Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2009 года N 526-ПП

О Программе "Чистая вода" Свердловской области

____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 октября 2014 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 1 октября 2014 года N 842-ПП

____________________________________________________________________


На протяжении многих лет в городах и населенных пунктах в Свердловской области складывается напряженная ситуация с обеспечением населения питьевой водой стандартного качества и очисткой хозяйственно-бытовых сточных вод. Согласно данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, из-за загрязнения источников питьевого водоснабжения и неудовлетворительного технического состояния водопроводов 15,6 процента проб воды, поступающей потребителям из разводящей сети, не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям, а 4,6 процента - по микробиологическим показателям.

В целях выполнения на территории Свердловской области Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", обеспечения ускоренных темпов развития коммунальных систем водоснабжения и водоотведения с привлечением для этого внебюджетных источников финансирования, а также средств федерального и областного бюджетов Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Одобрить Программу "Чистая вода" Свердловской области (далее - Программа) (прилагается).

2. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (Шевелев Ю.П.) организовать реализацию Программы, в том числе:

1) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации при предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджету Свердловской области на софинансирование расходных обязательств Свердловской области, связанных с государственной поддержкой реализации инвестиционных проектов развития систем водоснабжения и водоотведения в Свердловской области, в случаях, когда предоставление таких субсидий предусмотрено федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными актами Правительства Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области в части выполнения муниципальных программ развития систем водоснабжения и водоотведения.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований в Свердловской области в 2009 году принять организационные меры, направленные на обеспечение подготовки и реализации инвестиционных программ развития и модернизации систем водоснабжения и водоотведения.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, члена Правительства Свердловской области Шевелева Ю.П.



Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.Кокшаров


К постановлению Правительства
Свердловской области
от 13 мая 2009 года N 526-ПП

ПРОГРАММА
"Чистая вода" Свердловской области

     

Параграф 1. Общие положения


Гарантированное обеспечение каждого гражданина России питьевой водой в необходимых количествах и безопасность водопользования являются одним из главных приоритетов социальной политики государства.

Свердловская область представляет собой старопромышленный регион, экономическое развитие которого было связано с размещением на его территории предприятий черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности, машиностроения, химической промышленности, энергетического и транспортного комплекса.

Промышленные предприятия в большинстве городов являются градообразующими, что обусловило проживание большинства населения в особо загрязненных зонах. Неблагоприятные экологические факторы, большой износ инженерных сооружений, а также недостаток финансовых средств и низкая эффективность использования имеющихся ресурсов привели к кризисному состоянию большинство систем коммунального водоснабжения и водоотведения.

В результате происходит дальнейшее загрязнение водных объектов, а питьевая вода для значительной части населения Свердловской области не отвечает установленным нормативам безопасности и не подается в требуемом количестве.

В связи с остротой вышеизложенных проблем необходимо использовать программно-целевой метод их решения, направив усилия на реализацию наиболее важных инвестиционных и научно-технические проектов.

Основные понятия и определения Программы "Чистая вода" Свердловской области (далее - Программа) базируются на основании международного стандарта ISO 24510 и федерального законодательства.

Параграф 2. Обоснование соответствия Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Свердловской области


Программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-Р, а также постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" (Собрание законодательства Свердловской области, 2008, N 8-1, ст.1274) и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" ("Областная газета", 2008, 14 октября, N 330-331).

Программа базируется на положениях Водного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и Свердловской области, регулирующих водные отношения и вопросы безопасности воды, потребляемой населением.

Программа является основой для разработки соответствующих муниципальных программ и планов мероприятий, а также осуществления практической деятельности в сфере водных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, обеспечивающими работу систем водоснабжения и удаления сточных вод.

Параграф 3. Актуальность Программы


Численность населения, проживающего на территории Свердловской области, составляет более 4 млн. человек, из них 56 процентов пользуются питьевой водой из поверхностных источников водоснабжения, 38 процентов - из подземных источников водоснабжения и 6 процентов - из нецентрализованных источников водоснабжения.

