях. По состоянию на 15.01.2009 95 организаций края заявили о переводе 15,3 тыс. работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем (ФКП "Бийский олеумный завод" (1022 чел.), ОАО "Бийский котельный завод" (1800 чел.), ОАО "Алтайхимпром", г. Яровое (720 чел.), ОАО "ХК "Барнаултрансмаш" (2300 чел.); ОАО ПО "Алтайский моторный завод" (1580 чел.); ОАО "Барнаульский аппаратурно-механический завод" (670 чел.); ООО "Алтайская топливная аппаратура", г. Барнаул (617 чел) и др.;

остается высокой сумма просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января 2009 года она составила 93,0 млн. рублей. Основная сумма долга приходится на предприятие машиностроения - ОАО "Рубцовский машиностроительный завод" - 57,1 млн. рублей, или 61,0 %. Кроме того, 31,1 млн. рублей, или 33,0 % долга приходится на 8 предприятий, находящихся в процессе банкротства, по которым вероятность выплаты заработной платы остается минимальной;

в октябре-декабре 2008 года на 42,0 % сократилось количество вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости, - с 10,9 тысячи до 6,3 тысячи единиц;

численность обратившихся за содействием в поиске подходящей работы граждан увеличилась с 9,4 тыс. человек в сентябре до 12,1 тыс. в декабре;

численность безработных граждан за ноябрь-декабрь 2008 года возросла на 19,6 % - с 35,2 тыс. человек до 42,1 тысячи;

уровень регистрируемой безработицы соответственно возрос на 0,5 процентных пункта - с 2,8 % на 01.11.2008 до 3,2 % на 01.01.2009.

Данные негативные процессы усиливают уже имеющиеся объективные сложности на краевом рынке труда, такие как:

несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Более 70,0 % безработных граждан края проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 46,0 % свободных вакансий. На рабочие профессии приходится 85,0 % от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 31,0 % имеет высшее или среднее профессиональное образование. Доля вакансий с заработной платой выше прожиточного минимума составляет всего 33,0 %;

высокая доля граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда. Среди официально зарегистрированных безработных, по-прежнему, преобладают женщины - более 60,0 %. Доля безработной молодежи в возрасте 16-29 лет среди безработных, состоящих на учете в органах службы занятости края, составляет 21,0 %. В общей численности безработных доля граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, составляет 30,0 %;

отсутствие в 303 населенных пунктах работодателей- товаропроизводителей;

высокий уровень регистрируемой безработицы. По состоянию на начало 2009 года среди 83 субъектов Российской Федерации Алтайский край занимает 74 место.

Анализ показывает, что наиболее острой проблемой в настоящее время является обеспечение занятости граждан, потерявших работу или находящихся под риском увольнения.

Определенное влияние на рост безработицы окажет увеличение количества обратившихся в центры занятости граждан из числа сезонных работников, работающих вахтовым методом, жителей сельской местности в связи с увеличением максимального размера пособия по безработице до 4900 рублей.

По прогнозу в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях края может сократиться на 38,6 тыс. человек. Наиболее крупное высвобождение прогнозируется в строительстве и стройиндустрии (порядка 7,0 тыс. человек), машиностроительном комплексе (19,3 тыс. человек), в сфере транспорта и связи (3,2 тыс. человек).

Увольнения работников в связи с проведением мероприятий по сокращению численности или штата работников на январь-февраль 2009 года уже заявлены в объеме 3,0 тыс. человек, или в 1,8 раза больше, чем уволено по данному основанию в 1 квартале 2008 года (1,6 тыс. человек).

Наиболее крупные объемы высвобождения планируют ОАО ПО "Алтайский моторный завод" (453 чел.); ОАО "Алтайвагон" (620 чел.), ООО "Алтайская топливная аппаратура" (199 чел.); ЗАО "Бийский сахарный завод" (173 чел.); ОАО "Бийский котельный завод" (171 чел.).

Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости населения в целях поиска работы, может увеличиться до 121,1 тыс. человек, или на 20,5 % по сравнению с 2008 годом, доля высвобожденных работников среди них может достичь 21,0 %.

При этом ситуация может значительно усложниться в территориях:

с моноэкономической структурой производства (г. Заринск - градообразующее предприятие ОАО "Алтай-кокс", г. Новоалтайск - ОАО "Алтайвагон", г. Рубцовск - ОАО "Алттрак", г. Яровое - ОАО "Алтайхимпром", Заринский район - ОАО "Цемент");

трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных районах (Баевский, Косихинский, Ребрихинский, Славгородский, Троицкий и другие районы).

