ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2009 года N 233/7
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов"
(с изменениями на 3 февраля 2011 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 3 февраля 2011 года N 96/2.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 14.08.2008 N 674/30 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 25.02.2009 N 143/7) Правительство Московской области
постановляет:
Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов".
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов"
(с изменениями на 3 февраля 2011 года)
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Московской области от 14.08.2008 N 674/30 "О разработке проекта долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 25.02.2009 N 143/7) |
Государственный заказчик Программы | Министерство информационных технологий и связи Московской области |
Разработчик Программы | Министерство информационных технологий и связи Московской области |
Цели Программы | Обеспечение реализации прав населения Московской области, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и хозяйствующих субъектов на территории Московской области на получение современных услуг связи. |
Задачи Программы | Развитие инфраструктуры электросвязи и почтовой связи для обеспечения потребности в перспективных услугах связи населения Московской области, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и хозяйствующих субъектов на территории Московской области, а также в интересах развития промышленных округов на территории Московской области. |
Сроки реализации Программы | 2009-2012 годы |
Основные исполнители Программы | Органы государственной власти Московской области. |
(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 3 февраля 2011 года N 96/2, - см. предыдущую редакцию) | |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий 10,0 млрд.руб. |
Планируемые результаты Программы | Увеличение доли населения Московской области, имеющего возможность Интернет-доступа из дома (жилого дома, квартиры или комнаты либо части жилого дома или квартиры), до 70 процентов. |
(позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Московской области от 3 февраля 2011 года N 96/2, - см. предыдущую редакцию) |
Московская область занимала 14 место среди субъектов Российской Федерации по доходам от услуг связи общего пользования в 2007 году.
В 2005-2007 годах связь и телекоммуникации в Московской области развивались динамично. Наблюдался устойчивый рост объема услуг связи. Так, в 2006 году рост объема услуг связи общего пользования составил 20 процентов по отношению к 2005 году. В 2007 году доходы от услуг связи общего пользования выросли за год на 23 процента и составили 16,17 млрд.руб., из них объем реализации услуг связи населению составил 7,60 млрд.руб. - 47 процентов от суммы доходов от услуг связи общего пользования.
Для сферы связи и телекоммуникаций Московской области свойственны общероссийские тенденции:
высокие по сравнению с другими отраслями темпы роста;
активное внедрение новых технологий приема и передачи информации;
изменение структуры предоставляемых услуг связи.
Отмечается общая положительная тенденция в росте потребностей населения, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и хозяйствующих субъектов на территории Московской области, в качественно новых услугах связи, которые можно получить только на основе мультисервисных транспортных сетей (магистральных и сетей доступа).
Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов" (далее - Программа) является логическим продолжением и развитием программы Правительства Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2005-2008 годов", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.01.2005 N 41/51 "Об утверждении программы Правительства Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2005-2008 годов" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 12.02.2007 N 88/5).
Результатами реализации программы "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2005-2008 годов" явилось увеличение телефонной плотности в Московской области с 25,0 до 28,3 телефона на 100 жителей, сокращение очереди на установку телефонов с 350 тыс.человек до 55,5 тыс.человек. Доля альтернативных операторов связи в объеме предоставляемых на территории области услуг связи увеличилась до 22,6 процента. Все мероприятия программы финансировались только за счет внебюджетных средств.
Реализуемая программа позволила привлечь инвестиций в связь и телекоммуникации около 10 млрд.руб.
Для привлечения внебюджетных инвестиций в связь и телекоммуникации на перспективу разработана долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие связи и телекоммуникаций в Московской области на период 2009-2012 годов".
Для целей настоящей Программы услуги связи можно разделить на две группы: базовые услуги связи и новые услуги связи. К первой группе относятся услуги традиционной телефонной связи, универсальные услуги связи, ряд базовых почтовых услуг и другие. Ко второй группе относятся услуги связи на основе широкополосного доступа (IP-телефония, телевидение (видео), Интернет-доступ), услуги сетей сотовой подвижной связи стандарта 3G и другие.