На территории области эксплуатируется 1372 источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, из них поверхностных - 45.

Централизованное водоснабжение имеется во всех 47 городах области, а также в 26 рабочих поселках городского типа и 255 сельских населенных пунктах.

На централизованных хозяйственно-питьевых водопроводах функционируют 54 объекта водоподготовки. При этом в технологических процессах подготовки воды в основном используются традиционное оборудование и реагенты (сернокислый алюминий, полиакриламид, хлор для обеззараживания).

В области используется 2443 нецентрализованных источника водоснабжения, в основном в сельской местности, которыми пользуются более 260 тыс.человек.

В результате высокой техногенной нагрузки и загрязнения токсичными веществами Свердловская область относится к регионам с напряженной экологической ситуацией, а около 18 процентов ее территории подвержено деградации окружающей природной среды.

Вода поверхностных источников водоснабжения характеризуется повышенным содержанием гуминовых веществ, которые влияют на количество образовавшихся хлорорганических соединений, а также показатели цветности, мутности, содержание марганца.

Подземные воды характеризуются повышенным содержанием кремния, марганца, железа. В восточных районах области в воде подземных источников отмечаются повышенные уровни природного содержания бора, брома, лития, натрия, хлоридов и сульфатов. На пяти территориях (Артемовский городской округ, Белоярский городской округ, городской округ Богданович, город Каменск-Уральский, муниципальное образование Красноуфимский округ) отмечаются повышенные уровни природного содержания в воде кальция и ее повышенная жесткость.

Кроме того, для вод Урала характерно относительно низкое содержание фтора и йода.

Анализ сложившейся ситуации выявил следующие нерешенные проблемы:

1) отсутствуют проекты организации зон санитарной охраны или не принимаются меры по выполнению режимных мероприятий на территории этих зон на более чем 60 процентах от общего количества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Удельный вес источников, не соответствующих санитарным правилам, составляет 13,3 процента от их числа, в том числе не соответствующих санитарным правилам по организации зон санитарной охраны, - 12,8 процента;

2) поверхностные источники хозяйственно-питьевого водоснабжения загрязнены ливневыми и паводковыми водами, а также неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами, в том числе поступающими с очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации.

По данным мониторинга качества воды, в источниках централизованного водоснабжения доля неудовлетворительных проб по санитарно-химическому составу составляет 26,1 процента от общего числа проб (по Российской Федерации 15,2 процента), а по микробиологическим показателям - 4,5 процента.

Не соответствуют требованиям по санитарно-химическим показателям также 43,3 процента воды от общего объема воды, потребляемой из нецентрализованных источников водоснабжения, особенно в Асбестовском городском округе, муниципальном образовании Алапаевское, Невьянском городском округе, Нижнетуринском городском округе, Новолялинском городском округе, Туринском городском округе, Тавдинском городском округе, Талицком городском округе;

3) для водоподготовки в большинстве случаев применяются устаревшие неэффективные технологии и реагенты, которые не способны очистить воду от природных загрязняющих веществ и вирусных загрязнений. При этом зачастую мощности очистных сооружений недостаточны для пропуска всего объема забираемой из природных источников воды, а в ряде населенных пунктов сооружения водоподготовки отсутствуют;

4) по-прежнему острой остается проблема вторичного загрязнения питьевой воды в связи с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием распределительных сетей. Так, 15,6 процента от общего числа проб питьевой воды в распределительных сетях не соответствуют требованиям санитарных правил. Основными загрязняющими веществами питьевой воды, подаваемой населению области, являются хлорорганические соединения (хлороформ, 4-хлористый углерод), железо, марганец, остаточный алюминий.

