Недействующий

ЗАКОН

     
АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
от 5 октября 2007 года N 104-ЗС

     

Об утверждении краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2007-2010 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 октября 2010 года на основании
Закона Алтайского края от 7 октября 2010 года N 86-ЗС
____________________________________________________________________

     
Принят
 постановлением
 Алтайского краевого
 Совета народных депутатов
 от 3 октября 2007 года N 587

     
Статья 1


Утвердить краевую целевую программу "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2007-2010 годы (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации
 Алтайского края
 А.Б.Карлин

г.Барнаул

5 октября 2007 года

N 104-ЗС

     
Приложение
к закону Алтайского края "Об утверждении
 краевой целевой программы "Содействие
занятости населения Алтайского края"
 на 2007-2010 годы"

     

КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения Алтайского края" на 2007-2010 годы

     

ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2007-2010 годы


Наименование
программы

краевая целевая программа "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Государственный заказчик программы

Администрация Алтайского края

Основной разработчик
программы

управление Алтайского края по труду и занятости населения

Цель программы

развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, обеспечение защиты граждан от безработицы, содействие их трудоустройству

Задачи программы

усиление государственного регулирования отношений, складывающихся на рынке труда Алтайского края в различных сферах деятельности;

повышение конкурентоспособности незанятых граждан;

содействие трудоустройству граждан, ищущих работу;

регулирование внутренней и внешней трудовой миграции;

оказание социальной поддержки безработным гражданам

Важнейшие целевые индикаторы программы

доля рынка труда, контролируемого органами службы занятости;

снижение численности официально зарегистрированных безработных граждан;

средняя продолжительность регистрируемой безработицы;

доля безработных граждан, снятых с учета по причине направления на профессиональное обучение с последующим трудоустройством;

уровень трудоустройства безработных граждан на временные работы;

уровень трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет по отношению к данной возрастной категории;

снижение количества официально зарегистрированных безработных за счет организации трудовой миграции;

доля граждан, получающих пособие по безработице, в общем числе официально зарегистрированных безработных

Сроки реализации программы

2007-2010 годы

Исполнители основных мероприятий программы

управление Алтайского края по труду и занятости населения;

управление Алтайского края по образованию и делам молодежи;

управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;

Алтайская торгово-промышленная палата (по согласованию);

военный комиссариат Алтайского края (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

краевые государственные учреждения центры занятости населения;

работодатели (по согласованию)

Объемы и источники

краевой бюджет - 3678,1 млн.рублей, в том

финансирования программы

числе в 2007 году - 1145,1 млн.рублей. Финансирование осуществляется в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в рамках переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения за счет средств:

местных бюджетов - 60,1 млн.рублей (по согласованию);

внебюджетных источников - 131,4 млн.рублей (по согласованию).

Объемы финансирования программы подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о федеральном, краевом, местных бюджетах на очередной финансовый год

Ожидаемые результаты реализации программы

увеличение доли трудоустроенных в общем количестве граждан, ищущих работу при содействии органов службы занятости населения, - с 40 до 60 процентов;

снижение к 2010 году численности безработных граждан и уровня безработицы (по отношению к численности экономически активного населения) до 7,5 процента;

снижение к 2010 году уровня регистрируемой безработицы (по отношению к численности экономически активного населения) до 4,8 процента;

уменьшение к концу 2010 года дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на регистрируемом рынке труда до 9,0 незанятых граждан на одну вакансию.