Внедрение указанных групп услуг связи в конкретных муниципальных образованиях Московской области зависит от нынешнего состояния связи и телекоммуникаций в Московской области.
Так, в большинстве городов Московской области с населением более 50 тыс. человек услуги связи, отнесенные к группе базовые, доступны большей части населения. Здесь в среднесрочной перспективе - на 2009-2012 годы, задачей Программы является содействие операторам связи по внедрению новых услуг связи среди широких слоев населения и организаций.
В небольших населенных пунктах Московской области задачей Программы является содействие операторам связи для стопроцентного охвата населения услугами связи, объединенными в группу "базовые", в том числе универсальными услугами связи.
На территории Московской области созданы благоприятные перспективы для развития телекоммуникаций. Услуги связи в регионе предоставляют более 300 операторов связи. Однако, число лицензиатов по различным видам деятельности в области связи на территории Московской области существенно выше, - превышает 3 тыс., из них в Московской области зарегистрировано более 950 операторов связи.
Ниже дана краткая характеристика сферы связи и телекоммуникаций Московской области по основным сегментам и сформулированы ключевые проблемы, на решение которых направлены мероприятия, предусмотренные Программой.
Внутризоновые высокоскоростные цифровые транспортные сети составляют ядро современной региональной телекоммуникационной инфраструктуры. В последние годы в Московской области ряд операторов связи приступил к строительству или наращиванию таких сетей.
Однако, развитие инфраструктуры связи происходит неравномерно, существуют серьезные диспропорции в уровне доступности инфокоммуникационных услуг, реализуемых на основе высокоскоростных транспортных сетей.
Основными результатами реализации Программы в данном сегменте должны стать:
создание высокоскоростной цифровой транспортной инфраструктуры на основе сетей связи следующего поколения, обеспечивающей предоставление широкого спектра новых инфокоммуникационных услуг на основе широкополосного доступа для всех потребителей в Московской области;
опережающее создание телекоммуникационной инфраструктуры (мультисервисных цифровых транспортных сетей и сетей доступа) в создаваемых в Московской области промышленных округах.
По состоянию на 01.01.2008 общее число основных абонентских устройств городских и сельских телефонных сетей (основных телефонных аппаратов) в Московской области превысило 1,89 млн.номеров. Плотность основных телефонных аппаратов фиксированной связи в Московской области в 2007 году составила 28,3 телефонных аппарата на 100 человек, при этом:
в городах - 32 телефонных аппарата на 100 человек;
в сельской местности - 14,5 телефонных аппарата на 100 человек.
С 2005 года абонентская емкость местных (городских и сельских) сетей увеличилась более чем на 200 тыс.номеров. Это позволило значительно сократить очередь на установку стационарных телефонов. Если в 2005 году она составляла 370 тыс.человек, то к началу 2008 года - около 130 тыс.человек. При существующем темпе новых подключений абонентов Московской области через 1 год заявки на установку стационарного телефона, формируемые в основном в социальном секторе, будут удовлетворены.
В соответствии с этим в среднесрочной перспективе развитие местной телефонной связи будет осуществляться не только за счет прироста абонентской емкости, но и за счет развития дополнительных услуг сети связи общего пользования, предоставление которых будет возможно при переходе от аналоговых систем коммутации к цифровым.
Основными результатами реализации Программы в данном сегменте должны стать:
увеличение общей средней плотности стационарных телефонов в 2012 году до 32 телефонных аппаратов на 100 жителей;
увеличение числа дополнительных услуг на основе сети связи общего пользования.
В настоящее время в Российской Федерации происходит либерализация рынка услуг международной и междугородной телефонной связи (далее - МГ/МН). По состоянию на 01.04.2008 шесть компаний реализовали лицензии для оказания услуг МГ/МН телефонной связи. Однако, не все из них начали оказание услуг МГ/МН телефонной связи повсеместно.
Для того, чтобы абонент смог реализовать свое право выбора оператора междугородной и международной связи для получения соответствующей услуги, операторы местной телефонной связи должны провести ряд необходимых технических и организационных мероприятий.
С целью содействия развитию МГ/МН-связи Программой предусмотрены мероприятия по обеспечению взаимодействия между местными телефонными операторами и операторами МГ/МН-связи.