Более половины водопроводов области подают воду с повышенным содержанием железа и марганца, что способствует развитию аллергических реакций, болезней крови, отложению соединений железа в органах и тканях. Особенно неблагополучны в этом отношении городской округ Верхотурский, Ирбитское муниципальное образование, Ивдельский городской округ, Камышловский городской округ, Кировградский городской округ, Кушвинский городской округ, городской округ Красноуральск, город Нижний Тагил, Талицкий городской округ, Слободо-Туринский муниципальный район, Байкаловский муниципальный район, Пышминский городской округ, Тугулымский городской округ.

Неблагополучными по содержанию в питьевой воде хлорорганических загрязнений являются практически все города, использующие для централизованного водоснабжения поверхностные водные объекты: города Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Первоуральск, Полевской, Ревда и другие. В результате воздействия хлорорганических соединений повышается риск развития онкологических заболеваний и поражений печени;

5) неэффективно эксплуатируются нецентрализованные источники водоснабжения, низкое качество воды которых обусловлено в основном слабой защищенностью водоносных горизонтов от загрязнений с поверхности территорий и отсутствием требуемой зоны санитарной охраны.

В последние годы водохозяйственная проблема приобрела еще большую остроту, поскольку из-за недостаточных темпов модернизации и развития отрасли во многих городах и населенных пунктах Свердловской области системы водоснабжения и удаления сточных вод продолжают деградировать и население не обеспечено питьевой водой в необходимом количестве.

Сегодня более 30 процентов городов и населенных пунктов области получают воду по графику.

Срочной модернизации или замены требуют более 35 процентов мощностей водопроводов и систем водоотведения.

Резкое нарастание уровня аварийности в системах водоснабжения и водоотведения, а также износ основных фондов свидетельствуют о том, что критическая точка уже пройдена.

Для нормализации ситуации ежегодно необходимо менять или ремонтировать 8-10 процентов сетей, в срочном порядке осуществлять развитие сооружений водоподготовки и очистки сточных вод в целях достижения требуемых современными нормативами параметров качества питьевой воды и недопущения загрязнения природных водных объектов.

Параграф 4. Стратегическая цель и задачи Программы

1. Стратегической целью Программы является обеспечение населения Свердловской области питьевой водой, соответствующей установленным санитарно-гигиеническим требованиям, в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей и сохранения здоровья граждан, а также снижение загрязнения природных водных объектов - источников питьевого водоснабжения сточными водами от городов и других населенных пунктов.

2. Для достижения стратегической цели необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих приоритетных задач:

1) в сфере источников водоснабжения:

осуществление организации и обустройства зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;

увеличение объема использования подземных вод для обеспечения населения области питьевой водой;

создание резервных источников водоснабжения на случай маловодных периодов и чрезвычайных ситуаций;

2) в сфере организации водоснабжения:

осуществление строительства, реконструкции, повышения технического уровня и надежности функционирования систем водоснабжения, применения новых, прогрессивных технологий и оборудования, обеспечивающих подготовку воды, соответствующей установленным требованиям;

организация использования эффективных, максимально безопасных реагентов для очистки воды и ее обеззараживания;

обеспечение проведения регулярного контроля качества питьевой воды и широкого информирования населения и общественности;

3) в сфере рационального водопользования:

снижение непроизводственных потерь воды при ее транспортировке и использовании;

оптимизация количества потребляемой воды за счет оснащения всех групп потребителей системами учета, в том числе квартирными приборами учета расхода воды;

решение вопроса сокращения потребления питьевой воды на производственные нужды и нужды благоустройства;

4) в сфере водоотведения:

осуществление строительства, реконструкции систем и сооружений по сбору, очистке и отведению сточных вод с применением прогрессивных методов, технологий, материалов и оборудования, обеспечивающих качество сточных вод, соответствующее установленным требованиям при сбросе их в водные объекты;

осуществление строительства систем и сооружений для сброса и очистки ливневого стока с территорий поселений для снижения загрязнения водных объектов;

организация утилизации осадков сточных вод, исключающей вторичное загрязнение окружающей среды.

Параграф 5. Основные принципы реализации Программы


Основными принципами реализации Программы являются:

1) комплексность, системность планируемых мероприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»