В крае принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке труда.

Проводится работа по обеспечению соблюдения трудового законодательства в отношении работающих граждан, высвобождаемых работников, а также работников, находящихся под риском увольнения.

Продолжается реализация 32 инвестиционных проектов при поддержке краевого бюджета, в рамках которых в 2009 году ожидается создание 4,3 тысячи дополнительных рабочих мест.

В территориальном разрезе центрами сосредоточения реализации инвестиционных проектов являются г. Барнаул, г. Бийск, г. Новоалтайск. В соответствии с этими проектами наибольшие потребности в кадрах формируются в Алтайском районе, г. Рубцовске и Рубцовском районе, г. Барнауле.

В то же время влияние мирового финансового кризиса отразилось и на ряде предприятий края, планирующих расширение и модернизацию производства, внедрение инновационных технологий, повышение конкурентоспособности.

На 8 предприятиях (6 из которых относятся к обрабатывающему производству), участвующих в реализации инвестиционных проектов, наблюдаются процессы, связанные с высвобождением персонала либо его неполной занятостью.

В условиях финансового кризиса во исполнение плана антикризисных мер, проводимых Администрацией края, принято решение об усилении мер поддержки малого и среднего бизнеса. Администрация края вошла с предложением в Минэкономразвития России о поддержке начинающих предпринимателей путем предоставления грантов для открытия собственного дела. Предполагаемые объемы: из средств краевого бюджета 50,0 млн. рублей, федерального бюджета - 200,0 млн. рублей, численность участников - более 1,0 тыс. субъектов малого предпринимательства.

В крае реализуется краевая целевая программа "Содействие занятости населения Алтайского края на 2007-2010 годы", утвержденная законом Алтайского края от 05.10.2007 N 104-ЗС.

В соответствии с системой мероприятий настоящей программы в 2009 году предусмотрено:

содействие трудоустройству на имеющиеся вакансии и вновь созданные рабочие места 82,5 тыс. человек, в том числе:

на условиях временной занятости в рамках специальных программ содействия занятости - 14,8 тыс. безработных граждан, из них около 80,0 % (11,6 тыс. человек) на общественные работы;

в свободное от учебы время - 28,8 тыс. подростков;

направление на профессиональное обучение профессиям, востребованным на рынке труда - не менее 7,0 тыс. человек.

В целом государственные услуги в области содействия занятости получат более 180,0 тысяч жителей Алтайского края.

Вместе с тем, указанных мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации в сфере занятости края. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 76,2 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 5,8 % от численности экономически активного населения { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 3 сентября 2009 года N 380 }.

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда. В этих целях Администрацией Алтайского края разработана данная программа.

Программа предусматривает комплекс дополнительных мер, направленных на:

создание новых рабочих мест, в том числе в малом и среднем бизнесе;

организацию временных оплачиваемых общественных работ для безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения { в редакции постановления Администрации Алтайского края от 6 августа 2009 года N 349 };

поддержку малого и среднего бизнеса;

организацию опережающего обучения высвобождаемых работников с целью сохранения занятости на предприятиях.

Кроме того, способствовать повышению занятости населения края будет максимальное замещение собственными трудовыми ресурсами рабочих мест, на которые работодатели заявили привлечение иностранной рабочей силы. Руководствуясь статьей 5.1. Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по приоритетному праву трудоустройства российских граждан на вакантные рабочие места, отказано в удовлетворении заявки на квоту 2009 года в привлечении иностранной рабочей силы 338 работодателям на 13,5 тыс. иностранных граждан. Краем подготовлено предложение на квоту в 2009 году на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в размере 4200 человек. Приказом Минздравсоцразвития России краю на 2009

год установлена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в количестве 3293 единиц.

В рамках развития системы социального партнерства между органами власти, работодателями и профсоюзами будет обеспечено:

оказание методической помощи в деятельности территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а также территориальных Советов председателей профсоюзных организаций, направленной на предотвращение негативных последствий финансово-экономического кризиса;

пересмотр территориальных трехсторонних (отраслевых) соглашений, коллективных договоров организаций в части установления работникам дополнительных льгот и гарантий в условиях складывающейся ситуации на рынке труда.

Через развитие частно-государственного партнерства в решении социально-трудовых проблем будет обеспечено заключение двухсторонних соглашений между органами власти и работодателями, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда.

Перечень программных мероприятий приведен в таблице 1.

2.1. По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения":

предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения, а также при установлении неполного рабочего времени, временной приостановке работ, вынужденном предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников. Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы профессионального обучения приведены в таблице 3.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»