     

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Несмотря на позитивные изменения в экономике Алтайского края, ситуация в сфере занятости населения остается сложной.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю (далее - Алтайкрайстат), в 2006 году численность экономически активного населения составила 1313,9 тыс.человек, из них 1198,0 тыс.человек (91,2 процента) были заняты в экономике. Занимались поиском работы и в соответствии с методологией Международной организации груда классифицировались как безработные 115,9 тыс.человек (8,8 процента экономически активного населения). Численность официально зарегистрированных безработных в 2006 году находилась в пределах 68,0-85,7 тыс.человек (60-75 процентов от общего числа безработных), по состоянию на начало 2007 года составила 76,3 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению на 1 января 2007 года достиг 5,8 процента, превысив уровень безработицы по Сибирскому федеральному округу (3,2 процента). Неравномерное распределение рабочих мест, а также различия в социально-экономическом положении повлекли дифференциацию территорий Алтайского края по уровню безработицы. Максимальное его значение превысило минимальное более чем в 17 раз. Наиболее сложная ситуация складывается в Баевском, Калманском, Косихинском, Ребрихинском, Славгородском районах, где уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения на 1 января 2007 года составил 12,5-17,9 процента (по краю - 4,7 процента).

На состояние рынка труда оказывают влияние следующие факторы:

высвобождение работающих в ходе реорганизации и реструктуризации предприятий различных отраслей экономики. Так, по данным Алтайкрайстата, в 2006 году с крупных и средних предприятий Алтайского края выбыло в связи с сокращением численности или ликвидацией предприятий 13,4 тыс.человек, при этом дополнительно создано 8,8 тыс.рабочих мест, что не восполнило количество ликвидированных рабочих мест;

сокращение работающих в организациях основных видов экономической деятельности - среднесписочная численность работников крупных и средних организаций Алтайского края в 2006 году по сравнению с 2005 годом сократилась более чем на 30 тыс. человек, или на 4,7 процента;

напряженная ситуация на рынке труда в сельской местности, где проживает более 70 процентов безработных, в то время как вакансии составляют порядка 13 процентов от их общего числа в Алтайском крае. Уровень официальной безработицы по отношению к трудоспособному населению в сельской местности (на 1 января 2007 года - 7,8 процента) традиционно превышает средний по Алтайскому краю (на 1 января 2007 года - 4,7 процента). В настоящее время в Алтайском крае 293 сельских населенных пункта (18 процентов от их общего числа), где проживает порядка 34,0 тыс.трудоспособных граждан, не имеют ни одного работодателя - товаропроизводителя;

качественное и количественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. В банке вакансий Алтайского края около 73 процентов приходится на рабочие профессии, большинство из которых связаны с использованием неквалифицированного труда, каждая четвертая вакансия - с заработной платой ниже прожиточного минимума, каждая вторая - с заработной платой ниже среднекраевого уровня, что затрудняет их заполнение. Число граждан, ищущих работу, более чем в два раза превышает потребность в рабочей силе;

медленная перестройка системы государственного профессионального образования. Масштабы, структура и формы первичной подготовки кадров в недостаточной степени учитывают изменения спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе; вторичное обучение (дообучение, переподготовка и повышение квалификации) не стало массовым и продолжает ориентироваться лишь на отдельные группы населения, нуждающиеся в трудоустройстве;

недостаточное реформирование трудовой сферы, в результате чего отмечаются значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, высокая концентрация рабочей силы на убыточных предприятиях, вынужденная неполная занятость, низкая эффективность труда и низкие заработки значительной части работающих, отсутствие экономической зависимости доходов работника от его трудового вклада, что является стимулом для увольнения работников по собственному желанию и их выхода на рынок труда в целях поиска работы;

низкая конкурентоспособность отдельных социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) в связи с ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам;

недостаточная мотивация к труду у определенных групп населения. За последние 3 года доля граждан, обратившихся в органы службы занятости населения и имеющих длительный (более года) перерыв в работе, возросла с 21,1 до 30,9 процента.