Основными результатами реализации Программы в данном сегменте должны стать:
дальнейшее развитие МГ/МН телефонной связи;
обеспечение абоненту возможности выбора способа пользования услугами МГ/МН-связи либо в режиме "Предварительный выбор оператора", либо в режиме "Выбор оператора при каждом вызове". К 2012 году должна быть обеспечена возможность выбора, как минимум, из трех федеральных операторов.
(подраздел в редакции, введенной в действие постановлением
Правительства Московской области от 3 февраля 2011 года N 96/2, -
см. предыдущую редакцию)
Документальная связь - наиболее динамично развивающийся сегмент в сфере связи и телекоммуникаций в Московской области. В последние годы все большую долю в доходах от услуг документальной связи составляют доходы от услуг доступа к сети Интернет (далее - услуг Интернет-доступа).
Анализ федерального законодательства по проблематике доступа к сети Интернет показал, что нормативные или методические документы по теме "Доступность услуг сети Интернет" до настоящего времени не разработаны. Поэтому прежде чем давать характеристику текущей доступности услуг сети Интернет на территории Московской области, целесообразно определить основные понятия по вышеуказанной проблематике для использования в настоящей Программе:
1) услуги сети Интернет - совокупность услуг Интернет-доступа, оказываемых юридическим и/или физическим лицам, а также услуг на базе сети Интернет;
2) доступность услуг сети Интернет - возможность приобретения и потребления Интернет-услуг населением Московской области;
3) точка общественного Интернет-доступа - общедоступное место в населенном пункте Московской области, в котором существует возможность Интернет-доступа (возмездного или безвозмездного) для населения Московской области;
4) интернет-провайдер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся (являющийся) оператором связи и предоставляющее (предоставляющий) услуги Интернет-доступа и другие услуги сети Интернет на основе полученной в установленном порядке лицензии на предоставление телематических услуг связи;
5) широкополосный Интернет-доступ (далее - ШПД) - Интернет-доступ с использованием проводных (xDSL, Ethernet/FTTx, DOCSIS, др.) или беспроводных (WiFi, WiMAX, 3G, др.) технологий, обеспечивающих минимальную техническую скорость в канале доступа не ниже 256 Кбит/с (в направлении к пользователю);
6) мультисервисные услуги - услуги связи, при оказании которых для передачи разных типов трафика используется один канал, что обеспечивает доставку потребителям множества различных услуг на единой технологической основе (Интернет, телевидение, телефония).
В I полугодии 2010 года доходы операторов связи от услуг Интернет-доступа в Московской области выросли по отношению к I полугодию 2009 года на 13,5 процента, при этом доходы, поступившие от населения, выросли на 26,6 процента. Причем более высокими темпами эти доходы растут у альтернативных операторов (в целом на территории Московской области услуги Интернет-доступа предоставляют более 300 операторов связи). Объем пропуска информации по сети Интернет в Московской области в I полугодии 2010 года по отношению к тому же периоду 2009 года вырос в 2,0 раза. По итогам 2009 года Московская область заняла третье место в Российской Федерации после Москвы и Санкт-Петербурга по количеству домохозяйств, имеющих подключение к сети Интернет.
Однако услуги сети Интернет не одинаково доступны населению Московской области. По данным ЗАО "Современные Телекоммуникации", в городах с населением более 50000 человек услуги сети Интернет доступны большинству жителей. Для них актуальна проблема повышения скорости Интернет-доступа и выбор оптимальных тарифных предложений Интернет-провайдеров. Иная ситуация в сельской местности и городах с населением менее 50000 человек. Здесь на первом плане стоит проблема доступности Интернет-услуг на базе проводного ШПД. Предлагаемые сотовыми операторами решения на основе сетей мобильной передачи данных технически доступны на всей территории Московской области, но они остаются сравнительно дорогостоящими. Кроме этого, качество услуг Интернет-доступа (например, средняя скорость Интернет-доступа) на базе действующих сетей мобильной передачи данных существенно уступает качеству проводного ШПД.