Исходя из сложившейся ситуации на рынке труда Алтайского края разработаны программные мероприятия, которые направлены на решение следующих задач:

усиление государственного регулирования отношений, складывающихся на рынке труда Алтайского края в различных сферах деятельности и в территориальном разрезе. Реализация программных мероприятий позволит увеличить долю рынка труда, контролируемую органами службы занятости (отношение числа граждан, ищущих работу через органы службы занятости населения, к числу граждан, вышедших на рынок труда Алтайского края в целях поиска работы) с 53,9 процента в 2007 году до 57,9 процента в 2010 году, а также постепенно снизить численность официально зарегистрированных безработных граждан на 3,6-7,3 процента (в среднемесячном исчислении). Средняя продолжительность регистрируемой безработицы снизится с 6,0 месяцев в 2007 году до 5,3 - в 2010 году;

повышение конкурентоспособности незанятых граждан. Доля безработных граждан, снятых с учета по причине направления на профессиональное обучение с последующим трудоустройством, возрастет с 5,5 процента в 2007 году до 6,1 процента в 2010 году. Численность граждан, направленных на профессиональное обучение с последующим трудоустройством, в городских округах и муниципальных районах Алтайского края приведена в таблице 4;

содействие трудоустройству граждан, ищущих работу. Уровень трудоустройства безработных граждан на временные работы планируется в пределах 8,7-9,3 процента;

регулирование внутренней и внешней трудовой миграции. Реализация программных мероприятий позволит сократить на 1,2 процента ежегодно количество официально зарегистрированных безработных за счет организации трудовой миграции;

оказание социальной поддержки безработным гражданам, благодаря чему снизится социальная напряженность на рынке труда. Доля граждан, получающих пособие по безработице, в общем числе официально зарегистрированных безработных к 2010 году снизится до 72,0 процентов.

II. Мероприятия Программы


Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

информирование по вопросам занятости населения;

повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение организаций края рабочими и специалистами требуемых профессий и квалификации;

содействие трудоустройству граждан;

социальная поддержка безработных граждан.

Перечень основных мероприятий приведен в таблице 1.

III. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, местных бюджетов (по согласованию), внебюджетных источников (по согласованию).

Основным источником финансового обеспечения Программы является краевой бюджет. Расходы краевого бюджета предусматриваются за счет средств Федерального фонда компенсаций в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Определение объема финансовых средств на реализацию мероприятий по содействию занятости населения и социальную поддержку безработных граждан производится в соответствии с Методикой определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 35.

Общий объем финансирования Программы из краевого бюджета составляет 3678, 1 млн.рублей.

Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о федеральном, краевом, местных бюджетах на очередной финансовый год.

Финансирование Программы осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На реализацию Программы по согласованию привлекаются средства местных бюджетов в размере 60,1 млн.рублей, а также средства внебюджетных источников - 131,4 млн.рублей.

Сводные финансовые затраты на реализацию Программы приведены в таблице 2.

Финансовые затраты на реализацию мероприятий по содействию занятости населения в муниципальных районах и городских округах приведены в таблицах 5 и 6 соответственно.

Средства краевого бюджета на реализацию программных мероприятий управлением Алтайского края по труду и занятости населения направляются краевым государственным учреждениям центрам занятости населения в муниципальных районах и городских округах Алтайского края на основе их бюджетной заявки на реализацию мероприятий по содействию трудоустройству населения, профессиональному обучению и социальной поддержке безработных граждан.

IV. Оценка эффективности реализации Программы


Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предполагается использование системы целевых индикаторов (таблица 3).

Реализация Программы позволит:

создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы как работника, так и работодателя, посредством содействия развитию малого и среднего бизнеса, общественных и временных работ, оперативного трудоустройства граждан на созданные и вакантные рабочие места;

обеспечить развитие экономики на основе совершенствования системы обучения кадров, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

снизить социальную напряженность на рынке труда посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, содействия их трудоустройству, смягчения последствий долговременной безработицы.

V. Механизм реализации Программы


Контроль за реализацией Программы выполняет управление Алтайского края по труду и занятости населения. Исполнители мероприятий Программы предоставляют информацию о ходе ее реализации в управление Алтайского края по труду и занятости населения ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Управление Алтайского края по труду и занятости населения ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края отчет о ходе выполнения Программы.

В ходе выполнения Программы в установленном порядке будет осуществляться подготовка и представление в заинтересованные структуры отдельных аналитических материалов, результатов мониторингов, экспресс-информации о ситуации на рынке труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»